Карта казачьих отделов ККВ
Версия для печати

Некоторые особенности социализации личности в черноморском казачьем обществе

12.01.2012. Количество просмотров: 459

Н. Б. Гражданкина,
ст. преподаватель кафедры
гуманитарных дисциплин
Краснодарского института
потребительской кооперации

 

Казачье движение с момента своего возникновения стало объектом внимания историков, этнографов, политиков, социологов. Однако большинство публикаций, рассматривая многообразие особенностей развития казачьей общины как формы социальной организации казачества, не затрагивало вопросов социализации личности, воспитания и обучения подрастающего поколения казаков.

Цель данного сообщения – выявить влияние некоторых фундаментальных институтов общества на процесс социализации личности, используя научно-творческое наследие Ф. А. Щербины.

Для более глубокого анализа жизненного уклада и нравов казачьего общества, отраженных в трудах Ф. А. Щербины, приходится использовать ряд современных терминов, как то - "социализация", "фундаментальные институты", "личность". В частности, в социологии принято такое определение социальных институтов: "Социальные институты – относительно стабильные совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей, статусов, которые управляют целыми сферами социальной жизни". Они предназначены удовлетворять жизненные потребности коллектива. Человечество училось выживать, организуя отношения при помощи социальных норм и социальных институтов. Фундаментальных, т. е. важнейших социальных институтов, не так уж и много:

1. Семьи и брака, функции которого - в потребности и воспроизводстве рода, заботе, выхаживании и воспитании детей.
2. Политические институты – потребности в безопасности и социальном порядке, поддержании законов, правил и стандартов.
3. Экономические институты удовлетворяют потребность в добывании средств существования - пищи, одежды, жилья.
4. Институты образования – потребности в передачи знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров, приобщение к основным ценностям.
5. Религиозные институты – потребности в решении духовных проблем, определении смысла жизни.

Автор данной работы, используя предложенный системный материал, проанализировал научную информацию Ф. А. Щербины о становлении и развитии некоторых фундаментальных институтов казачьего общества. Так описывается один из главных социальных институтов – институт семьи и брака – в двух томах "Истории Кубанского казачьего войска": "В числе основных задач выселявшегося на Кубань казачества стало заведение семейственного бытия. В Запорожской Сечи совсем не было семьи. Отмечается тот факт, что казаки считали жену существом низшим и даже продавали ее".

Однако жизнь и обстоятельства побуждали казаков пересмотреть свое отношение к женщине. Военные обязанности заставляли отца семейства быть часто вдали от семьи, поэтому и хозяйственные заботы, и родительская власть постепенно оказались на плечах у женщины-казачки. Сложности военного времени заставили женщину стать твердой, волевой, ответственной. Подтверждение этому находим и в работе Н. И. Костомарова "Домашняя жизнь и нравы великорусского народа": "У казаков женщины пользовались сравнительно большей свободой: жены казаков были их помощницами и даже ходили с ними в походы".

Вторая причина изменения отношения к женщине: количественно женщин было меньше, чем мужчин, долгие годы, несмотря на естественный прирост и переселенческую политику государств. В 1832 г. Щербиновский земский начальник просил войсковую администрацию, чтобы "она воспретила священникам венчать брачующихся казачек с иногородними". В главе "Суд и нравы" "Истории Кубанского казачьего войска" упоминается даже об "идее генерала Кираева". Смысл её в том, что от каждого куреня должна быть обвенчана по выбору начальства одна пара, и за это им вручалось 100 руб. пособия. Подобная компания проведена в честь восшествия на престол Александра I.

Далее у Щербины можно получить следующую информацию: "К 1843 г. всюду в укреплениях были уже женатые солдаты и солдатские семьи. Раньше появились они и больше их было в Анапе, Новороссийске, Геленджике, но чем южнее лежало укрепление, тем более редким явлением был в нем семейный очаг, т. к. в укреплениях не было достаточно воды, церквей, меновые отношения с горцами затруднялись военными действиями, продукты питания доставлялись не регулярно".

Ф. А. Щербина делает выводы: "Потребовалось со времени занятия Черномории казаками целых 68 лет для того, чтобы осуществлен был идеал черноморцев – "насаждение семейного бытия".

Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что и называют социализацией.

Анализ исследовательского материала Щербины позволяет сделать определенные выводы. Социализация в казачьей семье происходила как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. Сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта происходит в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, с братьями и сестрами, с другой – социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов общества.

Наши предки знали о влиянии поведенческих образцов взрослых на молодежь и детей. Поэтому "общественное мнение", являясь внешним фактором социального контроля, порицало безнравственные слова и поступки родителей и взрослых людей в присутствии младшего поколения.

Обязанностью любого взрослого человека было "образумить", остановить неправильные действия не только своего, но и незнакомого ребенка, подростка. Смысл "народной педагогики" казачества основан на двух принципах:
– "чужих" детей – не бывает;
– в воспитании должен быть использован принцип соборности, означающий сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям.

Духовные ценности – своеобразный нравственный капитал человечества, накопленный за тысячелетия. Поэтому кроме семьи и брака, передающих духовные ценности последующему поколению, отвечают за них и другие фундаментальные институты общества – религиозные, образования. В творческом наследии Ф. А. Щербины охарактеризованы и эти социальные институты, которые способствовали социализации личности в казачьем обществе. Во II томе "Истории…" выделена информация о духовенстве и народном просвещении. Обращает на себя внимание следующее:
– "Черноморцы, занимая край, знали уже цену школе и грамоте".
– "В Запорожской Сечи школы были маленькой общиной на принципах самоуправления в большой общине Запорожской Сечи".
– "Вместе с постройкой себе жилья на новом месте черноморцы строили школу".
– "Обучали детей грамоте лица духовного сословия, писаря и местные грамотеи".
– "Родители обучали детей письму в Казачьих канцеляриях, предполагая на шестой год получить должность".
– "Приобщение к наукам в официальной школе было затруднено их малым количеством, отсутствием материальных средств и потребности казачьего общества в интеллектуальных, научных кадрах. Быть просто грамотным было престижно и материально выгоднее ("скорое производство в чин")".

Только после 1812 г. активизировалась борьба с самообучением, вне официальной школы. Во главе учебного дела в Черноморье стоял протоирей Россинский, которому не удалось в полной мере доказать обществу необходимость функционирования институтов образования по подготовке кадров новой формации в наступающем индустриальном веке, тем более, что руководство Кубанского казачьего войска считали главной обязанностью казаков, в том числе и молодых, охранять южные рубежи России. Следовательно, процесс социализации на протяжении XVII-XIX веков на Кубани наиболее активно осуществлялся только через семейные отношения и духовные ценности казачьего общества, передаваемые из поколения в поколение.

Основополагающими добродетелями в российском обществе традиционно считались: преданность Отечеству, верность военному и гражданскому долгу, самоотверженность, мужество, храбрость, стойкость, взаимовыручка, трудолюбие. Эти качества составляли основу воинской доблести в казачьем крае.

Происходящие ныне в Российской Федерации процессы в важнейших сферах жизни общества выдвинули ряд новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности граждан с гарантией их социальной и правовой защищенности. Решение этих задач требует осмысления гражданами России традиционных нравственных ориентиров наших предков. Это предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения высоких духовно-нравственных патриотических ценностей:
– ответственности за судьбу Отечества, готовность к его защите;
– уважения к отечественной истории, культуре и традициям российского многонационального народа;
– социальной справедливости, законности, правопорядка, благополучия, коллективизма.


Литература


1. Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска. - Краснодар: Советская Кубань, 1992.
2. Материалы международной научно-практической конференции "Кубанское казачество: три века исторического пути". - Краснодар: КубГУ, 1996.
3. Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. - М.: Экономика, 1993.

 

Конференция  «Научно-творческое наследие Ф.А. Щербины и современность», 2004 г. Краснодар

 

 

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел: Традиционная казачья культура // Дети. Молодежь

Рейтинг@Mail.ru