Карта казачьих отделов ККВ
Версия для печати

О деятельности землеустроительной комиссии Екатеринодарского отдела ведомства земледелия Кубанского краевого правительства (1919–1920 гг.)

03.12.2012. Количество просмотров: 308

А.В. Бабич,
главный специалист
ГУ «Государственный архив
Краснодарского края»


Вопрос о земле всегда имел на Руси первостепенное значение. Многие умы столетиями бились над его разрешением. Не остался в стороне от этой темы и выдающий историк Ф.А. Щербина.

Под влиянием революционно-демократических идей Н.Г. Чернышевского на четвертом году обучения в Кавказской духовной семинарии он прервал учебу и вместе с братьями Григорием и Яковом Попко, Василием Архангельским и Кириллом Грачевым организовал в ст. Бриньковской одну из первых в стране земледельческих интеллигентских ассоциаций.

Артельщики преследовали цель на практике осуществить идеал хозяйствования – на принципах коллективного труда, не прибегая к эксплуатации наёмных рабочих: «Творить идейное, великое и послужить примером другим». Несмотря на то, что двухлетний опыт не принёс желанных плодов, Фёдор Андреевич в течение жизни ещё не раз вернётся к этой проблеме.

В начале 1890-х годов, будучи заведующим статистическим отделением земской управы в г. Воронеже, за труды в области изучения крестьянских хозяйств Воронежской губернии Ф.А. Щербина получил золотую медаль Русского географического общества. За книгу «История воронежского земства» (1891) от Академии наук – высшую денежную премию (1500 руб.)

Работая над изучением истории Кубанского края, он написал «Историю земельной собственности у кубанских казаков», «Общинный быт и землевладение у кавказских горцев», «Земельная община кубанских казаков» и др.

Земельный вопрос – важнейший в период революционных событий 1917 г. и последующей за ними Гражданской войны. Разрешить его пытались не только большевики, но и органы казачьей власти – Рада и краевое правительство.

29 августа 1917 г. было объявлено о созыве Кубанской войсковой Рады. На ней были избраны войсковой атаман полковник А.П. Филимонов и Законодательная Рада. После падения Временного правительства в октябре 1917 г. войсковое правительство объявило область на военном положении и приняло на себя всю полноту власти.

На Кубани фактически не было двоевластия, как в других местностях бывшей Российской Империи. На различных этапах власть принадлежала областному совету или войсковому (краевому) правительству, сформированному Законодательной Радой. Советы выступали как орган власти небольшой части населения и не играли существенной роли.

Органы казачьей власти – Рада и краевое правительство – стали, помимо исполкомов и советов, третьим центром власти (этого не было в остальной России). Законодательная Рада, начавшая работу в январе 1918 г., провозгласила Кубань самостоятельной республикой, готовой войти в состав будущей Федеративной России.

Однако весной 1918 г. политическая ситуация на Кубани резко изменилась. 14 марта на всей территории Кубанской области и Черноморской губернии устанавливается Советская власть. С этого времени в сельском хозяйстве начинается ликвидация крупного землевладения.

Упразднение сословий, передел земли и регулярные реквизиции создали предпосылки для перехода казачества на сторону А.И. Деникина. 17 августа деникинские войска взяли Екатеринодар. На Кубани установилась власть государственного образования, именуемого Кубанский край. Краевую власть представляла краевая Рада и её правительство. Параллельно действовал орган гражданского управления при командующем Добровольческой армией – Особое Совещание.

В таких политических условиях противостояния и Гражданской войны на Кубани стали осуществляться первые попытки решения земельного вопроса.

Отдельские, волостные, станичные и аульские землеустроительные комиссии образованы в 1919 г.; им предшествовали специальные комиссии, образованные летом – осенью 1918 г. До этого времени решение земельных вопросов возлагалось Кубанским краевым правительством на правительственный Совет. В феврале 1918 г. он выработал правила об организации земельных комитетов; но вследствие захвата власти большевиками в марте 1918 г. организовать комитеты фактически не удалось.

Несколько слов о специальных комиссиях. Приказом Кубанского краевого правительства от 13 июля 1918 г. № 13 атаманам отделов Кубанской области поручалось учредить специальные комиссии – под председательством войскового агронома для установления размеров арендной платы, для учета живого и мёртвого инвентаря, разграбленного в станицах, аулах, селениях и частновладельческих имениях, для распределения инвентаря между его владельцами, для учёта и распределения урожая, выработки арендных цен и платы за работу и пр.

Такие комиссии начали учреждаться во всех отделах Кубанской области, в том числе и в Екатеринодарском.

24 августа 1918 г. были образованы специальные комиссии в станицах Азовской, Бейсугской, Восточной; 2 августа – в ст. Бакинской; 26 сентября – в Воронежской, 16 августа – в Динской; 14 октября – в Ключевой; 2 сентября в – Кутаисской; 22 августа – в Ладожской; 23 августа – в Мартанской; 26 августа – в станицах Новотитаровской, Новодмитриевской и Саратовской; 15 августа – в Пашковской, 5 сентября – в Рязанской; 18 августа – в Суздальской; 30 августа – в Ставропольской; 14 сентября – в Старокорсунской; 22 августа – в Северской; 29 августа – в Николаевской; 2 сентября – в Новосевастопольской; 28 октября – в Еленовской, 9 сентября – в Пятигорской, 1 марта 1919 г. – в Преображенской.

13 мая 1919 г. Кубанское краевое правительство утвердило Положение об учреждении при Ведомстве земледелия отдела краевого Земельного фонда и землеустройства и Землеустроительных комиссий в отделах края. Оно было опубликовано в газете «Вольная Кубань» 22 мая (Приложение к № 110).

В соответствии с этим положением в Екатеринодарском и других отделах стали образовываться землеустроительные комиссии.

8 июня 1919 г. непременному члену Землеустроительной комиссии Екатеринодарского отдела было предложено оповестить население станиц об открытии действий Землеустроительной комиссии отдела, а также о её местонахождении и приёмных часах.

Землеустроительные комиссии на местах были образованы для проведения в жизнь Закона о земельной реформе в Кубанском крае, принятого Чрезвычайной краевой Радой 7 декабря 1918 г. По мнению Рады, реформа должна была поднять благосостояние кубанцев; главное – разрешить старый больной вопрос о земле, который на протяжении нескольких десятков лет волновал население Кубани, путём частичного перераспределения частновладельческих имений. Гражданская война помешала решению этого вопроса.

По Положению 1919 г. Землеустроительные комиссии состояли из граждан, избранных на съездах членами станичных, хуторских, аульных и сельских землеустроительных комиссий всего отдела, непременного члена по землеустройству, председателя съезда мировых судей, одного из мировых судей округа, одного из участковых агрономов и землемера по назначению члена правительства по делам земледелия и по одному представителю от местных городских самоуправлений. В составе этих членов комиссия избирала из своей среды председателя и двух его товарищей.

Станичные, сельские, хуторские и аульские землеустроительные комиссии занимались составлением списков частновладельческих и других земель, прилегающих к землям своей местности и подлежащих отчуждению в краевой земельный фонд – с указанием количества десятин, с подробным описанием состава этих земель и характера землепользования; составляли ведомости о количестве земли, принадлежащей территориальным образованиям, с указанием формы землепользования, среднего размера паевого надела; составляли поимённый список лиц безземельных и малоземельных, выясняли примерный желательный план землеустройства и землепользования.

Комиссиям вменялось в месячный срок со дня организации, при участии сведущих лиц, произвести смотр земельных участков, составить журнал с подробным описанием земель со своим заключением о характере хозяйства – чтобы направить материалы через землеустроительную комиссию отдела в отдел краевого земельного фонда и землеустройства.

Станичные, сельские, хуторские и аульские землеустроительные комиссии должны были также исполнять отдельные поручения отдельских комиссий и отдела краевого земельного фонда.

Землеустроительные комиссии отделов должны были в двухнедельный срок составить в алфавитном порядке списки всех земель и угодий отдела, подлежащих отчуждению, и опубликовать их в газете «Вольная Кубань». Владельцы земель, подлежащих отчуждению, могли подавать жалобы в отдельскую землеустроительную комиссию на неправильное включение их в списки. Землеустроительные комиссии отделов на основании собранных ими данных составляли общую сводку земель, подлежащих отчуждению, рассматривали претензии собственников и владельцев этих земель, вырабатывали порядок их ликвидации, а также составляли примерный план их распределения и работ по землеустройству на предстоящий период времени.

Отдельские землеустроительные комиссии выясняли вопрос относительно аренды земель, подлежащих отчуждению, о возможности немедленного прекращения договоров или же, в зависимости от условий хозяйства арендаторов и произведенных ими затрат, о возможности продолжения такового и на какой срок.

Вопросы, касающиеся отчуждения земель, претензий бывших собственников и владельцев, аренды этих земель, рассматривались в публичных заседаниях отдельских комиссий с вызовом участников, остальные же вопросы рассматривались на распорядительных заседаниях. Постановления землеустроительных комиссий по этим вопросам представлялись в Особое присутствие по делам краевого Земельного фонда и землеустройства на утверждение.

Постановления комиссий отделов распорядительного характера утверждению не подлежали, могли быть обжалованы в порядке надзора в отделе краевого Земельного фонда и землеустройства. Подача жалобы не приостанавливала приведение в исполнение этих постановлений.

В Екатеринодарском отделе сборы для избрания членов Землеустроительной комиссии были назначены на 9–14 июня 1919 г. 22 августа отдел Земельного фонда и землеустройства обратился в канцелярию Ведомства земледелия – с просьбой выписать открытые листы на имя А.Ф. Дикого, Э.Д. Сарвосьянца, Ф.Я. Самборского, Е.Г. Голубь, И.Н. Краснянского, С.А. Кокора, И.Г. Мышкина, Т.М. Деды и К.И. Ткаченко; они были членами Землеустроительной комиссии Екатеринодарского отдела. В письме управляющего отделом начальнику инженеров Кубанского краевого казачьего войска от 20 сентября 1919 г. сообщалось: Екатеринодарская землеустроительная комиссия в настоящее время пребывает в г. Екатеринодаре и занимает угол комнаты при отделе Земельного фонда и землеустройства.

Последним документом о земле, который принят Законодательной Радой, был закон от 2 сентября 1919 г. На основании его частновладельческие земли и лесные угодья должны были перейти в Земельный фонд Кубанского края – то есть объявлялись собственностью государства в лице Кубанского краевого правительства.

По этим причинам деятельность Землеустроительных комиссий в правовом плане теперь могла обрести более активный характер. Но в связи с изменением политической ситуации закон фактически не был реализован.

Накануне разгрома Вооружённых сил Юга России и падения Кубанского краевого правительства в марте 1920 г. непременным членом Екатеринодарской землеустроительной комиссии был В.Н. Морев, его помощником – А.Г. Лапин, секретарём – Б.С. Коробкин.

В марте 1920 г. на Кубани была восстановлена Советская власть. 18 марта в Екатеринодаре и Кубанской области введена в действие конституция РСФСР. В Екатеринодаре и на территории Кубанской области прекратили работу деникинские и кубанские правительственные органы и учреждения. В их числе – и Екатеринодарская землеустроительная комиссия. Все служащие правительственных учреждений были уволены, за исключением врачей и инженеров.

Документы свидетельствуют: Кубанское краевое правительство, несмотря на то, что его работа постоянно прерывалась военными событиями, всё же предпринимало ряд попыток – вначале робких, но со временем всё более и более радикальных – для решения земельного вопроса на Кубани. И даже накануне своего падения оно готовилось перейти к действиям, в какой-то мере напоминавшим действия Советской власти по национализации земельных ресурсов, в результате чего земельный фонд Кубанского края должен был практически полностью, включая все частновладельческие земли и лесные угодья, перейти в собственность государства.

Возможно, следующим этапом могло стать дальнейшее ограничение крупного землевладения на Кубани, частичное перераспределение земли между средними и мелкими собственниками.


Литература и источники

1. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года / Под ред. Б.А. Трёхбратова. – Краснодар, 1997. – С. 542–543.
2. ГАКК. Ф. Р-13. Оп. 1. Д. 66, 144, 313, 612.
3. ГАКК. Ф. Р-61. Оп. 1. Д. 2; Оп. 3. Д. 3.
4. ГАКК. Ф. Р-158. Оп. 1. Д. 11, 21, 119.
5. Хронология событий на Кубани с 17 марта по 31 декабря 1920 г. – Краснодар, 1921.
6. Кирюшин С.Ю., Малукало А.Н., Сень Д.В. История Кубани с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие. – Краснодар, 2004.



Сборник материалов IX международной научно-практической конференции «Федор Андреевич Щербина, казачество и народы Северного Кавказа: история и современность» (г. Краснодар, 27 февраля 2009 г.). – Краснодар: ИМСИТ, 2009.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел: Земледелие, животноводство // История земельных отношений

Рейтинг@Mail.ru