В нашей гимназии «казачий» - это класс, обучение в котором отличается от общеобразовательного, прежде всего, набором специальных дисциплин. Краеведение и изучение истории, культуры и традиций казачества – первооснова воспитания и дополнительного образования в классах и группах казачьей направленности. Сегодня возрождение системы военно-патриотического воспитания казачьей молодежи является одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики. Воспитание учащихся на традициях русской  культуры – одно из главных  направлений обновления содержания педагогического процесса в школе. Русская культура позволяет привить учащимся нравственный иммунитет. 

Сейчас важнейшее значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых форм в организации этой деятельности с подрастающим поколением.
 
В 2008 – 2009 году мы провели два этапа программы «Кадет». У нас все получилось, и мы  решили двигаться дальше.    На  третьем этапе нашей работы, начиная с сентября 2009 года, мы  стали реализовывать новую программу «На Кубани мы живем …».

Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, творчества и успеха. Структура  и организация  данной воспитательной программы строится с учетом  различных возрастных категорий учащихся. Она состоит из нескольких блоков, тесно связанных между собой. По окончанию изучения  каждого блока  казачатам предлагается  комплексное мероприятие, в процессе которого дети демонстрируют свои  умения, знания, навыки. В зависимости от возраста преподавателями  выбирается  соответствующие формы и методы итогового мероприятия: интеллектуальные викторины, марафоны, отчетные концерты  ансамблей, защита проектов  и результатов исследовательской деятельности,  тематические праздники.

Эта программа заняла 2 место в крае.  Работая над задачами программы, педагоги отдают предпочтение развивающим методикам, учитывающие индивидуальные особенности учащихся. В течение года проводятся социологические опросы среди  учеников и родителей.  Педагоги в своей работе  уделяют  особое  внимание здоровьесберегающим технологиям.

При апробации программы «На Кубани мы живем…»  с была создана школьная детская казачья организация  (КОГ) - казачья станица имени  Татаренко, состоящая из пяти классов казачьей направленности.

Были проведены выборы атамана станицы.

Станицу разделили на сотни, а каждую сотню на полусотни. Так в сотню «Соколята»  входят  полусотня имени атамана Громова – 1 «К» класс и полусотня имени атамана Бабыча – 2 «К» класс; в сотню «Казачата» - полусотня имени атамана Рашпиля – 3 «К» класс и полусотня имени атамана Головатого- 4 «К» класс; в сотню «Кадет» - полусотня имени атамана Бескровного - 5 «К» класс.

Каждая полусотня провела поисковую работу о своем атамане, на Слете казачат ребята  рассказывали про своего атамана. У каждой полусотни есть девиз, речевка, песня.

Одной из важнейших частей воспитательного процесса  в кадетском классе является система дополнительного образования. Ее направленность определяется непосредственно развитием индивидуальных творческих, духовных, физических, интеллектуальных и других способностей кадетов и фиксируется отдельным разделом учебного плана, предусматривая систему дополнительного образования.    

В соответствии с законодательством РФ школа в кадетском классе может реализовать дополнительные образовательные программы и оказать дополнительные образовательные услуги, в том числе и платные, за рамками общеобразовательных программ (рукопашный бой, хоровое пение).

Координацию программы кадетов осуществляет администрация школы.

Администрация школы определяет конкретные мероприятия программы, необходимые затраты по каждому из них и источники финансирования.

Чтобы познакомить ребят с историческим прошлым нашей Кубани и жизнью казаков, работа ведется по трем направлениям - «куреням»: «Казачья удаль» (рукопашный бой), Кубанское раздолье» (ансамбли «Хуторок», «Аюшка», «Барвинок», «Кохання», «Птаха», «Забава»), «Кубанские умельцы» (флористика Кубани). У каждого куреня есть свои цели и задачи.

Основой воспитания кадетов является: соблюдение кодекса кадетской чести, организация самоуправления в классе, ношение  формы и  атрибутики, выполнение уставных требований.

В основе выполнения всех воспитательных задач в кадетском классе лежит специально разработанная воспитательная программа, которая предусматривает формирование личности кадетов в процессе прохождения всех возрастных групп.  Воспитательная программа отражает интересы всех участников воспитательного процесса, их права, обязанности и ответственность.  Под постоянным  и особым контролем - воспитательный процесс. Решению воспитательных задач способствуют  встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами,  просмотры тематических видеофильмов, экскурсии в высшее военное училище в городе Краснодаре, конкурсы военно-патриотической песни, военно-спортивные игры - Казачьи игры, где 4 год подряд мы занимаем 1 место, Смотр строя и песни. Воспитанники кадетских классов проходят процедуру  «посвящения в кадеты», дают кадетское обещание, шефствуют над ветеранами Великой Отечественной войны, создан    волонтерский   отряд  «Возрождение».

Благодаря соответствующей подготовке учащиеся кадетского класса ежегодно показывают отличные результаты на военно-спортивных играх, спортивных соревнованиях. Кадеты  являются участниками традиционных торжественных мероприятий, посвященных Дню Победы. За истекший период  времени  в казачьих классах были проведены мероприятия по духовно- нравственному образованию- это и классные часы с использованием презентаций, беседы по темам: Рождество Пресвятой Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы, Св. Николая Чудотворца, Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Троица. Были показаны открытые мероприятия  по данной тематике - Обряд «Проводы казака-линейца в армию», День казачки, Святки, Рождество Христово, Масленица, Пасха. Экскурсии в краеведческий музей по тематике «Истории казачества». Ежегодно на базе гимназии организовываем пришкольный летний лагерь «Казачок». Также нами была разработана программа  для летнего школьного лагеря, которая заняла 2 место. Как видите, казачата живут интересной насыщенной жизнью. Они активно участвуют в работе кружков «Основы православной культуры», «Истории казачества».

Много нового и интересного о Кубани, о быте, о жизни казаков  узнают ребята на тематических  занятиях  в группе продленного дня. День кадетов расписан по часам. Обязательны ежедневные занятия спортом. Вся эта работа не проходит бесследно. У нас есть результаты. У нас в гимназии ежегодно в конце учебного года проходит «Парад лучших». И в этом году казачьи классы получили три номинации: номинация «Лучший казачий класс» - 2 К  класс, номинация «Лучший спортивный класс» - 4 К класс, «Лучший коллектив дополнительного образования» - ансамбль народных  инструментов   «Казачьи потешки».

Наши казачата за этот год показали свое мастерство и за пределами гимназии. Так  в окружном конкурсе исполнительского мастерства заняли 1 место, в городе участвовали в олимпиаде по Кубановедению, принимаем участие в передаче «Шустрое утро» на канале ТНК. Участвовали в конкурсе проектной деятельности «Я – исследователь» в г. Сочи, где наша ученица 2 «К» класса Перерва Виктория стала лауреатом. Краевой песенный конкурс «Кубанский казачок»  общее – 2 место,  ученица 4 « К» класса Турбина Валерия заняла 2 место; на международном фестивале-конкурсе «Кубанская певунья балалайка» ансамбль «Казачьи потешки» занял 1 место, стал лауреатом международного конкурса «Балтийское созвездие».
В конце 2009-2010 учебного года проведены  отчетные концерты Детской школы искусств № 10 (на базе гимназии № 3).

Совместный отчетный концерт состоялся 22 мая 2010 года.  Каждый  классный руководитель  дал отчет о проведении работы в своем классе за этот учебный   с показом презентации. Учащиеся каждого казачьего класса показали свои умения и навыки, свое мастерство  в сфере дополнительного  образования, это были:  выступление ансамблей, игра на музыкальных инструментах, танцы,  спортивное выступление «Кио-ку-син-кан».

Нам есть,  чем гордиться. Участники ансамблей любимы и желанны  на школьных, окружных, городских и краевых  мероприятиях.   
                            

Россошных Наталья Викторовна - заместитель  директора по классам казачьей направленности  

48.24 Мб