Ачагу Р.М. (г. Краснодар)


Важную роль в развитии впервые созданного на Кубани в сентябре 1920 г. и воссозданного в феврале 1970 года Кубанского государственного университета сыграл Кубанский институт народного образования (ИНО), чья непродолжительная история ещё ждет своего исследователя.

Ещё в июле 1919 г. Совет Кубанского краевого правительства поручил ведомству народного просвещения приступить к организации в Кубанском крае педагогического факультета. Казачье правительство запросило городскую управу, в какой мере она может принять участие в оборудовании и содержании этого института (Вольная Кубань,1919 г., 25 июня,18 июля).

Уже 8 августа 1919 г. газета «Вольная Кубань» сообщила о том, что «в наступающем учебном году в г. Екатеринодаре открывается учительский институт для приготовления учителей для высших начальных училищ Кубанского края. Директором института назначается г. Колотинский П.Н. В институт будут приниматься лица со средним образованием. Институт будет давать права высшего учебного заведения» («Вольная Кубань» 1919 г. 8 августа, 173).

Как подчеркивал в докладе Совету Кубанского краевого правительства предполагаемый директор института П.Н. Колотинский :«Учительские институты в гг. Майкопе и Екатеринодаре имеют целью подготовить полноправных преподавателей и руководителей для высших начальных училищ края…» [ГАКК. ф.Р-6, оп.1. д.301, л.402-404].

Однако окончательное решение об открытии в г. Екатеринодаре института народного образования было принято уже новой, советской властью – областным отделом народного образования в мае 1920 г. Тогда же было образовано совещание педагогов, на которое в дальнейшем и пали главные труды по организации института.

26 июля 1920 г. состоялось заседание коллегии Кубано-Черноморского отдела народного образования, обсудившей вопрос организации инициативной группы для выборов кандидатов из числа лиц подавших заявление в ИНО. Был утвержден проект создания инициативной группы, предложенный профессором Бенкеном. [ГАКК. ф.Р-365, оп.1, ед.хр.13, л.33].

5 августа 1920 года на заседании коллегии народного образования было принято решение о выработке программы «Недели просвещения», реализация которой было поручено инструкторам подотделов Сулятицкому, Маркову и Попову. В программу «Недели просвещения» было включено:

1) открытие университета;
2) открытие детского театра;
3) открытие института народного образования [ГАКК, ф.Р-365, оп.1, ед.хр.13, л.37].

Ввиду срочности решения этого вопроса приказом заведующего областным отделом народного образования Корнилова по делу открытия в г. Екатеринодаре института народного образования в г. Москву были командированы с 15 августа по 15 сентября 1920 г. зав. секцией педагогических учебных заведений А.Ф. Карпов и инструктор педагогических учебных заведений А.Н. Филиппов [ГАКК, ф.Р-158, оп.1, д.32, л.16.]

Институт народного образования был открыт в г. Екатеринодаре 8 сентября 1920 года. В этот день в зале клуба «Красная Звезда» (ныне здание Дома офицеров) состоялось торжественное заседание советских и партийных организаций города, на котором Кубанский институт народного образования (так он назывался вначале) был объявлен открытым. Выступивший при открытии заведующий областным отделом народного образования отметил старания советской власти улучшить дело народного образования на Кубани несмотря на то, что главное внимание и силы советской власти в данный момент были отвлечены на борьбу с врагами пролетариата. При этом он напомнил присутствующим, что двумя неделями ранее город чуть было не был захвачен силами белого десанта генерала Улагая. Далее с приветствием выступил председатель совета института профессор Бенкен, предложивший присвоить вновь открытому институту имя Ушинского (Красное знамя 10 сентября 1920 г., №118).

В состав первого правления Института народного образования, сформированного 31 июля 1920 года. вошли проф. А.Ф. Бенкен, А.Ф. Карпов, П.Н. Колотинский, С.И. Савинич, Н.П. Марков, Р.К. Войцик. По распоряжению областного отдела народного образования № 60 от 12 апреля 1921 г. в заседании правления ИНО 20 апреля 1921 г. дела по институту передаются вновь сорганизованному президиуму: ректору Б. Аргунову, заместителю ректора по политическим вопросам М.А. Петренко (политкомиссар штаба 9-й армии, дислоцированной в г. Краснодаре, проректору по учебной части А.П. Болтунову, заведующему хозяйственной частью М.И. Некрасову и секретарю Т. Щербаковой.

В заседании Правления ИНО 24 мая 1921 года было заслушано распоряжение областного отдела народного образования о назначении ректором А.Ф. Бенкена. В 1921-1922 учебном году правление уже состояло из ректора А.Ф Бенкен, проф. А.П. Болтунов, проф. А.Ф. Багрий, М.И. Некрасов, А.Ф. Карпов, Г.Г. Григор, политкомиссара института, представители студенчества.

Постановлением коллегии отдела педагогического образования Оботнароба 22 июля 1921 года Институт народного образования в г. Краснодаре был преобразован в Педагогический институт народного образования [ГАКК., ф. Р-365, оп. 1, ед.хр. 1059, л.10].

Постановлением Совета по делам ВУЗ от 8 марта1923 г., утвержденного президиумом коллегии Главпрофобра 22 марта 1923 г. правление пединститута утверждалось в составе проф. Бенкена, проф. Болтунова, заведующего областным отдела народного образования М.А.Алексинским.

Ввиду чрезвычайной важности хозяйственных вопросов в жизни института начальник административно-хозяйственное части института И.А.Шевцов был кооптирован в состав правления с правом решающего голоса. Таким образом, широкая вузовская демократия первых лет существования ИНО постепенно замещалась узким кругом администраторов.

В заседаниях правления с правом совещательного голоса участвовали деканы факультетов: педагогического Н.И. Марков, словесно-исторического Р.К. Войцик, внешкольного проф. Г.Г. Григор, замдекана естественно-математического факультета И.А. Шевцов, представители студенческих организаций института. В заседании совета института 1 октября 1922 г. членом правления был избран Г. Шахвердов, взамен уехавшего в Петербург проф. А.П. Болтунова. [ГАКК, ф.Р-365, оп.1, ед.хр. 1059, л.136].

Институт народного образования был открыт на базе Кубанского учительского института, Кубанской мужской учительской семинарии и Кубанской женской учительской семинарии. Оборудование учительского института и двух учительских семинарий дало возможность сразу организовать кабинеты института. Физический кабинет получил большое количество аппаратуры кабинет естествознания (биологии, ботаники и зоологии) получил большое количество микроскопов, чучел, таблиц и т. д., кабинет анатомии и физиологии человека-муляжей, препаратов, диаграмм, психологический кабинет получил приборы и другие пособия. В течение первого года был организован педагогический кабинет.

Библиотека получила большое количество книг научного содержания, журналы, классическую художественную литературу. В первый же год своего существования: она насчитывала около 40 тысяч томов. Это была лучшая библиотека в городе.

Большинство преподавателей учительского института и семинарий вошли в состав вновь организованного института народного образования.

Студенты учительского института были приняты в институт народного образования, а учащиеся семинарий были переведены на подготовительное отделение.

Позднее, в краткой докладной записке, датированной 16 июня 1922 г. и адресованной председателю Кубано-Черноморского исполкома, заведующий Кубано-черноморским областным управлением профессионально-технического образования И.Д. Котов писал: «Говоря об истории возникновения кубанских вузов приходится положить в основу следующее:

а) Советская Кубань, в общем и целом насчитывает два года своего существования; почти два остальных года была отрезана фронтом гражданской войны от центра России, от центральных вузов и это обстоятельство в значительной степени побудило её к созданию своих вузов;
б) по целому ряду обстоятельств революционного времени или, как принято… выражаться «по климатическим условиям» на Кубани скопилось весьма значительное, не бывалое для провинции число весьма солидных деятелей по высшему образованию, которые конечно, так или иначе, прежде всего, были склонны развивать свою энергию в этом направлении, и это обстоятельство нужно признать также довольно значительным фактором в истории возникновения кубанских вузов;
в) трудности сношения Кубани с центром по условиям современных способов и средств в передвижении после соединения Кубани с остальной Советской Россией, в значительной степени способствовала возникновению вузов на Кубани;
г) кроме того, приходиться отметить также существовавшие задолго до революции стремления Кубани к вузу, что можно проследить по многолетней истории ходатайств её в открытии высшего сельскохозяйственного учебного заведения.

Если к перечисленным выше соображениям прибавить общие для всех губерний условия революционного времени, революционной весны…то станет совершенно понятным общий фон, на котором народились контуры новых вузов» [ГАКК ф.Р-365, оп.1, ед.хр.977, л.9-15].


Личность. Общество. Государство. Проблемы развития и взаимодействия: Материалы всероссийской научно- просветительской конференции 5-9 октября 2012 г. (ХХII Адлерские чтения) / Ред.колл.: А.А. Зайцев, П.Е. Бойко, А.В. Ващенко, А.М. Виноградов, В.А. Кокориков, С.А. Марков, В.Н. Петров, В.Н. Ратушняк, В.И. Чёрный, В.М. Юрченко; Администрация Краснодарского края, КРПООО «Знание», КубГУ, Филиал СПб ИВЭСЭП в г. Краснодаре – Краснодар: Традиция, 2012. – с. 328 – ISBN 978-5-91883-065-9