Карта казачьих отделов ККВ
Версия для печати

Предания и легенды Кубани о святых источниках

20.07.2011. Количество просмотров: 765

Гончарова Е.С.
(г. Краснодар) 

 

Настоящая работа посвящена изучению одного из элементов духовной культуры казачества и восточнославянского населения Кубани в целом – святым источникам. Это почитаемые ландшафтные объекты, играющие существенную роль в традиционной религиозной практике.

В данной статье предполагается рассмотреть  реальные сакральные локусы, которые наделены в фольклорном мировосприятии особым мифологическим содержанием. В этом смысле показательно исследовать предания и легенды о почитаемых родниках.

Данная работа – это попытка системного рассмотрения материала по святым источникам, расположенным на территории Краснодарского края, полученного в ходе полевых экспедиций сотрудниками Научно-исследовательского центра традиционной культуры ГНТУ «Кубанский казачий хор».

Характерной чертой народных «сказаний» является то, что они передавались устно. Настоятели местных церквей или монастырей фиксировали некоторую информацию о почитаемых объектах. В основном записанный материал состоял из сказаний о чудесах.

Например, «12 сентября 1918 года над источником старинного Марие-Магдалинского монастыря явилась Божия Матерь с Собором святых – Архангелом Михаилом, великомучеником Георгием Победоносцем и Равноапостольной Марией Магдалиной. Видение было болящей схимонахине Евпраксиии запечатлено на иконе монахиней Иосафой, по благословению митрополита Антония Киевского» (1, с.1).

Отличительной чертой жанра описания чудес являлась «документальность»: эти произведения должны были зафиксировать все факты чудотворения, убедить в их подлинности. Засвидетельствованные чудеса святого оценивались как необходимое условие общецерковной канонизации.

В контексте данной работы будут рассмотрены именно вербально передаваемые тексты, распространенные в традиционной культуре восточнославянского населения Кубани. В целом этот блок легенд и преданий неоднороден.

А.А.Панченко тексты «о деревенских святынях» разделяет на две группы: этиологические предания и мемораты.

Этиологические – предания, говорящие «о происхождении «святости» того или иного почитаемого объекта (время действия таких рассказов относится к отдаленному прошлому – «давно», «когда-то»)» (2, с.115).

Вторая группа – мемораты (реже фабулаты). Народные рассказы, относящиеся к данной группе, повествуют «о реализации чудесных свойств святыни – как в «позитивном» (исцеление, помощь), так и в «негативном» (кара за нарушение запрета) смысле» (2, с.115).

Опираясь на принцип разделения народных преданий, предложенный А.А.Панченко, рассмотрим устную историю святых источников Кубани.

Содержание таких сказаний могло значительно варьировать даже в пределах одной станицы. Но так как чаще почитаемый объект посещали богомольцы и из ближайших хуторов и других населенных пунктов, то площадь распространения информации была шире и, естественно, увеличивалось количество интерпретации легенд.

Исследуя народные рассказы, мы касаемся, прежде всего, внешнего,  «физического» уровня повествования.

Начать рассмотрение информации о почитаемых объектах логичнее с предания о их возникновении. «Внезапное появление «святых» источников считалось чудом, сотворенным божественными силами или христианскими святыми» (3, с.426).

Пространство, на котором происходили какие-то чудеса, приобретало особый авторитет среди паломников.

Выделяется два основных типа предания возникновения почитаемых родников:
1) явление святого;
2) явление иконы.

Жительница ст. Баговской Мостовского района Колесникова Е. (1912 г.р.) отмечает: «Источники появляюца святые ваабще, кагда паявляеца или икона святая, или сам святитель, сам святой паявляеца; и этот источник тада именуеца тем святым, которым он появился» (4).

Происхождение св. источника Ильи – Пророка, который находится в ст. Куринской Апшеронского района, объясняется появлением иконы святого. Тимошенко П. И., проживающая в ст. Копанской Ейского района, поясняет: «На этом месте появилась икона и когда эту икону хатели взять, то ни могли её взять. Именно не далась каму эта папало, а далась специально человеку другому. И кагда взяли эту икону, то уже патом узнали, што это источник Ильи – Пророка. И патом асвящали это место этава Ильи» (5).

По народным рассказам происхождение почитаемого источника Параскевы – Пятницы [ст. Некрасовская Усть-Лабинского района] связывают с нахождением священного предмета. Колесникова П.Д.(1914 г.р.), жительница ст. Воздвиженской Курганинского района, отмечает: «Вроде там икону нашли кадай – та» (6).

Важно отметить, что иногда появление иконы становится причиной строительства часовни или даже церкви (естественно, освящают церковь в честь святого, чья икона появлялась). Например, «когда нашли икону Бориса и Глеба, то верующие устроили часовню [на Таманском полуострове], связывая подземные явления и появление иконы с особым чудом» (7, с. 480).

Священный предмет (икона) может выступать в качестве «заместителя» святого.

Распространены придания о явлении св. угодников Божиих в почитаемом месте. Святой предстает возле определенного ландшафтного объекта, чтобы выделить его, отметить обособленность.

Жительница ст. Баговской Мостовского района Колесникова Е. (1912 г. р.) рассказывает о появлении источника Николая – Угодника [ст. Неберджаевская Крымского района]: [Две женщины, возвращаясь с работы, решили накосить травы]. «И вот ани не дашли до этого ручейка, вдруг паравнялся с ними старичок – в беленькой рубашке и с касой. Тоже, гаварит, буду касить травку. Даходят до ручейка. Он даходит – лежит камень – ложит касу на камень и сам умываеца из этой водички. А ани тоже паложили свои серпы, мешки и смотрят – та, наверна, и нам нада умыться. И толька палажили, он сразу же стал атделяца ат земли, вверх – вверх пашол. И за ним каса преабразилась в галубую ленточку. И вот этот источник святителя Атца Николая. Так он [Е.Г.-источник] и есть – он умылся, памыл руку и аставил этат источник на исцеление людям» (4). Этот же информант объясняет появление источника Ильи-Пророка [ст. Куринская Апшеронского района]: « Белая лошадь стаяла, и он стаял возле лошади. Илья-Пророк стаял белый и лошадь белая. И стаяла лошадь возле дерева» (4).

Возникновение источника Пантелеймона–Целителя [г. Горячий Ключ] объясняют явлением святого. Информант Тимошенко П.И. из ст. Копанской Ейского района сообщает: «И кагда был храм Иверской Божьей Матери, в это время паявился Пантелимон - Целитель. И вот патому аткрылся там источник ево» (5).

Арканов Г.И. (1943 г.р.) из пос. Горного Крымского района рассказывает, как возник источник Святая Ручка [ст. Неберджаевская Крымского района] : « Матерь Божия вдарила ножкаю о камень и пашла вада. Ну эташ святой человек дал воду» (8). Колесникова Е. (1912 г.р.) также сообщает: « А Святая Ручка – это тоже происхождение – Матерь Божья являеца. Это ее источник, очень целителен» (4).

Проанализировав имеющийся материал, можно утверждать, что в основном появление святых источников по традиционным представлениям осуществляется двумя путями:
1) святой является возле существующего родника;
2) источник появляется в результате действия святого.

Однако существуют предания, в которых повествуется о явлении иконы и святого одновременно. Колесникова Е. (1912 г.р.) рассказывает о возникновении почитаемого родника св. Ильи-Пророка [ст. Куринская Апшеронского района] : « Здесь есть икона святого Ильи-Пророка паявилася. Была ана [Е.Г.- икона] здесь на источнике и являлся сам святой Пророк-Илья” (4).

Следующий (третий) тип – предания о возникновении святого родника “по молитве”. Бойченко С.М.(1921 г.р.) сообщает о появлении почитаемого колодца св. Феодосия Кавказского в пос. Горном Крымского района: “ И вот там, в ущельи он аткрыл пустыньку по велению Господню. Но там воды не было близко. Ани сначала насили воду далеко. И вот он вырубил треугольник в камне, памалился и пашла вада. И эта вадичка и щас идет” (9).

Давыдов А.Я. рассказывает: “ Я знаю адну матушку. Ана жила в гарах пустыни. Эта матушка – схимонахиня Аганита. Вот и па ие малитве пашол источник. Вот и ана па малитве, ударила посохом, и вада зафурчала и  пашла. В этом месте вады не было, далико хадить [за водой] и ана захатела, штоб пад келией  прям была вада. Па иё малитве пашол источник” (10). Колесникова Е. (1912 г.р.) сообщает: “ Троицкий источник паявился возле Святой Ручки, паявился па малитве. Па прочитанному к нему акафисту”(4).

Рассмотрев этиологические предания, стоит перейти к следующей группе народных рассказов. Это мемораты, в которых говорится о реализации чудесных свойств. Они делятся на негативные и позитивные.

Осквернение святых источников и наказание за святотатство– распространенные мотивы негативных меморатов.

Колесникова Е. (1912 г.р.) рассказывает о том, как пытались разрушить святой источник Ильи-Пророка: «Там икона была заложена, лампады, всё. Была часовня. Они разорили её савсем. Ему[Е.Г.- тому, кто это сделал] рот набок павернуло» (4). Мамаева М.П. (1916 г.р.) так же сообщает о наказании у святого источника Ильи-Пророка: «Приехала молодежь. Как начали там… и выступали, и ругались – ну, делали всякие мерзости. А туда [Е.Г.- в источник] влез молодой парень. Он гаварит: «Пресвятая Багародица, если ты есть, дай мне шоб я с этава радника не вылез». Ну я не видела, што с ним там случилось в родничку. Када ево аттедава подают и падают ево так… Ну в ево были руки сложены и ноги. И ево с этого родничка приподняли и тут ево подхватили рыбята. Гаварят, лижит он прикованный к пастели» (11).

Многие информанты сообщают об осквернении церковных святынь. Чмырёв А.Д. рассказывает: «Крест хто ломал, ему руку сломало. Он и умер с паломанной рукой. Господь ему, наверно, не простил этого» (12). Шлома Н.Д. (1929 г.р.) так же сообщает: «У нас был сват маей сестры. Ани иконы выкидали в камыш у речку. А этими каробками [Е.Г.- т.е. из икон сделали коробки] пасадила вона, ево жена: квочки туды сажали, курэй, уток там, гусэй. И тож вы знаете, у нэй пьятна началы облощиваца. А дочка у ниё с ума так патирялася. И о так жэ куда кидала в камыш [Е.Г.-иконы], девочка йи залезла туды и в камыш и сыдыть» (13).

Народные рассказы о святотатстве и о наказании за это действие могут существовать «как в составе предания о святыне, так и в качестве быличек, относящихся к современности или сравнительно недавним временам» (2, с. 124).

В противоположность легендам о каре за нарушение запрета выступают народные рассказы о чудесном исцелении от болезни. Они в достаточном количестве сопутствуют любому почитаемому месту.

Тимошенко П. И. рассказывает об исцелении на святом источнике Ильи – Пророка[ст. Куринская Апшеронского района]: «Была адна девушка, савсем слипая. Кагда ана пашла на той источник, то (это было, наверно, года три назад - недавно) ана не видела глазами и исцелилась. Ана уже шла с такой надеждой, што ана получит исцеление. И дествительно, ана палучила ево» (5). Чмырев А. Д. отмечает: «В Куринке была гречанка. Ана была слепа и болела многа лет. Ей, видимо, Гасподь аткрыл в снавидении. Ана увидела всю эту дарогу от Куринки до этава источника [Е.Г.-Ильи - Пророка]. И ана сынавьям сказала, шобы привизли её сюды. И здесь ана палучила исцеление» (12). Мамаева М. П. (1916 г.р.) так же рассказывает о случае, произошедшем возле источника Ильи–Пророка [ст. Куринская Апшеронского района]: «На Широкой Балке забалела женщина и балела нескалько лет – лежала в постели. Ей приснилося так, штоб атвез иё муж туда [Е.Г.-на источник Ильи - Пророка]. Муж и атвез. Сказано, што на три дня. Трое суток там была. Вот ей вадички схателося. Ана давай прасить, што Госпади так я вадички хочу. Тут, гаварит, падъехал на белам кане Илья [Е.Г.-Пророк]. И капыточек был конский. Ана глянула, а там вадичка. Ана напилась той вадички. Приехал муж через три дня, а ана уже хадила там по етому месту» (11).

К позитивным меморатам относятся народные рассказы, повествующие о помощи святого. Отец Виктор – настоятель Свято – Троицкого храма ст. Платнировской Выселковского района сообщает о предании, связанном с Феодосием Кавказским: «Он являлся всегда в этом месте, када было людям тяжило. Он всегда являлся там, где кто – то нуждался именно в ево поддержке» (14).

Подводя итог данной работы, важно сделать некоторые выводы. Предания и легенды о святых источниках разделяются на этиологические сказания и мемораты.

К первой группе относятся народные рассказы, объясняющие возникновение почитаемых объектов (явление иконы, святого, по молитве). Такие предания повествуют о происхождении « святости» культового места.

Вторая группа – это позитивные (исцеление, помощь святого) и негативные (наказание за нарушение запрета, святотатство) мемораты. Предания и легенды, относящиеся к данной категории, в достаточном количестве сопутствуют тому или иному святому источнику. В таких сказаниях повествуется о реализации чудесных свойств святыни.

Предания и легенды о святых источниках отражают не только религиозный опыт социума, но и выполняют воспитательную функцию (например, ознакомление с окружающим пространством).

Естественно, что представленные материалы не могут претендовать на исчерпывающее освящение проблемы. В данной  работе затронуты некоторые вопросы фольклора почитаемых ландшафтных объектов. Необходимы дальнейшие комплексные исследования святых мест Кубани.


Примечания


1. Святыня обители// Ковчег (Монастырская газета)-№8, декабрь 2000.
2. Панченко А.А. Народное православие. -С.-Пб.,1998.
3. Виноградова Л.Н. Источник// Славянские древности/ Под ред. Н.И.Толстого. – Т.2.-М., 1999.
4. ПМ КФЭЭ –1991. АК № 158. Ст. Баговская Мостовского района. Информант: Колесникова Е.(1912 г.р.). Исследователь: ШептунС.В.
5. ПМ КФЭЭ – 1992. АК№ 374.  Ст. Копанская Ейского района. Ин-т: ТимошенкоП.И. Иссл-ль: Шептун С.В.
6. ПМ КФЭЭ- 1997. АК№ 1298. Ст. Воздвиженская Курганиского района. Ин-т: Колесникова Т.Д. Иссл-ли: КапышкинаС.Ю., ПанееваО.
7. Живило К.Т. Экскурсия на Таманский полуостров// Кубанский сборник. – Т.XIV.- Екатеринодар, 1908.
8. ПМ КФЭЭ- 1995. АК№ 922. Пос. Горный Крымского района. Ин-т: Арканов Г.И.(1943 г.р.). Иссл-ль: ШептунС.В.
9. ПМ КФЭЭ- 1992. АК№ 301. Ст. Мартанская Горячеключевского района. Ин-т: Бойченко С.М. (1921 г.р.) . Иссл-ль: Шептун С.В.
10. ПМ КФЭЭ-1992. АК№ 377. Ст. Куринская Апшеронского района. Ин-т: Давыдов А.Я. Иссл-ль: Шептун С.В.
11. ПМ КФЭЭ- 1992. АК№ 301. Ст. Мартанская Горячеключевского района. Ин-т: Мамаева М.П.(1916г.р.) Иссл-ль: Шептун С.В.
12. ПМ КФЭЭ-1992. АК№ 373. Ст. Куринская Апшеронского района. Ин-т: Чмырев А.Д. Иссл-ль: Шептун С.В.
13. ПМ КФЭЭ-2001. АК№ 2568.Ст. Пластуновская Динского района. Ин-т: Шлома Н.Д. (1929 г.р.). Иссл-ль: Гончарова Е.С.
14. ПМ КФЭЭ-1992. АК№ 243. Ст. Платнировская  Выселковского района. Ин-т: Отец Виктор – настоятель Свято-Троицкого храма ст. Платнировской. Иссл-ль: Шептун С.В.

 

Источник: Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар, 2002.

 

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел: Традиционная казачья культура // Фольклор, предания, былички

Рейтинг@Mail.ru