Карта казачьих отделов ККВ
Версия для печати

Новый год и Рождество большевики побороть не смогли

07.02.2012. Количество просмотров: 414

Во второй половине 20-х годов прошлого века считалось хорошим тоном под Новый год печатать в газетах стихи и статьи, призывающие не праздновать Рождество и Новый год. В качестве альтернативы буржуазной елке предлагался здоровый поход с детьми на горку или лыжная прогулка в лес.

«Скоро будет рождество,
Праздник мерзкий,
буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный.
В лес придет капиталист,
Косный, полный
предрассудков,
Срубит елку топором
И отпустит злую шутку».

Такие стихи пролетарские поэты писали уже вскоре после революции, а с 1922 года началось изгнание Рождества Христова из России. И никаких елок! Купить их стало невозможно, а привезти из лесу даже и опасно. Рождество стало рабочим днем, а по улицам ходили комсомольцы и смотрели, чтобы никто в домах не наряжал елочку, а в окнах не светились новогодние огни.

Конечно, борьба с елкой и Рождеством не миновала и наш город. 7 января 1930 года на краснодарских улицах проходил «антирождественский» карнавал. К новому празднику все прогрессивное население тогдашнего Краснодара готовилось основательно. Разучивали песни, рисовали плакаты, распределяли места в колоннах демонстрантов. Гульбища охватили весь город. Рабочий люд устраивал летучие митинги, пускался в разудалый пляс, веселя себя богохульными частушками.

«Такого грандиозного карнавала Краснодар не видел давно, - писала газета «Красное знамя». - Огни факелов, плакаты, лозунги: весь свободный от труда пролетариат был в этот вечер на улицах…».

Основное действо совершалось у Александро-Невского собора, в здании которого открывался Дом культуры. Он был буквально осажден. Вся площадь перед Белым собором запружена демонстрантами. В разных концах площади - летучие митинги, песни, пляски: рабочие Краснодара превратили «религиозный праздник «сочельник» в пролетарский праздник победы на культурном фронте».

Христианский храм был разукрашен снаружи разноцветными огнями, а внутри - плакатами, диаграммами, экспонатами и лозунгами, «наглядно рисующими зло религии». На состоявшемся митинге храм был торжественно объявлен Домом пролетарской культуры им. т. Сталина и музеем атеизма. Над колоннами демонстрантов реял лозунг: «Трактор в поле - конец Божьей воле».

Рождественский карнавал стал началом уничтожения Белого собора. Спустя две недели горсовет отпустил 1600 рублей на снятие с него куполов - это называлось «ремонтом». Несмотря на то что в прессе публиковались нарочито бодрые информации о регулярной работе и огромной посещаемости новоявленного очага культуры, проведении в нем лекций, устройстве эстрады для концертов и кино, «ремонт» затягивался. По воспоминаниям современников, внутри храма пытались устраивать танцы, но молодежь туда не шла: музыка громыхала так, что превращалась в сплошной вой.

Вплоть до 1935 года елка в домах краснодарцев была опасным предметом и праздники справляли тайно.Однако за пару дней до нового 1936 года в газете «Правда» была опубликована заметка старого большевика Постышева под названием «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». Инициатива Постышева была согласована лично со Сталиным, и в заметке уже содержалось предписание местным советам устроить «хорошую советскую елку» во всех городах и колхозах, во всех школах, детских домах, дворцах пионеров, детских клубах, кино и театрах.

Декретом Совнаркома вводилось публичное официальное празднование Нового года, но не Рождества. При этом елочное веселье выпадало на время строгого поста у православных. Поспешно разрабатывался советский новогодний ритуал, наполнивший иным смыслом былую рождественскую традицию. Елка из рождественской превратилась в новогоднюю. Венчала ее уже не восьмиконечная Вифлеемская звезда, а красная пятиконечная, а игрушки изображали не только зверей и птиц, но и героев революции, а на шарах были помещены портреты Ленина, Сталина, Маркса и Энгельса.

В начале января 1937 года первая советская елка была торжественно поставлена в Колонном зале Дома союзов. Репортаж из зала показали в киножурнале «Советский Союз». И уже на следующий год сотни праздничных елок по всей стране подхватили кремлевский почин.

Настоящий культ Нового года возник в СССР, когда в 1947 году 1 января был наконец объявлен нерабочим днем, как в дореволюционные времена. А  спустя  тридцать с лишним лет, в 1991 году Рождество Христово вновь признано официальным праздничным днем для всех народов РФ. Так к нам вернулось Рождество.

 

Mapинa Aвaнeсoвa

Материал с сайта г. «Краснодарские извести» http://www.ki-gazeta.ru
 

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел: Традиционная казачья культура // Календарные праздники, обряды

Рейтинг@Mail.ru