Карта казачьих отделов ККВ
Версия для печати

Сохранение исторической памяти Кубани в работах фотографов Борчевского, Минервина, Ермакова

28.10.2011. Количество просмотров: 281

Г.А. Часнык,
научный сотрудник
Краснодарского государственного
историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына


По материалам КГИАМЗ


На рубеже ХIХ–ХХ вв. потребность общества, общественного самосознания в изучении народной культуры, ее истоков гармонично слилась с потребностями души каждого интеллигентного человека. Многие образованные люди успешно и бескорыстно занимались научной и общественной деятельностью, участвовали в различных сферах жизни своей малой родины.

Все вышесказанное касается и таких личностей, как С.И. Борчевский, Н.Л. Минервин – членов ОЛИКО, Д.И. Ермакова. Правомерно рассмотреть их многогранную жизнедеятельность шире, нежели только в связи с занятием фотографией.

С.И. Борчевский придавал фотографии «огромное научное значение», считал, что «она занимает выдающееся положение в ряду других прикладных наук» (Известия ОЛИКО. Выпуск IV, 1909. ПИК 612.). В 2003 году исполнилось 140 лет со дня рождения, а в 2005 году – 60 лет со дня смерти ученого, педагога, профессора Краснодарского института виноградарства и виноделия, краеведа, организатора туризма в крае, участника научных экспедиций, заместителя председателя фотографического общества, фотографа Семёна Ивановича Борчевского. Он состоял в числе членов-учредителей ОЛИКО в 1897 г., со времени его создания был казначеем, а позже – товарищем председателя.

«Общество ОЛИКО имеет целью изучение, исследование и описание Кубанской области во всех научных отношениях» (Известия ОЛИКО. Выпуск I, 1899. ПИК 605.). Одно из направлений для достижения этих целей – снаряжение экспедиций. На заседании ОЛИКО 19 марта 1898 г. председатель сообщил собранию проект научной экспедиции членов общества в Карачай летом того же года, а также подробную программу занятий и маршрут путешествия.

Семен Иванович разработал «Программу для собирания сведений о рудах, минеральных продуктах, минеральных источниках и прочее» (Там же.). В экспедиции приняли участие члены ОЛИКО, С.И. Борчевский и ученики Екатеринодарской гимназии. Семен Иванович «при содействии нескольких учеников гимназии и студента Новороссийского университета Сопотова производил метеорологические наблюдения и сделал ряд определений высоты тех пунктов, где экскурсанты останавливались на более продолжительное время; он же собрал коллекцию горных пород. Кроме того, двумя учениками Екатеринодарской гимназии была собрана коллекция (более 400 экз.) бабочек и жуков, а также небольшая ботаническая коллекция» (Известия ОЛИКО. Выпуск IV, 1909. ПИК 612.).

Впоследствии по этому материалу были сделаны доклады на заседаниях ОЛИКО. Демонстрировались археологические предметы, рисунки, фотографические снимки. Во 2-м выпуске «Известий…» за 1900 г. помещены доклады действительного члена ОЛИКО Борчевского «Метеорологические наблюдения, произведенные в бассейне верхней Кубани и Теберды», «Описание минералогической коллекции, собранной в верховьях Кубани в 1898 г.», а также «Растения, собранные Н. Шиллингом в Карачае в 1898 г.», «Жуки и бабочки, собранные Вл. Телегой в Карачае в 1898 г.» (Известия ОЛИКО. Выпуск II, 1900. ПИК 606.).

В библиотеку Статистического комитета, в музей переданы три прекрасных альбома с фотографиями, изготовленными учениками гимназии. Негативы и фотографии выполнены С.И. Борчевским и учителем А.Р. Родионовым. Уникальные экспонаты! 165 фотографий… На первых листах альбомов – карты путешествия с указанием маршрута. На одной из карт – надпись: «Пешком и верхом сделано 436 верст, по железной дороге – 740 верст, всего – 1176 верст».

В альбомах помещены фотографии карачаевцев, археологических раскопок, Сентинского и Хумаринского храмов, дачи Кондратьева и Кузовлева; прекрасные фото Эльбруса, реки Теберды, Худесских рудников соляно-щелочного источника близ станицы Красногорской... На одной из фотографий изображены участники экспедиции – 47 человек; есть изображения учеников мужской гимназии – Михайлова, Кускова, Гороховцева, Косинова, Покадилова, Гревса. Эта коллекция фотографий – самая большая в фондах музея; она прекрасно оформлена С.И. Борчевским в фотоальбомы.

В статье «О фотографии местностей, типов и памятников в Кубанской области» Семен Иванович уделил огромное внимание фотографии – как самому правдивому и беспристрастному свидетелю явлений, запечатлевающему их с точностью, с легкостью и быстротою получения снимков. Борчевский обобщает опыт фотодела и намечает программу дальнейших съемок. Он полагает: весьма полезным было бы основать фотографическую библиотеку (фототеку) при ОЛИКО, ссылается на некоторые музеи за границей, где фотографии систематизируются в каталоги. «В Швейцарии и правительство, и обыватель с особенною заботливостью относятся к местам, которые могут привлечь к себе внимание в каком-нибудь отношении… Даже в деревне, в мелочной лавочке, можно купить открытки, где изображено все, что в ней есть достопримечательного» (Известия ОЛИКО. Выпуск I, 1899. ПИК 605.). Борчевский называет фотографов Кубанской области и других известных мастеров – упоминает Раева, Ермакова, Минервина, Фелицына, Ерохина, Чернова, преподавателя Екатеринодарской гимназии Андерсона…

Программа Борчевского по созданию фотоколлекций перекликается с идеями их формирования в Кубанском музее. В отчете за 1908 г. директор музея К.Т. Живило указывает: «Среди прочих задач по формированию музейной коллекции ставилась задача, в частности, по историко-археологическому отделу – фотографирование видов людей, животных, зданий» (Отчет заведующего Кубанским областным музеем К.Т. Живило за 1908 г. Документы из фондов КГИАМЗ. Б/н.).

В отчете о деятельности правления ОЛИКО за 1902 г. указано, что действительный член С.И. Борчевский занимался фотографированием церковных древностей и каменных баб, хранящихся в музее при Кубанском статистическом комитете (Известия ОЛИКО. Выпуск IV, 1909. ПИК 612.).

Борчевский прошел интересный жизненный путь – от учителя гимназии, инспектора Реального училища до профессора Института виноделия и виноградарства. В 1923 г. он участвовал в экскурсии, организованной для студентов Кубанского сельхозинститута и химфака, Кубанского политехникума, в виноградное хозяйство Абрау. Он пишет в статье «Экскурсионные впечатления от Абрау-Дюрсо»: «На виноградниках и в помещениях винных погребов представителями разных специальностей были прочитаны интересные лекции, затронувшие все стороны виноградного и винодельного дела в Абрау…».

С 1925 г. Семен Иванович читает лекции в открывшемся рабочем университете. В июне 1927 г. принимает участие в издании путеводителя «Кубань и Черноморье». А в 1930 г. под редакцией члена президиума Совета Кубано-Адыгейского отделения общества пролетарского туризма С.И. Борчевского издан «Спутник туриста. По Кубани, Кавказу, СССР» (Спутник туриста. По Кубани, Кавказу, СССР. Краснодар, 1930.).

Закончил свой жизненный путь С.И. Борчевский в 1945 г.

…Николай Львович Минервин родился в Екатеринодаре. Обучаясь в Петербурге, увлекся фотографией и киносъемками. «Он один из первых русских кинохроникеров и энтузиастов в Отечественной кинематографии» (Краснодар – Екатеринодар. Сборник документов. Краснодар, 1993.). В 1911 г. основал товарищества «Эльбрус» и «Минерва», выпускающие документальные и художественные фильмы. Летом 1908 г. студент Минервин с товарищами предпринял попытки восхождения на Эльбрус. 28 ноября 1908 г. он (с 1900 г. – действительный член ОЛИКО) выступил с докладом «Попытка восхождения на Эльбрус». «7 Петербургских студентов и господин Минервин пытались взобраться на вершину Эльбруса с западной стороны, т.е. с той, по какой еще до сих пор никто не взбирался» (Известия ОЛИКО. Выпуск IV, 1909. ПИК 612.).

Доклад сопровождался световыми картинами, которые запечатлели Эльбрус, горные тропинки, ледники, обвалы… – грандиозную картину Кавказских гор. Картины эти были изготовлены самим докладчиком – по снимкам, снятым им во время путешествий.

В отчете К.Т. Живило о деятельности музея за 1908 г. отмечено: для запечатления «картины физической природы и бытовых особенностей населения Кубанской области для начала заказано студенту Минервину изготовить стереоскоп с 50-ю фотографическими снимками с видами Карачая, ст. Баталпашинской, Кавказских гор, Теберды и прочее. Было бы последовательно снять для стереоскопа виды из жизни Черноморцев, линейцев, горцев: свадебные процессии, кулачные бои, джигитовки, типы людей, виды строений, ярмарки, железные дороги, Покровскую церковь в станице Таманской, Лебяжий монастырь, войсковой собор, шествие войск круга и др. Об устройстве в музее панорамы Эльбруса ведется переписка с германскими специалистами: «Устройство панорамы в музее как Эльбруса, ледника Центау, где погиб Воробьев, и др. мест весьма желательно» (Отчет заведующего Кубанским областным музеем К.Т. Живило за 1908 г. Документы из фондов КГИАМЗ. Б/н.).

В документах КГИАМЗ по войсковому музею за 1909 г. в отделе ХХVI числятся 8 стереоскопов с 50-ю картинами в каждом и 250 картин запасных на стекле на сумму 950 рублей (Известия ОЛИКО. Выпуск IV, 1909. ПИК 612.).

В 1913 г. в Тифлисе проходил съезд ученых-естествоиспытателей и врачей, на который был приглашен Кубанский этнографический музей как обладатель ценного собрания фотографических снимков г. Минервина – с «покорнейшею просьбою принять участие» в научной выставке экспонатов. Коллекция Минервина была представлена на выставке; предположительно она состояла из снимков по природе Кавказа (Письмо-приглашение Кубанскому этнографическому и естественно- историческому музею на участие в ХIII съезде естествоиспытателей и врачей в Тифлисе в 1913 г. Документы Войскового музея. Б/н.).

Музею удалось сохранить комплект фотографий небольшого формата для просмотра через стереоскоп – по природе Кавказа, выпущенные фирмой «Эльбрус». В запасниках хранятся открытки, сделанные со снимков восхождения на Эльбрус, и документы, фиксирующие эти события.

С.И. Борчевский в статье о фотографировании отмечал, что в пределах Карачая снимал Минервин. «В особенности интересна коллекция стереоскопических снимков… около 300 единиц, она по своему содержанию, исполнению и разнообразию представляет чрезвычайно ценный материал» (Известия ОЛИКО. Выпуск IV, 1909. ПИК 612.).

В «Известиях ОЛИКО» за 1909 г. есть сообщение о продаже стереоскопической коллекции «Кавказ»: снимки, диапозитивы, в т. ч. и в деревянных рамках для публичного демонстрирования посредством волшебного фонаря, окрашенные и неокрашенные, брошюра с описанием коллекции и экскурсий на Эльбрус (для демонстрирования), стереоскопы ручные и специальные для диапозитивов фабрики Эрнемана, Дрезден – обыкновенные и салонные.

В 1911 г. Николай Львович на выставке в Риме получил золотую медаль.

…Дмитрий Иванович Ермаков (1856–1916) жил и работал в Тбилиси. Там у него была фотография – т. е. фотоателье с именным бланком-рекламой; а в Кисловодске «сначала и до конца курса фотография предлагала услуги в галерее «Нарзан» (Автобиографические сведения о фотографе Д.И. Ермакове. Документы из фондов КГИАМЗ. ПМ 2015.).

Дмитрий Иванович был образованным, любознательным человеком, близким другом А.М. Горького. На свои средства он организовывал экспедиции, объездил Среднюю Азию, Турцию, Афганистан, Персию, Северный Кавказ и Закавказье. Прекрасные снимки Ермакова, изображающие Эльбрус, приложены к статье Сысоева «Эльбрус», помещенной в «Известиях ОЛИКО».

Энтузиаст своего дела, Ермаков фотографировал все, что представляло интерес для науки: виды, народные обряды, архитектуру, археологические находки, церковную утварь, развалины храмов…

Фотоаппараты были громоздкими, с тяжелыми стеклянными негативами, транспортировка всех средств фотографирования сама по себе была трудоемкой… Не говоря уже о больших материальных затратах и трудах, связанных с экспедициями… Вся многолетняя работа энтузиастов – подвиг во имя науки. Никаких прибылей и для Дмитрия Ивановича работа эта не давала. Если он узнавал о каком-либо интересном объекте для фотографирования, собирал багаж, брал проводников, нанимал транспорт – и в путь! В экспедиции он ездил с 1885 года по 1908 г., и все его фотографии относятся к концу ХIХ – началу ХХ вв. Умер Дмитрий Иванович в 1916 г., похоронен на Кукийском кладбище в Тбилиси (Там же.).

Фотографии Ермакова – во многих музеях Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Баку, Еревана, Средней Азии... Публикации о его творчестве можно найти в издании Института истории Академии Наук СССР. Небольшая часть архива Дмитрия Ивановича была закуплена музеем у родственницы Ермакова в 1977 г. В деле есть прекрасно оформленный именной бланк-рекламка нач. ХХ в.; в нём – сведения для потенциальных клиентов. Дмитрий Иванович именовался так: «Придворный фотограф Его Величества шаха Персии». Рекламка сообщала адрес, перечисляла формы обслуживания клиентов, предлагаемые товары (Там же.).

Сколько сделали замечательные наши фотографы для сохранения истории Кубани, для привлечения к познанию истории людей разных сословий, разного достатка! И сегодня их творческое наследие – толчок для серьезного и глубокого изучения истории. В частности – истории кубанской фотографии.

Конференция «Ф.А. Щербина и народы Юга России. История и современность», 2006 г., февраль, Краснодар

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел: Искусство // Художественная фотография

Рейтинг@Mail.ru