И. А. Журавель,
аспирант ИМСИТа

 

Ведомство народного просвещения Кубанского краевого правительства с осени 1918 и до весны 1920 г. осуществляло попытку реформирования образования. Сами реформы имели характер противодействия деникинским органам власти, поскольку Кубанское правительство всячески пыталось проводить собственную политику во всех отраслях управления.

Несмотря на то, что основная идея реформы школьного образования была декларирована еще 20 декабря 1917 г., только осенью 1918 г. Ведомство народного просвещения смогло развернуть свою деятельность на продолжение мероприятий, намеченных Временным правительством летом 1917 г. Церковно-приходские школы Кубанского края переходили в Ведомство народного просвещения и принимались станичными и хуторскими обществами.

Кубанский епархальный совет пытался приостановить передачу школьных зданий в ст. Новощербиновской и Усть-Лабинской, построенных на церковные средства, но получил отказ.

В целях упрощения школьной статистики, финансирования, руководства и в интересах однородной постановки школьного дела Кубанское правительство в сентябре 1918 г. приняло решение предложить всем ведомствам передать имеющиеся у них школы в Ведомство народного просвещения.

Вскоре была создана межведомственная комиссия из представителей ведомств Торговли и Промышленности, Здравоохранения, Военного, Земледелия, Внутренних дел, Путей сообщения. Она поддержала правительственное решение. Однако представитель Ведомства сельского хозяйства агроном Червонецкий решительно высказался на заседании против объединения.  Ведомственное совещание этой отрасли, проводившееся 31 октября 1918 г., выступило против передачи учебных заведений в Ведомство народного просвещения.

Одно из направлений деятельности ведомства  разработка программы реформирования профессионального образования. Решено было выяснить состояние дел в этом направлении. Поощрялись съезды атаманов станиц, хуторов и волостей. 20 октября 1918 г. состоялся съезд Кавказского отдела на хуторе Романовском. В предпринимательстве часто возникают ситуации, когда купить ООО намного выгоднее, чем регистрировать новое предприятие. Всегда в наличие готовы фирмы для Вашего бизнеса. Обсуждался вопрос об открытии в каждом населенном пункте мастерских столярных, слесарных, сапожных, портняжных и т. д.

В начале 1919 г. заведующим учебными заведениями и инспекторам разослали огромные листы  с просьбой дать ответы на вопросы. Вопросы  следующие: какие ремесла преподаются, что требуется для лучшей постановки дела, сколько состоит учащихся на 7 января 1919 г., с какого года существует профессиональное учебное заведение, нужны ли какие-либо изменения в программах и т. д.

В присланных ответах назывались теснота помещений, недостаток оборудования и денежных средств. Так, заведующий Пашковским 3-м 2-классным училищем П. Шрам подверг резкой критике деятельность чиновников Ведомства народного просвещения. По его мнению, все изменения и улучшения в постановке профессионального образования, перечисленные в анкете, были только паллиативами, а не коренным реформированием. Он предложил для улучшения постановки профессионального обучения общеобразовательную начальную школу сделать четырехлетней, широко введя в ее курс трудовое начало, рисование и черчение,  то, что необходимо для успешного прохождения разных ремесел.  На этом все начинания в профессиональном обучении были приостановлены.


Введение всеобщего обучения – наиболее важное направление реформ. Весной 1919 г. объявлено специальное обращение к атаманам отделов Кубанского края. В нем говорилось, что войсковой атаман уделяет особенное внимание развитию всеобщего обучения: неграмотных казаков не должно быть; неграмотный казак – не казак; дети иногородних тоже должны получать образование.

Однако раздельное существование казачьих и иногородних школ усугубляло зависимое положение последних на Кубани. Неслучайно Ведомство народного просвещения высказывало пожелание, чтобы атаманы отделов сделали указания "на необходимость объединения всех школ, казачьих и иногородних, и принятия последних станичными обществами наравне со всеми остальными".

Отношения между казачеством и иногородними в станицах Кубани обострились еще летом 1918 г. и оставались напряженными. Кубанское краевое правительство призывало казачье население воздерживаться от резкого и нетерпимого отношения к иногородним учителям, "осторожно составлять приговоры об их увольнении, предоставляя в острых случаях учебному начальству разбирать такие дела".

 

Открыть в Word и прочесть  статью целиком