В сентябре 2007 года впервые в Сочи был открыт класс казачьей направленности, основанием для функционирования которого явилось постановление главы Администрации  Краснодарского края № 799 от 11.08. 2004; постановление главы г. Сочи № 1113 от 10.10.2008; приказ Управления по образованию и науке г. Сочи № 631 от 26.08. 2009.

Организация казачьих классов началась с совместной деятельности казачьего общества Центрального района Сочи и администрации школы МОУ СОШ № 10 с 1998 года. Несколько лет школа работает по программе «Формирование гражданского самосознания учащихся через традиции кубанского казачества». В этой связи  педагогическим коллективом и было принято решение об открытии казачьих классов и  создании на базе школы ресурсного центра по Кубановедению, который включает в себя оснащенные кабинеты Кубановедения (кабинет Истории Кубанского казачества, кабинет «Казачок»), Православия и Литературы Кубани, а также школьный музей Кубанского казачества.

К началу 20102011 учебного года классов казачьей направленности в  школе – 9: два первых, два вторых, два третьих, один четвёртый, один шестой и один седьмой.

Преподавание в классах казачьей направленности ведётся по базисному учебному плану. Материалы по истории, культуре, духовности, быту казачества вводятся в содержание образования несколькими путями.

Во-первых, в классах КН (с 1-го по 7 –й), а также в классах старшего звена – 10-11-х есть элективный курс «История кубанского казачества» (авторы М.В. Мирук, Е.Н, Ерёменко, О.В. Чуп для параллели 1-4 классов, авторы В.Н. Ратушняк, О.В. Ратушняк для параллели 5 – 9 классов, 10 – 11 классов); в 10-11 классах – курс «Основы православной культуры» (автор О. Янушкявичене). Для учащихся 9-10 классов разработана авторская программа «Литература Кубани» (автор – Давыдова Е.В.).

Во-вторых, учителя-предметники включают  краевой компонент в содержание всех дисциплин учебного плана: в обучение грамоте, математики, окружающего мира, в технологию, изобразительное искусство.

В-третьих, в классах КН особое место  занимает дополнительное образование.

Два раза в неделю с детьми I звена работает педагог дополнительного образования  МОУ ДОД «Станция юных техников» Жукова Н. И. Под её руководством дети знакомятся с народными промыслами Кубани и учатся изготавливать различные изделия своими руками.

На базе школы также ведутся фольклорный кружок «Казачок» (руководитель Иволина В.Ф.) и хореографический кружок «Каблучок» (худ. руководитель – Триппель О.Н.).

В-четвёртых, в классах КН развита система наставничества: за каждым из 9 классов КН закреплён свой наставник – представитель казачества ЦР Сочи. Он проводит тематические беседы с детьми по плану, утвержденному председателем Совета Стариков ККВ П.З. Фроловым; занимается с ними строевой подготовкой, закладывает основы владения приёмами рукопашного боя; сопровождает класс на экскурсиях; участвует во всех мероприятиях класса.

В-пятых, в классах КН обязательны так называемые музейные уроки на базе школьного музея истории Кубанского казачества. Проводят подобные уроки или казаки, или учитель, но чаще экскурсоводы – ученики старших классов, что способствует укреплению связей между представителями младшей, средней и старшей школы.

В-шестых, особую роль в классах КН играет внеклассная работа, где наряду с традиционными формами и видами деятельности включены «казачьи» мероприятия.

1. Одно из главных совместных мероприятий, проводимых учителями и представителями казаков, – посвящение в казачата.

В 2007 году посвящение в казачата учащихся первого казачьего класса происходило в храме святого Андрея Первозванного.

Два следующих года – посвящение в класс казачьей направленности осуществляется в самой школе, но в присутствии казаков ЦР Сочи, атамана ЦР Сочи, родителей и учителей класса. Дети произносят слова клятвы, после которой каждый учащийся из рук казаков получает знак «Казачонок Кубани» - символ детского казачьего движения.


После посвящения вырабатывается план внеклассной работы. Каждый взвод придумывает себе название, девиз. Составляется экран соревнований, основные направления которого отрабатываются вместе с командирами отряда и взводов:
- учёба;
- поведение;
- участие во внеклассных мероприятиях, субботниках;
- чистота речи и культура поведения.

В каждой группе есть человек, ответственный за определённое направление работы. Итоги подводятся раз в 2 недели, обсуждение проходит на общем сборе.

2. Совместно с казаками проходят те внеклассные мероприятия, которые имеют патриотическое или православное направление. Так, в классах КН традиционно отмечаются Рождественские дни, Масленица, Пасха.

3. Осенью проводится осенняя ярмарка, весной – весенняя, цель которых – формирование целостного представления о традиционной культуре казаков. На ярмарку съезжались торговцы со всей Кубани, Ставрополья, Кавказа, в дни ярмарок приезжал цирк, стекались бродячие артисты, проводились кулачные бои, соревнования по джигитовке, различные игры. Именно под этим углом зрения мы и подходим к проведению ярмарки в школе или классе.

4. Большое значение придаётся празднованию такого праздника, как День Победы. Учащиеся классов КН вместе с представителями казаков ЦР Сочи возлагают венки у мемориала павшим воинам и врачам Великой Отечественной войны, участвуют в параде, посвящённом Дню Победе, в школе проводится концерт для ветеранов войны и инвалидов. В классах ведутся Книги Памяти дедов участников и героев Великой Отечественной войны.

5. Немалое место занимает такой вид внеурочной деятельности, как экскурсия. Приблизительно раз в месяц классы КН в сопровождении учителя, наставника и родителей выезжают на экскурсии. Краеведческий музей, музей им. Н. Островского, музей казачества пограничной станицы «Заречье» Адлерского района города Сочи, поездки в другие города Краснодарского края. Такие поездки объединяют детей, способствуют формированию гражданского самосознания.

6. Осенью 2009 года учащиеся МОУ СОШ № 10 принимали участие в I  слёте классов казачьей направленности города Сочи.

В период со 2 по 4 ноября Сочинский Центр Детского и Юношеского туризма организовал казачий слёт, в котором приняли участие 12 учреждений казачьей направленности.

7. В июне 2010 года классы казачьей направленности впервые приняли участие в организации и проведении международной выставки «Православная ярмарка», на которой обеспечивали встречу гостей, а также представили выставку «Поделки учащихся классов казачьей направленности».


Результативность подобной работы отражена в многочисленных достижениях педагогического коллектива, учащихся школы.

В 2009 году МОУ СОШ № 10 стала победительницей муниципального тура конкурса «Лучшие школы России», заняла 8 место в федеральном  конкурсе «Лучший школьный дизайн», награждена грамотой атамана Кубанского войска В.П. Громова за создание музея истории кубанского казачества.

Достижения учителей

2007 год
I место в городе, лауреат краевого конкурса учителей Кубановедения
III место в городском конкурсе учителей по Основам православной культуре

2009 год
I место в городском этапе краевого  конкурса  уроков с использованием ИКТ в номинации «История кубанского казачества»

Достижения учащихся

2007 год
II место в I региональном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь». Тема «Эволюция казачьей военной формы»

II место в городской научно-практической конференции «Первые шаги в науку». Тема «Творчество Светланы Макаровой»

III место в городской научно-практической конференции «Первые шаги в науку». Тема «Особенности изображения темы войны в произведении Н.Краснова «Сказ о казачьем коне»

2008 год
II место в городской научно-практической конференции «Первые шаги в науку». Тема «Герой времени в повести С. Макаровой «Птицы из стаи турманов»

2009 год
I место в городской научно-практической конференции «Первые шаги в науку». Тема «Традиции школы. Прошлое и настоящее»
III место в городской научно-практической конференции «Первые шаги в науку». Тема «Пушкин на Кубани»

2010 год
III место в краевой научно-практической конференции «Эврика». Тема «Добро пожаловать в школьный музей истории Кубанского казачества»

I место в городской научно-практической конференции «Первые шаги в науку». Тема «Свадебный обряд на Кубани»

II место в городской научно-практической конференции «Первые шаги в науку». Тема «Виртуальная экскурсия по школьному музею истории Кубанского казачества»

III место в городской научно-практической конференции «Первые шаги в науку». Тема «Добро пожаловать в школьный музей истории Кубанского казачества»


Являясь единственной школой Сочи с «казачьим уклоном», МОУ СОШ № 10 старается сохранить главное в работе – обучение и воспитание учащихся с опорой на краевой материал и патриотические ценности на основе почитаемых на Кубани принципов нравственности. В то же время обращение к традиционным духовным ценностям и идеалам ни в коей мере не исключают приобщение школьников к мировой интернациональной культуре, поэтому школьное сообщество принимает активное участие в развивающемся международном движении «Добрые дети мира», поддерживает тесные отношения с «Детским орденом милосердия», участвует в различных благотворительных акциях.




Давыдов Владимир Владимирович - директор МОУ СОШ № 10 г. Сочи