В Сочи прошло совещание-семинар с наставниками Черноморского казачьего округа.

На нем присутствовали заместитель войскового атамана Константин Перенижко, члены войскового правления, районные и хуторские атаманы четырех районов Сочи и атаманы районных и первичных обществ Туапсинского РКО, наставники.

В своем выступлении Константин Перенижко обратил внимание на то, что казачье образование, которому в Кубанском казачьем войске уделяют особое внимание, невозможно без полного взаимодействия между школой и казачьим обществом, и, в первую очередь, с казаком-наставником. Но, к сожалению, есть и такие школы, где дети в лицо не знают своего наставника. Но хуже всего, когда казак приходит к детям в непотребном виде.

- Вы – пример для ребят, с вас они берут пример, - сказал заместитель атамана ККВ, ‑ поэтому прошу вас, господа атаманы, уделять подбору наставников самое пристальное внимание. Если мы действительно хотим вернуть на Кубань казачий уклад жизни, действительно думаем о будущем, мы не должны появляться в классе от случая к случаю! Наставник в казачьем классе должен стать вторым классным руководителем, тогда будет толк.

Также Константин Яковлевич посоветовал наставникам обязательно составлять планы занятий, что они не ограничивались одной лекцией или показом оружия.

- Время сейчас не простое и государство все чаще обращается к казачеству. Дети должны знать, чем занимается Кубанское войско. Нас бьют информационно, а казаки по непонятным причинам проявляют пассивность. В юных головах детей, проводящих много времени на разных сайтах и читающих негатив о войске, появляются сомнения и основная задача наставников не просто рассказывать о казачестве, а чувствовать настроение детей. Козырь казака - жизненный опыт, - подвел итог Константин Перенижко.

Он также привел, как положительный пример наставническую деятельность прежнего атамана Адлерского районного казачьего общества, а ныне наставника молодежи Владислава Лавриненко, который всю работу со школами района замыкает на себе. По окончанию учебного года подводить итоги, а отличившимся - вручать знак «Лучший наставник», стараться поощрять их материально.

Директор казачьей школы № 10 имени Сидора Белого города Сочи Владимир Давыдов, напомнил собравшимся в зале, что существуют три кита: школа-церковь-казачье общество и если нет взаимодействия между ними, то и положительных итогов не будет. Он поблагодарил наставников Центрального района города Сочи, которые работают с учениками десятой школы. Высказал свое пожелание, чтобы в наставники шли бывшие военные, так как в школах в основном работают преподаватели женщины, а воспитывать молодых казачат должны мужчины - авторитетные казаки. Идеальная схема пополнения казачьего общества: казачий детский сад - казачья школа-кадетский корпус или армия - казачье общество.

Затем выступали атаманы районных казачьих обществ и наставники. У всех атаманов были конкретные предложения для улучшения работы наставников. В частности атаман хуторского общества «Бытха» Хостинского района Владимир Береговой предложил на базе школы №10 проводить семинары для наставников минимум раз в месяц для того, чтобы делиться опытом и получать знания от профессиональных педагогов и психологов. В школе создан казачий музей на базе, которого можно было бы предметно разговаривать. Детский сад Хостинского района, где организована группа казачьей направленности, ставят всем в пример по Краснодарскому краю, и казаки-наставники считают, что детей нужно воспитывать с малолетства и начинать с детских садов, а прежде всего, наладить казачий быт в своей семье. Наставник гимназии №44 Михалев Александр показал ролики о проведении совместных праздников казачьих семей, куда обязательно приглашаются дети.

- К сожалению, встречаются неполные семьи, где детей воспитывает одна мать, примера отца нет и казаки должны взять на себя эту функцию - мужское воспитание, - считает наставник, - дети очень тонко чувствуют фальшь, и если наставник идет в школу без желания, лишь бы отметиться, то дети с ним на контакт не пойдут.

Наставники Хостинского района считают, что нашли свою нишу в воспитании молодых казачат - это казачья культура. Три года назад был создан ансамбль «Раздолье», который выступает и в школах и в детском садике, исполняются народные песни. Участники ансамбля рассказывают о казачьем костюме, музыкальных инструментах, песнях и былинах. В этом ансамбле выступают и дети казаков.

На семинаре поступили предложения от наставников о разработке единой программы сценария посвящения в казачата. К сожалению, в некоторых школах посвящение в казачата проходят в актовых залах и очень похожи на прием в пионеры.

Итоги семинара казаков-наставников подвела специалист управления образования Андреева Татьяна. Она сказала, что проблемы у всех одинаковые и решать их надо совместно разрабатывая планы работы. Сочи - город особенный, в каждом классе встречаются дети разных национальностей и вероисповеданий, нехватка преподавателей мужчин, но когда казаки будут работать в тандеме с директорами школ, преподавателями и священниками, то все проблемы будут решены.

Надежда Луганская.

Фото