Аравин Олег Филиппович


Актуальность избранной для исследования темы определяется прежде всего необходимостью научно-исторического изучения технического образования в общем русле профессионального образования Кубани, а так же тем, что данная проблема в качестве самостоятельной в литературе не рассматривалась.

В 1868 г. при Русском техническом обществе была учреждена Постоянная комиссия по техническому образованию, ведущим деятелем которой и инициатором основания училищ для рабочих стал известный технолог профессор Е.Н. Андреев. В состав данной комиссии, помимо него, входили такие ученые, как Р.Б. Бернгардт, Ф.Ф. Бейльштейн, Б.Н. Бестужев-Рюмин, И.А. Вышеградский [1]. Последний в 1888 г. составил «Общий нормальный план промышленного образования в России», на базе которого были разработаны и тогда же утверждены «Основные положения о промышленных училищах». В данном нормативном акте впервые в России формулировались принципы организации системы специального образования, определялись главные пути подготовки квалифицированных рабочих, мастеров и техников, профессионально-технические учебные заведения вводились в общую систему учреждений народного образования. Введение в действие этого документа явилось началом нового этапа в развитии специального образования в России.

Согласно «Положениям» 1888 г. были установлены следующие типы промышленных учебных заведений:
1) средние технические училища, готовившие техников как ближайших помощников инженеров и других высших руководителей промышленного дела;
2) низшие технические училища готовили непосредственных руководителей труда рабочих в промышленности;
3) ремесленные училища, ставившие задачу обучения конкретному ремеслу.

Для всех типов школ были разработаны примерные учебные планы и программы, а в 1889 г. утверждены уставы, в которых подчеркивалось, что профессионально-техническая школа должна готовить практических работников и ни в коем случае не служить «сверх того ступенью к переходу в школу, служащую для приготовления деятелей высшего разряда». Учебные планы и программы были составлены таким образом, что основное место в них отводилось специальным предметам. Количество общеобразовательных дисциплин и время, необходимое для их изучения, сводились к минимуму.

24 апреля 1895 г. Министерство народного просвещения Российской империи утвердило Положение о низших ремесленных школах, в которые могли поступать лица, получившие свидетельства об окончании шестиклассных училищ, начальных церковно-приходских школ, а также мальчики в возрасте не моложе 13 лет, умеющие только читать и писать, но выдержавшие особый приемный экзамен по программе [2].

Изначально отношение простых жителей Черноморского казачьего войска к обучению ремеслам было весьма пассивным. Не сразу оно изменилось и в пореформенное время. Так, Ф.Ф. Арканников в своей работе о станице Николаевской отмечал, что народ не проявлял заботы об обучении своих детей ремеслам и рукоделию [3].

Н. Липинский, исследуя станицу Троицкую, указывал на то, что «детей начинают посылать в школу с 8-9 лет... ремеслам никаким не обучают» [4].

Несколько иначе обстояло дело в станице Воронежской, где, согласно Шахову: «...обучение рукоделию и ремеслам в школе считает народ необходимым, но если бы за это не требовалось отдельного расхода» [5].

Последний факт важен тем, что во многих сельских школах учителя, желая расположить население к школе, обучали тому или иному ремеслу, не получая за это никакого вознаграждения.

К концу ХIХ в. население г. Екатеринодара, по сравнению с 1868 г., увеличилось почти в семь раз (с 10 до 67 тыс. чел.). На рубеже веков Екатеринодар являлся уже крупным торгово-промышленным центром, в котором насчитывалось 129 фабрик и заводов, в основном, кустарные (кирпичные, кожевенные, бондарные и др.), однако потребность в рабочей силе постоянно росла, и постепенно появлялись рабочие окраины – Дмитровка, Дубинка, Покровка, Ивановка. Таким образом, необходимость открытия профессионального учебного заведения в кубанской столице стала очевидной.

Екатеринодарская низшая ремесленная школа. 24 апреля 1895 г. Государственный Совет вынес постановление об учреждении с 1 июля 1897 г. в Екатеринодаре низшей ремесленной школы с ежегодным ассигнованием из средств государственной казны[6].

Екатеринодарская городская дума ассигновала для вновь открытого училища более 2 тыс. рублей подъемных, купец второй гильдии Д.Н. Сквориков выделил для школы свой дом по улице Рашпилевской.

Для начала решено было принять 16 учеников только на слесарное отделение по изготовлению огородного и садоводческого инвентаря. Предполагалось, что выпускники низшей ремесленной школы, имея практические навыки, смогут найти им применение, работая в качестве подмастерьев у какого-нибудь кустаря ремесленника или открыв впоследствии свою мастерскую.

Как и в других низших ремесленных школах, курс обучения был трехлетним, но по его окончании учащиеся могли остаться еще на один год «для практического усовершенствования в ремесле». Обучение в школе продолжалось круглый год за исключением двух недель - с 1 по 15 августа. Программа обучения в низшей ремесленной школе состояла из закона Божьего, бесед и толкования Евангелия, объяснения богослужения. По арифметике и русскому языку курс состоял из повторения объема одноклассных сельских училищ с незначительными добавлениями. В программу обучения специальной технологии входили свойства и способы обработки материалов с использованием метода наглядности.

По окончании первого учебного года имелись определенные успехи – изделия учеников были удостоены большой серебряной медали на выставке изделий в Тифлисе. В 1901 г. состоялся первый выпуск 7 подмастерьев из 16. Остальным пришлось работать, не окончив полного курса [7]. К этому времени функционировало работавшее с 1900 г. дополнительное кузнечное отделение, шла подготовка к открытию столярного, которое начало свою деятельность в 1905, однако еще до этого события стало очевидным, что школе необходимо собственное просторное помещение.

В 1904 г. Екатеринодарская низшая ремесленная школа переместилась в новое здание. В 1909 г. при школе открылось общежитие для иногородних и сирот, отдельного помещения для которых не имелось, и ученики проживали в классной комнате.

Кроме кузнечного, слесарного и столярного ремесла, предполагалось преподавание литейного дела, что дало бы возможность разместить в стенах школы 120 – 130 учащихся. В 1910 г. в школе числилось 111 учеников, за 11 лет окончили полный курс обучения и были удостоены звания подмастерьев 66 человек. Самый большой выпуск состоялся в 1902 г. – 9 человек, в 1910 – 8; в 1911 – 12. Столь небольшие цифры обусловлены тем, что большая часть поступавших впоследствии покидала учебное заведение. Так, до 1910 года из школы выбыл, не окончив курса, 271 ученик! Главная причина такого положения вещей – материальная необеспеченность родителей учащихся, использовавших их в семье в качестве работников или отправлявших их в мастерские или заводы для поисков заработка [8].

В 1916 г. в школе обучалось 116 учеников. Благодаря наличию литейной мастерской учебное заведение стало работать на военное ведомство: было освоено производство бомбометов калибром до 152 мм, которые в те годы были орудиями ближнего боя. Подобное оружие применялось в армиях многих стран.

Темрюкская низшая ремесленная школа. 24 апреля 1895 г. было решено открыть вместе с Екатеринодарской низшей ремесленной школой такую же школу в Темрюке. Расписание занятий и режим в ней были установлены согласно Положению, по примеру Екатеринодарской низшей ремесленной школы. Состав служащих на 1903 г. включал трех преподавателей и заведующего [9].

26 апреля 1906 г. решением Государственного Совета ремесленной школе был выделен кредит на постройку собственного здания и введен в штат мастер-техник литейного дела. Положительная образовательная динамика Темрюкской ремесленной школы проявилась не только в обучении ремеслу. Так в 1907 г. руководство возбудило ходатайство о расширении программы общеобразовательных предметов, а именно введения преподавания истории, географии, геометрии и пения. Попечитель Кавказского учебного округа дал на это свое согласие, но потребовал представить проекты программ вводимых предметов и источники оплаты труда преподавателей. Для наглядного обучения организовывались экскурсии в местный порт. Так, 2 мая 1907 г. пароходство Н.И. Дицмана бесплатно предоставило судно для экскурсии, во время которой ученики ознакомились с устройством и работой землечерпалки, парового молота, машинами, динамо-машинами, электрическим освещением, метеостанцией, станками и машинами по оборудованию слесарной и кузнечной мастерских, а также подробно осмотрели пароходы «Кубанец» и «Русь»[10].По данным на 1911 г. в Темрюкской низшей ремесленной школе обучалось 65 учащихся.

Ейская школа ремесленных учеников. Положение о школах ремесленных учеников было утверждено в 1893 г. Согласно положению, окончившие школу приобретали, главным образом, теоретические знания и знакомились с технологическими приемами различных производств. Для совершенствования практических навыков выпускники поступали на фабрики и заводы в качестве учеников – ремесленников, где завершали свое практическое ремесленное образование.

Хотя официально Ейская школа ремесленных учеников была открыта 1 июля 1896 г., занятия в ней начались только 1 октября[11].

Курс обучения в школе продолжался три года. Ежедневно ученики во всех классах занимались в течение трех теоретических уроков. На практическую работу в мастерских ученикам первого класса отводилось четыре с половиной часа, во вторых и третьих классах - пять с половиной часов в день. Списочный состав штата служащих Ейской школы ремесленных учеников включал шесть служащих.

О функционировании школы ремесленных учеников красноречиво свидетельствует «выпись» № 2 из заседания Ейской городской Думы 8 января 1909 г., в которой отмечалось, что школа ремесленных учеников, несмотря на сравнительно долговременное свое существование, не принесла ощутимой пользы. Причины заключались в особенностях организации учебного процесса, при которых, наряду с незначительной общеобразовательной подготовкой учащихся и их малолетством при поступлении в школу неизбежно должны были иметь своим последствием незначительный результат [12]. По данным на 1911 г., в Ейской школе ремесленных учеников при штате в шесть служащих обучалось 56 человек.

На заседании Ейской городской Думы не раз поднимался вопрос о необходимости преобразования школы ремесленных учеников, вследствие ее малоэффективности, в низшее техническое училище, тем более что такое преобразование не потребовало бы ассигнований, а здания, которое обошлось городу 40 тыс. руб., для этого достаточно. Весомым аргументом в пользу преобразования было то, что с весны 1909 г. началось строительство участка Ейской железной дороги. Но этому проекту так же, как и многим другим, не суждено было осуществиться. Причины - начало Первой мировой войны и кризис казны казачьих войск и др.

Майкопское низшее механико-техническое училище им. Александра III. Данное образовательное учреждение с образовательной школой и пансионом было учреждено 1 июля 1899 г. на основании решения Государственного Совета. Достойно внимания то, что открытие училища в г. Майкопе имело большой общественный резонанс (появилась информация и в столичной прессе) [13]. Официально училище открылось 1 июля 1899 г., но занятия начались только с 17 октября.

Курс обучения продолжался пять лет при разделении на два общеобразовательных класса, соответствующие курсу двухклассных министерских училищ, и на три специальных класса.

Для поступления требовалось представление свидетельства об окончании курса одноклассного училища или прохождение соответствующего испытания. При училище учреждался пансион на 90 воспитанников (55 детей казаков Кубанского войска, 10 не казаков, 25 детей кубанских горцев), приходящих учеников могло иметься не более одной трети общего числа учащихся.

Предполагалось поместить училище на территории Майкопской горской школы, которую было решено упразднить, а здание горской школы приспособить под учебные мастерские, на что казна Кубанского войска выделяла 43714 р.

С целью привлечения на службу в училище опытных учителей, устанавливалось довольно высокое жалование. Штат училища изначально включал шесть служащих. На протяжении всех лет существования учебного заведения должности преподавателей занимали лица, имеющие инженерно-техническое образование.

Первый директор В.Ф. Данилов организовал в Майкопе педагогические семинары, где собирались в основном руководители образовательных учреждений города (реальных Александровских городских училищ, женских прогимназий). Первый такой семинар провели в октябре 1900 г. и посвятили обсуждению вопроса о внеклассном чтении [14].

Почти с самого начала своей руководящей деятельности В.Ф. Данилов начал предпринимать действия для преобразования училища в среднетехническое по образцу Бакинского или Ростовского-на-Дону, однако был переведен директором в Баку, а Майкопское училище так и осталось в прежнем качестве.

С 1902 г. при училище открывается низшая ремесленная школа для городских детей, ассигнования на содержание которой выделяла Майкопская городская казна.

Материальная база училища была довольно солидной: в нем имелось четыре учебных мастерских (модельно-литейная, слесарно-кузнечная, металло-токарная и сборочная).

За первые девять выпусков училище окончили 120 специалистов, которые впоследствии стали народными учителями, приказчиками, офицерами, чиновниками и проч., но меньше всего «учеными» мастерами. Судя по всему, образовательное учреждение имело очень плохую репутацию в отношении профессиональной подготовки потому что, как правило, выпускников принимали только смазчиками. В большинстве своем молодые люди уходили искать работу за пределы г. Майкопа, на что постоянно указывала местная пресса, призывая городскую Думу принять решительные меры [15]. Те выпускники, которые изъявляли желание получить первый классный чин или права народного учителя, должны были держать полный экзамен по соответствующим правилам, хотя в программе курса значились алгебра, геометрия, физика, химия, механика, технология, счетоводство. В 1916 г. штатный состав включал директора, инспектора, законоучителя и пять преподавателей при 237 учащихся [16].

Именно в этом году училище открыло у себя курсы монтеров сельскохозяйственных машин, идея организации которых исходила от Департамента земледелия. Указанные курсы в военное время являлись делом государственной важности.

Брюховецкая низшая ремесленная школа им. В.В. Викторова. Открытие Брюховецкой ремесленной школы состоялось 31 октября (по другим сведениям 30 ноября) 1910 г., благодаря инициативе местного купца В.Н. Викторова, который выделил для ее организации денежные средства, а также предоставил помещения. Брюховецкая школа представляла собой типичное сельское ремесленное учебное заведение, отвечающее нуждам сельского хозяйства. Она готовила специалистов по починке и изготовлению земледельческих машин и орудий. Цель таких школ состояла в том, чтобы доставить казачьему населению, помимо земледелия, другие вспомогательные средства к заработку, «сообщением ему ремесленных знаний». Местная пресса также отмечала, что «низшая ремесленная школа и по штату и по расписанию в ней занятий более всего подходила к станичной жизни»[17].

В 1911 г в школе обучалось 65 человек. Состав служащих был небольшим: заведующий, мастер-техник и учитель общеобразовательных предметов. Преподавались столярное, слесарное и кузнечное ремесла. Имевшиеся небольшие мастерские не удовлетворяли местным запросам: с самого открытия школы приходилось отказывать почти половине новичков в приеме в первый класс. К началу 1919 г. в школе числилось 58 учащихся (на слесарно-кузнечном отделении - 34, на столярно-плотницком -24).

В период Гражданской войны ремесленную школу преобразовали в училище с курсом обучения, составлявшим четыре года. С апреля 1919 г. вновь начала работать литейная мастерская, деятельность которой была приостановлена в 1914 г.[18]

В учебный план входили такие предметы, как закон Божий, русский язык, отечествоведение, арифметика, сельскохозяйственное природоведение, основы физики и механики, технология ремесла, учет и расценка работ, профессиональная гигиена. Недельная нагрузка составляла 46 учебных часов. Состав служащих включал в данный период восемь человек.

Процесс обучения ремеслу проходил в соответствии с определенной системой. Ученики первого года обучения изучали столярное ремесло. На следующий год знакомились со слесарным и кузнечным ремеслами. При переходе в третий класс каждый ученик избирал по своему желанию одно из выбранных ремесел и в течение двух лет основательно изучал его. По окончании курса выпускники выполняли дипломные работы, которые принимала комиссия в составе заведующего и мастеров теоретического и практического обучения. В программу входили ежегодные экскурсии на промышленные предприятия для наглядного ознакомления.

Важной статьей доходов было выполнение заказов. Кроме этого постоянно выполнялись работы по ремонту сельскохозяйственных машин и инвентаря. Кроме перечисленных выше, силами учащихся выполнялись заказы для армии генерала Л. Покровского.

Кроме низшей ремесленной школы в Брюховецкой, подобное учебное заведение (в 1916 г. насчитывавшее 98 учеников), существовало и в станице Казанской.

Новороссийская низшая ремесленная школа открылась 9 ноября 1897 г. В ней преподавались слесарно-кузнечное и столярно-токарное ремесло при трехлетнем курсе обучения. Поступающие сдавали экзамены по программе одноклассного училища. На 1 января 1898 г. в Новороссийской низшей ремесленной школе проходили обучение 22 учащихся, в начале 1909 г. в ней уже числилось 84 учащихся, к 1916 г. их число возросло до 202 [19]. Согласно плану развития технического образования, с 1915-1916 учебного года Новороссийская низшая ремесленная школа была преобразована в ремесленное училище по механической специальности с малярным отделением и отделением по постройке и ремонту судов [20].

Баталпашинская низшая ремесленная школа. История Баталпашинской ремесленной школы является наглядным примером трудного пути становления профессионального учебного заведения. Решение о ее открытии было принято еще в 1875 г. Для образовательного учреждения выделили здание, которое прежде занимал атаман отдела. В июле 1880 г. ремесленное училище преобразовали в ремесленное отделение при местном городском четырехклассном училище по токарному, слесарному и кузнечному ремеслам, учиться в котором могли как воспитанники последнего, так и приходящие ученики.

Финансирование осуществлялось за счет местного станичного общества, государственной казны; незначительных денежных пожертвований обществ окрестных станиц. Кроме того, выполнялись заказы для населения, отличавшиеся высоким качеством. За ученические поделки, отправленные на Всероссийскую промышленно-художественную выставку 1882 г., отделение получило диплом третьего разряда.

Число выпускников было относительно небольшим - в 1886 г. составляя 5 человек, причем двое из них являлись приходящими. Всего за период 1880 - 1886 гг. училище окончили 23 ученика. В 1887 г. обучение слесарному ремеслу проходили 34 человека, кузнечному – 5, столярному – 29. Преподавательский состав включал трех мастеров и заведующего.

В марте 1887 г. в ремесленном отделении была введена новая специальность – «переплетное мастерство», а в сентябре – «седельно-шорное». Нужно отметить, что специальность седельника-шорника была одной из самых востребованных в казачьем крае, поэтому в следующем году на данную специальность было принято 19 человек (15 седельников и 4 шорника)[21]. Со временем выручка от заказов населения заметно возросла. Расширился до семи человек и состав служащих школы.

Постоянные ученики отделения по всем специальностям занимались в среднем 48 часов в неделю, а ученики Баталпашинского городского училища по 4, 5 часа в неделю. Через 10 лет на ремесленном отделении при училище, кроме имеющихся специальностей, было введено пчеловодство, шелководство и даже обучение музыке. Кроме того, по инициативе инспектора С.Т Божанова развитие получило новое ремесло – плетение корзин. В целях его развития министерство земледелия прислало бесплатно 3000 черенков корзиночной ивы, которые успешно прижились и дали рост. Пресса указывала на необходимость открытия сапожного отделения, но для этого требовались дополнительные средства.

В июле 1917 г. ремесленное отделение было преобразовано в ремесленную школу с отделениями слесарно-токарным, столярно-токарным, кузнечным, литейным, бричечным, шорно-седельным. По причине военных действий школа стала функционировать только в начале 1919 г., но и тогда, за отсутствием помещения занятия по сапожному и портняжному ремеслам не проводились. В данный период обучение проходили 47 учащихся. До установления советской власти на Кубани Баталпашинская ремесленная школа являлась единственным учреждением в округе, обслуживающим нужды населения. Для выполнения заказов и подготовки специалистов школа обладала солидной материальной базой по всем изучаемым ремеслам. Имелся даже нефтяной двигатель «Болигндер»[22].

Достойно внимания то, что ремесленное профессиональное образование во время Гражданской войны получило весьма интенсивное развитие, что объяснялось практической необходимостью в использовании труда сапожников, шорников, кузнецов для военных нужд. В Кубанском правительстве был создан специальный отдел профессионального образования, который рассылал опросные листы с целью установления размера помощи учреждениям. Вопросы касались наличия у профессионального учебного заведения собственного или наемного здания, комплекса преподаваемых ремесел, состояния помещений, оборудования мастерских и т.д. Кроме анкетирования, директора профессиональных учебных заведений должны были предоставить полную отчетность относительно учебно-технического оснащения.

В качестве примера заслуживает внимания отчет Васюринской низшей ремесленной школы, располагавшей, кроме мелких инструментов (молотков, клещей, зубил) трактором, локомобилем с молотилкой, нефтяным двигателем и динамо-машиной к нему, 8 разнообразными станками и прочим подобным оборудованием в семи мастерских. Имея такую солидную базу, школа даже открыла курсы для инвалидов войны.

О Сочинском ремесленном училище сохранилось немного сведений. Известно только, что оно подчинялось Министерству финансов [23].

Помимо ремесленных школ имелась еще одна форма ремесленных учебных заведений - учебные мастерские, деятельность которых была законодательно оформлена в 1902 г. На Кубани учебные мастерские, в которых в 1916 г. проходили обучение 42 человека, существовали в станице Вознесенской [24].

Одним из феноменов кубанского технического профессионального образования рассматриваемого периода являлась прядильно-текстильная отрасль. Судя по документам, инициатором ее организованного становления являлся учитель Ахтанизовского одноклассного училища И.А. Сай [25]. Именно ему как мастеру по изготовлению сукна и полотна станичное общество выделило 6000 р. на налаживание производства.

Кубанское правительство предписало открыть в станице Ахтанизовской текстильно-ткацкую мастерскую и профессиональную школу при ней с 1 июля 1919 г. При этом должны были выполняться определенные требования, касающиеся выделения помещений для мастерских, комнат для преподавания специальных и общеобразовательных предметов, оплата квартир заведующему и мастерам. Краевая казна обязалась субсидировать по 20 тыс. руб. ежегодно, а также выделить единовременное денежное пособие.

Задачей новой ремесленной школы стала подготовка преподавателей, инструкторов и мастеров текстильного производства на Кубани. В текстильную школу принимались лица обоего пола не моложе 16 лет, с образованием не ниже двухклассного училища. Обучение являлось платным - 300 р. в год в полугодие и длилось 4 года, осуществляясь по определенной программе. Принимая во внимание острую нужду населения, срок обучения мог быть сокращен до двух лет. Окрестные станицы, желая наладить у себя текстильное производство, должны были прислать для обучения по четыре или пять человек. Такие воспитанники обучались на общественные средства, но за это обязывались наладить у себя дома текстильное производство и тем самым оправдать затраченные на них средства. Оканчивающим курс полагалось выдавать соответствующие документы.

Занятия в школе начались 1 октября 1919 г. Учебно-методической подготовкой ведал И. Сай, само же производство находилось в ведении Г. Корнацкого.

В конце каждого учебного курса учащиеся проходили практику по технологии производства. Выпускники специализировались по производству орудий труда, обработке льна и шерсти, ткацкому делу.

Из-за периферийного расположения станицы Ахтанизовской было решено перевести ткацко-текстильную ремесленную школу ближе к краевому центру - в станицу Пашковскую. Здесь местное ссудно-сберегательное товарищество еще в сентябре 1919 г. признало необходимым создание ремесленной школы, но ввиду финансовых трудностей согласилось только на открытие ремесленного отделения, для чего выделили 15220 руб. подъемных денег. Ткацко-текстильное ремесленное отделение начало функционировать на новом месте 11 декабря 1919 г.

Желание открыть у себя ткацкое производство и ремесленные школы изъявляли и другие станицы. В частности, в сентябре 1919 г. с такой просьбой в Краевое правительство обратилось Полтавское станичное общество.

Некоторые ранее существовавшие ремесленные школы были преобразованы в училища. К 1920 г. ремесленные школы имелись в станицах Баталпашинской, Васюринской, Брюховецкой, Вознесенской, Константиновской, Старонижестеблиевской, г. Темрюке; ремесленные училища - в городах Екатеринодаре, Майкопе, Ейске, станицах Григориполисской, Новощербиновской, Ильинской, хуторе Тихорецком[26].

Женское профессионально-рукодельное образование. В своей основной массе девушки проходили обучение в мастерских. На Кубани имелись и чисто ремесленные школы, где проходили обучение взрослые женщины, имевшие подготовку в объеме начального училища. Эти школы готовили в основном портних, вышивальщиц и т д.

Среди таких учебных заведений обращала на себя внимание Ейская рукодельная школа, которая была открыта в 1898 г., когда в нее поступило 47 девочек, окончивших начальные школы. Учебное заведение полностью находилось на содержании города, и поэтому размещалась в наемном доме, принадлежавшем городской управе, которая впоследствии выделила 15 тыс. руб. на постройку специального здания, но и его оказалось мало, так как число учащихся 1908 г. возросло до 198.

Коллектив преподавателей в 1912 г. состоял из 7 педагогов во главе с заведующей [27]. Позднее в Ейске открыли вторую школу кройки и шитья. В 1915 г. в обеих учебных заведениях обучалось 307 учениц.

С 1912 г. и в Екатеринодаре начали функционировать две школы кройки и шитья. Система обучения в них предполагала разделение контингента учащихся на отделения – портняжное, белошвейное, рукодельное – с соответствующими сроками обучения – три с половиной месяца, 2 месяца, 1 месяц. Учебный курс составлял 6 теоретических и 24 практических часа в неделю. Позднее в Екатеринодаре открылись еще две подобные школы.

В декабря 1912 г. в Армавире было основано профессиональное женское учебное заведение под названием «Профессиональное кройки, шитья и изящных работ училище» и находилось в ведении Кавказского учебного округа. Полный курс обучения составлял 5 лет [28], а лица, окончившие данное училище, получали диплом учительницы рукоделия кройки и шитья с правом преподавания во всех учебных заведениях. 2 мая 1914 г. армавирское профессиональное училище Чимакадзе преобразовали в женскую прогимназию с особым профессиональным классом по рукоделию и шитью, которая в следующем году осуществила обучение 186 человек.

Популярностью пользовалась Новороссийская школа кройки и шитья, о чем свидетельствует количество учащихся, в 1909 г. составлявшее 149 человек. Знания и навыки выпускниц были настолько востребованы, что Новороссийская городская управа открыла в 1915 г. вторую школу кройки и шитья [29].

Заслуживает внимания также Брюховецкая женская ремесленная школа, изначально существовавшая как женское ремесленное отделение при высшем начальном училище. На нем выполнялись даже заказы для пошива одежды для Добровольческой армии [30]. 8 сентября 1919 г. станичный сход своим решением преобразовал ремесленное отделение в женскую ремесленную школу имени председателя Краевой Рады Н.С. Рябовола. Ее заведующей назначили учительницу рукоделия из станицы Пашковской - С.В. Милютину. В школе имелись отделения - портняжное, прядильно-ткацкое, сапожное. За обучение платили только иногородние - 300 р. в год в полугодие. Важно отметить, что в образовательном учреждении обучались не только девушки, но и юноши, так что, по сути, школа, не смотря на название, была смешанной.

В станице Должанской женское ремесленное отделение существовало с 1911 г., курс обучения составлял два года, после его окончания выпускницы получали права подмастерьев. С 1 октября 1918 г. отделение, как и многие другие, было закрыто. При Краевом правительстве приговором станичного схода рукодельное отделение было преобразовано в женское ремесленное училище с четырехлетним курсом обучения.

Трехгодичное женское ремесленное училище в станице Полтавской функционировало с 1913 г. Профессиональная школа кройки и шитья существовала и в станице Павловской, швейные отделения - в Дондуковской, Канеловской, Крымской, Калужской, Ирклиевской, Николаевской, Белореченской и других.

Итак, техническое образование Кубани развивалось в русле общероссийского, отвечая потребностям кубанского общества того времени. При этом специфика региона обусловливала и некоторые особенности.

В частности, техническое образование досоветской Кубани, вследствие сравнительно поздней колонизации и аграрного характера экономики несколько отстало от основных промышленных районов России. Несмотря на более интенсивное развитие кубанского технического образования в начале XX в., полностью раскрыть его потенциал в исследуемый период не удалось.

В общей системе профессионально-технического образования досоветской Кубани наиболее интенсивно развивалось женское, так как в силу своего прикладного бытового назначения было широко востребовано населением.

Примечания

1. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР второй половины ХIХ в. – М., 1976. – С. 169.
2. Свод законов Российской империи (ПСЗ РИ). – СПб., 1912. – Т. XI. – Ч. 2. – Ст. 3339. – П. 1. – Доп. 7.
3. Арканников Ф.Ф. Николаевская станица: Статистико-этнографическое описание /Ф.Ф. Арканников // Кубанский сб. – Т.1. – Екатеринодар, 1883. – С. 585.
4. Липинский Н. Троицкая станица: Статистическое описание /Н.Липинский // Кубанский сб. – Т.1. – Екатеринодар, 1883. – С. 711.
5. Шахов Д. Воронежская станица: Статистико-этнографическое описание /Д.Шахов // Кубанский сб. – Т.1. – Екатеринодар, 1883. – С. 640.
6. Сборник правительственных распоряжений по казачьим войскам (СПРКВ) за 1897 год. – СПб., 1898. – Т. 33. – № 230. – С. 329. 7. Сошников Н. Дорогой вековой /Н.Сошников. – Краснодар, 1997. – С. 12.
8. Кубанский курьер (Екатеринодар). - 1911. – 3 июля.
9. Кубанский календарь на 1903 год. – Екатеринодар, 1902. – С. 74.
10. Школа и жизнь (Екатеринодар) – 1907. – № 10. – С. 19.
11. Ставропольские епархиальные ведомости. – 1898. – С. 85.
12. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 427. Оп 1. Д. 348. Л. 29-30.
13. Русские ведомости. – 1899. – 10 авг.
14. Кубанские областные ведомости. – 1900. – 29 окт.
15. Майкопская газета. – 1914. – 18 мая.
16. Отчет начальника Кубанской области и наказного атамана Кубанского казачьего войска за 1915 год. – Екатеринодар, 1916. Приложение «Образование».
17. Кубанские областные ведомости. – 1899. – 22 июля.
18. ГАКК. Ф. Р-5. Оп. 1. Д. 362. Л. 12.
19. Герасименко А. Новороссийск от укрепления к губернскому городу /А.Герасименко, С. Санаев. – Краснодар, 1998. – С. 268-271.
20. Кубанский край. – 1914. – 23 апр.
21. Кубанские областные ведомости. – 1888. – 23 апр.
22. ГАКК. Ф. Р-5. Оп. 2.. Д. 36. Л. 29-29об.
23. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 г. / Сост., науч. ред. и рук. авт. коллектива Б.А. Трехбратов. – Краснодар, 1997. – С. 433.
24. Отчет начальника Кубанской области и наказного атамана Кубанского казачьего войска за 1915 год. – Екатеринодар, 1916. Приложение «Образование».
25. ГАКК. Ф. Р-5. Оп. 2. Д. 22. Л. 1-2.
26. ГАКК. Ф. Р-5. Оп.1. Д. 314. Л. 115-118.
27. Кубанский календарь на 1912 год. – Екатеринодар, 1912. – С. 227.
28. Отклики Кавказа (Армавир). – 1912. – 17 нояб.
29. Герасименко А. Новороссийск от укрепления к губернскому городу /А.Герасименко, С. Санаев. – Краснодар, 1998. – С. 268-271.
30. ГАКК.Ф. Р-5. Оп. 1. Д. 346. Л. 1.


Материал с сайта: http://klio.3dn.ru
Фото: http://kmvline.ru Учащиеся низшей ремесленной школы им. В.С. Иванова при Пятигорском городском училище. Конец XIX в.