М. З. Саблиров,
доктор исторических наук, профессор,
заведующий кафедрой истории России.
Кабардино-Балкарский госуниверситет.
г. Нальчик.

 

Во второй половине XIX в. усиливаются экономические и культурные связи между народами Северного Кавказа. Под влиянием российской модернизации традиционная экономика меняется, формируются крупные торговые центры, ведется железнодорожное строительство, появляются различные культурно-просветительные, научные общества и периодическая печать, горцы приобщаются к светскому образованию.

О новых явлениях в социально-экономическом, политическом и культурном развитии народов Северного Кавказа редакция "Сборника сведений о кавказских горцах" писала: "Переустройство горского быта совершается на наших глазах; старое в их жизни понемногу отходит, новое нарождается… Надо стать вполне гражданами русской земли, а для этого необходимо примириться с несением обязанностей гражданина – жить мирно, платить подати, трудиться, искать образования".

Формирование российской системы светского образования на Северном Кавказе происходило в сложных условиях противостояния различных течений в педагогической мысли. В официальных кругах Министерство Образования России считало, что цель светского российского образования горцев – их постепенное обрусение. Представители Кавказского учебного округа П. К. Услар, Л. П. Забурский, Я. М. Неверов, Л. Г. Лопатинский пришли к выводу, что российская система образования должна способствовать европеизации и сохранению самобытной культуры горского населения.

В 60–70-е гг. XIX в. благодаря стараниям кавказского учебного округа разрабатываются различные программы с целью просвещения широких народных масс Кавказа, открываются светские школы, издаются национальные буквари, разрабатывается национальная письменность, ведется поиск ускоренной подготовки национальных педагогических кадров.

Активное участие в реализации этих проектов принимал учитель нальчикской окружной горской школы П. Стригуненко.
В феврале 1874 г. начальник Терской области писал попечителю Кавказского учебного округа Я. Н. Неверову, что П. Стригуненко подготовил необходимые педагогические материалы для кабардинских школ. Озабоченный отсутствием подготовленных педагогических национальных кадров начальник Терской области указывал, что "в Георгиевском округе… чувствуется крайняя потребность учреждения таких аульных школ, в которых преподавателями были бы лица, знающие как русский, так и кабардинский язык. Озабочиваясь приготовлением таких… учителей, я полагал бы возможным приготавливать для занятия учительских должностей в сельских школах воспитывающихся в Нальчикской окружной горской школе кабардинских уроженцев, возложив самое приготовление на учителя приготовительного класса… Стригуненко, составившего руководство к обучению в аульных школах русской грамоте, одобренное Вашим Превосходительством (отзыв Ваш от 21 сентября 1873 г.)". 

Общество осознало необходимость распространения светского образования и открытия педагогических классов для сельских школ Кабарды.

27 ноября 1873 г. директор Нальчикской окружной горской школы, обосновывая необходимость открытия педагогических классов, указывал, что "кабардинское население изъявило желание частично финансировать затраты на подготовку учителей, и учителем Стригуненко был представлен на благоусмотрение попечительского совета "Опыт преподавания русского языка в аульных школах".

В 1874 г. Кавказская администрация назначила П. Стригуненко руководителем педагогических классов и приняла решение направить его в кубанскую учительскую семинарию с целью ознакомления с "главными основами педагогики и дидактики".

5 сентября 1874 г. П. Стригуненко прибыл в Кубанскую учительскую семинарию на учебу, которая продолжалась включительно до апреля 1875 г.

 

Открыть в Word и прочесть  статью целиком