Карта казачьих отделов ККВ
Версия для печати

Черевань А. Г. «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание мальчиков и юношей (на примере казачьего населения верховьев Кубани)»

12.07.2010. Количество просмотров: 601



Черевань А. Г.  кандидат педагогических наук,
помощник атамана Баталпашинского отдела Кубанского казачьего войска
по культуре, образованию и взаимодействию со СМИ
 



В современной этнографической, педагогической, методологической литературе значительное место отведено вопросу изучения традиционного подхода кубанских казаков к процессу воспитания подрастающего поколения. Огромное значение придается роли детских подвижных игр и физических упражнений как начального этапа патриотического воспитания.

Заметный вклад в изучение и возрождение процесса традиционного воспитания подрастающего поколения, в том числе военно-патриотического воспитания мальчиков и юношей Кубани внесли С.Г.Александров, а также специалисты отдела по военно-патриотическому воспитанию Кубанского казачьего войска во главе с кандидатом педагогических наук И.Л.Борщевым.

На этом фоне всё заметнее отставание в изучении исконных традиций духовно-нравственного и патриотического воспитания казачества верховьев Кубани, которое до сих пор выглядит обделенным исследовательским вниманием.

В арсенале научных публикаций по данному вопросу имеются сведения лишь у исследователя культуры и быта казачества верховьев Кубани М.Ф.Куракеевой, которая в своих работах уделяла внимание изучению традиционных казачьих игр и развлечений для мальчиков и военно-прикладной подготовке молодых казаков на территории верховий Кубани в конце X1X - начале XX вв. [73; 74; 75; 117]. Современное же состояние патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения верхнекубанских казаков не исследовано вообще.

В связи с этим возникла необходимость издания научного исследования, обобщающего имеющиеся на сегодняшний день сведения о традиционном воспитании мальчиков верхнекубанского казачьего общества, начиная с рождения и до того момента, когда юноша становился Казаком.

В хронологическом плане в работе охвачен период истории казачества верховьев Кубани до 1917 г., а также возрождение исконных казачьих традиций на современном этапе функционирования Баталпашинского отдела Кубанского казачьего войска, т.е. дана попытка анализа функционирования процесса патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения верхнекубанских казаков в прошлом и настоящем. При этом период 1917-1990 гг. не рассматривался, поскольку в советские годы вследствие негативного отношения к казачеству со стороны государства традиционная система жизни и быта казачьего населения бывшего Советского Союза, равно как и система патриотического и духовно-нравственного воспитания, во многом претерпела существенные изменения, в связи с чем рассмотрение данного вопроса в указанный период, по нашему мнению, требует дополнительного исследования.

Большое внимание в работе уделено играм, развлечениям и забавам для мальчиков, бытовавшим в верхнекубанском казачьем обществе в дореволюционный период, которые являлись первоначальной ступенькой к дальнейшему воспитанию казака – воина и защитника. Параграф второй исследования, соответственно, посвящен анализу системы военно-патриотического воспитания, существовавшей в прошлом.

Таким образом, выбор темы исследования обусловлен тем, что, во-первых, ряд вопросов истории и развития духовно-нравственного и патриотического воспитания казачьего общества верховий Кубани еще не нашел своего научного решения. Во-вторых, на сегодняшний день остается совершенно не исследованным вопрос современного становления и возрождения духовно-нравственного и патриотического воспитания, чему, не претендуя на максимально полное освещение, посвящен параграф шестой исследования.

Кроме того, анализ привлекаемых источников и полевых материалов показывает, что система духовно-нравственного и патриотического воспитания казачьей молодежи в целом и мальчиков и юношей в частности казачества верховий Кубани, являющегося локальной этнографической группой кубанского казачества, формировалась в полиэтническом окружении и в новых для казаков геополитических условиях, что обуславливало необходимость контактов с соседними народами. Анализ детских игр и развлечений, а также существовавшей в прошлом системы патриотического и духовно-нравственного воспитания позволил выявить в отдельных случаях общие с горской системой воспитания молодежи черты, что, несомненно, придает уникальности, указывает на длительность сохранения традиций и дает возможность проследить бытование системы патриотического и духовно-нравственного воспитания в конкретном ареале распространения.

В работе приведены примеры полного или частичного заимствования элементов казачьей системы военно-патриотического воспитания у горских народов.

При этом в задачи исследования не входило установление изначальной этнической принадлежности отдельных элементов – игр, развлечений для мальчиков, видов физической подготовки – для юношей.

Источниковой базой исследования послужили труды дореволюционных и современных ученых, архивные фонды г. Краснодара и полевые материалы, собранные автором в течение трех лет в станицах Карачаево-Черкесской Республики.


Оглавление:

Введение

§ 1. Система ценностных ориентаций казачества как основа традиционного воспитания подрастающего поколения

§ 2. Традиции начальной физической подготовки мальчиков в казачьем обществе верховий Кубани в дооктябрьский период

§ 3. Культ коня

§ 4. Роль казачьего песенного фольклора и труда в военно-патриотическом и духовно-нравственном воспитании

§ 5. Использование детских подвижных игр и развлечений в физической подготовке казачьей молодежи

§ 6. Военно-физическая подготовка юношей в верхнекубанском казачьем обществе в дооктябрьский период

§ 7. Возрождение традиций духовно-нравственного и патриотического воспитания казачьей молодежи на современном этапе

Заключение

Библиография
Список информаторов



Приложения:

Приложение 1.  Отрывок из легенды «Гнев Терека-Горынича»

Приложение 2. Программа  бесед на казачью тематику и военно-спортивной подготовки в классах казачьей направленности станиц  Кардоникской, Исправной Баталпашинского казачьего отдела

Приложение 3. Вечер-конкурс «Дед, батя и я – казачья династия!»

Приложение 4. Праздник «Проводы казака на службу»

Приложение 5. Заповеди Христовы

Приложение 6. Традиционные казачьи детские игры
 
 

 

 

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел: Традиционная казачья культура // Дети. Молодежь

Рейтинг@Mail.ru