В.И. Топчиёва,
кандидат исторических наук.
Новороссийский филиал Славянского
государственного педагогического института.

 

Вхождение народов Северного Кавказа и Закавказья в состав России привело к более тесному взаимодействию культуры России и кавказских народов.

В связи с расширением границ империи указом Екатерины II в 1785 г. было учреждено кавказское наместничество.
Начало XIX в. ознаменовано преобразованиями в деле просвещения. Во главе образования встает Министерство народного просвещения. Структура его была определена тем, что «Народное просвещение в Российской империи составляет особую государственную часть, вверенную министру сего отделения и под ведением распоряжаемую Главным училищ правлением» . Вскоре новый орган содействует в появлении высочайшего указа 1803 г. об открытии в губернских городах гимназий, а в уездных – училищ.

Практически эти основополагающие указы отразились и на формировании будущей законодательной базы просвещения на Северном Кавказе. Образовательные учреждения появились в данном регионе позже. Первое уездное училище будет открыто в Ставрополе в 1811 г. Затем в 1818 г. по ходатайству местного дворянства учреждалось приходское училище в г. Георгиевске. И только в 1829 г. после окончания очередной войны с Османской империей правительство приступает к основательной организации просвещения в столь нестабильном регионе.

В это время появляется «Положение о закавказских училищах», которое можно считать началом деятельности по созданию законодательной базы в области просвещения. Однако данный документ не представляет четкого фундамента в деле определения практической стороны вопроса, достаточно прочитать следующие строки: «Весьма полезно иметь училище в Дербенте для всего Северного Дагестана».

Большинство прогрессивных преобразований связывают с именем М.С. Воронцова, который был назначен наместником на Кавказе.

«Зная ваше всегдашнее пламенное усердие к пользам государства, мой выбор пал на вас, в том убеждении, что вы как главнокомандующий войск на Кавказе и наместник мой в сих областях с неограниченными полномочиями, проникнутый важностью поручения и моим к вам доверием, не откажетесь исполнить мое ожидание».

Это была лучшая кандидатура – герой Бородина, организатор ланкастерских  школ грамотности для солдат, губернатор Новороссийского края, который именно при нем стал процветать.

1843 г. была по повелении Императора создана специальная комиссия для поиска путей по улучшению просвещения в крае. К делу просвещения местного населения привлекалась армия.

В «Положении о преимуществах по службе кавказских и закавказских уроженцев» (29 апреля 1848 г.) подчеркивалось, что обучавшиеся за казенный счет выпускники университетов и других учебных заведений империи готовятся исключительно к работе в Кавказском и Закавказском крае и обязаны прослужить там не менее 6 лет. Дополнительным стимулом служили и суммы пособий к выдаче: «во-первых, двойные погоны, соответственно полученным ими при выпуски чину или классу ученой степени; а во-вторых, единовременно пособия, годовое жалование, присвоенное тем должностям, кои такие соответствуют полученным ими при выпуске чину или классу ученой степени».

Все они имели право пользоваться льготами или «преимуществами», предоставляемыми служащим на Кавказе русским чиновникам. Значение этого документа определяется последним его пунктом, предписывающим наместнику Кавказа «в течение 6 лет, назначенных для их службы на Кавказе или за Кавказом, по окончании каждого года доносить Его Императорскому Величеству, или сообщать председателю Кавказского комитета, для доклада Его Величеству, о том, как сии молодые люди служат и ведут себя, так же о том, какие должности они занимают».

В целях ликвидации ведомственной разобщенности, не позволяющей эффективно реагировать и решать проблемы региона, было принято решение о необходимости соединения в одном регионе всех учебных заведений Северного и Южного Кавказа. В результате в России появился новый учебный округ, предполагалось увеличить количество учебных заведений. Этот проект был утвержден в 1848 г. В указе подчеркивалось, что проект в течение 3-х лет будет действовать в качестве эксперимента.

Не оставили без внимания и религиозные убеждения местного населения. Открывались православные приходские школы, подчинявшиеся Св. Синоду (в частности, в Северной Осетии, а также в русских и казачьих поселениях). Для той части населения, которая исповедовала мусульманство, под надзором людей, назначенных правительственными органами, при мечетях открывались мектебы и медресе. Более того, наместник М.С. Воронцов приложил немало усилий для открытия казенных мусульманских училищ, в которых местные дети могли бы получить знания по ремеслу и изучать русский язык.
По поручению М.С. Воронцова для горских народов были специально составлены особые буквари с использованием арабского алфавита. Учителя для татарских (тюркоязычных) училищ командировались из Казанского учебного округа. Учебные дисциплины делились на религиозные и общеобразовательные. Их статус практически приравнивался к уездным училищам.
Этот подход к просвещению горцев демонстрировал готовность центральных властей уважать их конфессии, способствуя тем самым активизации процесса привлечения местного населения на сторону государства. Такая политика находила понимание и поддержку со стороны служителей мусульманской религии. Для местного населения становилось очевидным, что одно мусульманское образование в условиях укрепления централизованной власти малоперспективно.

 

Открыть в Word и прочесть  статью целиком