О.Ф. Аравин,
кандидат исторических наук,
ст. преподаватель кафедры философии и истории Отечества
Ростовского госуниверситета путей сообщений
 


Современное профессиональное образование на Кубани развивается динамично, но во многом противоречиво. Корни проблем уходят в историческое прошлое, познание которого, как никогда, необходимо сегодня, особенно – в аспекте осуществления ныне широкомасштабных реформ в различных сферах образования.

В XIX – начале XX вв. Кубань была своеобразным окраинным регионом: казачья область, обладавшая специфическими сословными особенностями, проявлявшимися в управлении, быту, других отраслях общественной жизни, и это, естественно, накладывало особый отпечаток на развитие народного образования.

С утверждением капитализма на Кубани были созданы определённые предпосылки для развития промышленности. Особое значение имело железнодорожное строительство – как одно из самых зримых проявлений процесса утверждения капитализма на окраинах Российской империи. Оставаясь по-прежнему крупнейшей монополистической организацией на Северном Кавказе, Владикавказская железная дорога в начале XX в. стала одной из самых доходных железных дорог в России.

В связи с ростом численности населения и объёма производства увеличивалась потребность в квалифицированной рабочей силе, педагогических кадрах и прочих специалистах.

Цель данной статьи – показать систему подготовки профессий в учебных заведениях, которые были на содержании акционерного общества Владикавказской железной дороги.

Такие училища располагались в крупных железнодорожных станциях, где, кроме общеобразовательных предметов, велось преподавание телеграфа. Так, в Кавказском мужском двухклассном училище впервые было введено преподавание телеграфа, которое вёл А.П. Иванов. Позднее его сменил П.Л. Пиденко, затем – A.И. Костров (Кубанский календарь на 1899 год. – Екатеринодар, 1899. – С. 124.).

В Екатеринодарском училище Владикавказской железной дороги (почётным блюстителем училища некоторое время был сам Батыр-Бек Шарданов) преподавала телеграф М.А. Тарасова.

Но, пожалуй, самым крупным было Тихорецкое мужское одноклассное училище. Хотя училище и называлось мужским, в нём функционировало и женское отделение. Училище располагалось в большом здании, неподалёку от привокзальной площади. О солидности училища можно судить по штатному составу сотрудников:
Почётный блюститель – инженер В.А. Иванов; заведующий – Ф.С. Морошкин; законоучитель – священник А. Кудрин. Учителя: С.Т. Зайцев, Л.Н. Зайцева, А.Ф. Синдоровский; учительница женского отделения – Л.Н. Зайцева; учитель телеграфа – Б. Шавловский.
Бронислав Казимирович Шавловский был несменяемым преподавателем телеграфа до 1908 г. – несмотря на то, что преподавательский состав училища ежегодно сильно менялся. В 1908 г. место учителя телеграфа принял Рудольф Прган – он проработал в своей должности до установления советской власти на Кубани (Кубанский календарь на 1902 год. – Екатеринодар, 1901. – С. 73; Кубанский календарь на 1903 год. – Екатеринодар, 1902. – С. 86; Кубанский календарь на 1904 год. – Екатеринодар, 1903. – С. 6б; Кубанский календарь на 1908 год. – Екатеринодар, 1908. – С. 76.).

Ныне в здании училища – средняя школа № 1 им. Сорокина.

Преподавание телеграфного дела велось не только в учебных заведениях Владикавказской железной дороги. Так, в Екатеринодарском Александровском шестиклассном училище – согласно приказу № 18518 министерства народного просвещения от 31 августа 1895 г. – введён почтово-телеграфный класс с годичным сроком обучения, для подготовки служащих по данной специальности. Принимались только русские православного вероисповедания, преимущественно выпускники этого училища. В программу обучения входили: почтовые и телеграфные правила, техническая часть телеграфа, практические занятия на аппарате. Предусматривалось знание иностранных языков – французского и немецкого.

Выпускники почтово-телеграфного класса имели право поступления без экзаменов в земледельческие училища – или остаться ещё на год для подготовки в учительский институт (Вертепов Л.Н. Народное образование в Кубанской области: Правила и программы некоторых учебных заведений в Кубанской области // Кубанский календарь на 1899 г. – Екатеринодар, 1899. – С. 25–26, 39; Кубанский календарь).

Тихорецкое коммерческое училище. Инициаторами строительства здания мужской прогимназии и открытия в нём среднего учебного заведения стали железнодорожные служащие станции Тихорецкая. 27 сентября 1910 г. (после трёхлетней борьбы) рабочие получили право на открытие восьмиклассного коммерческого училища министерства промышленности и торговли – вместо мужской гимназии.

На следующий день начались приёмные экзамены в приготовительный, первый и второй классы (Там же.). 3 октября состоялось открытие коммерческого училища – одного из первых (после Ростова) коммерческих училищ по Владикавказской железной дороге (Сидоров Е.М. Земля Тихорецкая. – Краснодар, 1995. – С. 142.). Такой успех стал реальностью во многом благодаря усилиям и настойчивости инженера-технолога Бориса Николаевича Акимова – подвижника на ниве просвещения, с именем которого связано учреждение нескольких стипендий для учащихся-бедняков. Занятия у 76 принятых в учебное заведение учеников начались 4 октября (Дзекун Г. Тихорецкое коммерческое // Ленинский путь (Тихорецк). – 1990. – 16 февраля.). Их проводили девять учителей во главе с директором Е.А. Маковским (по совместительству преподавал географию).

Для надзора за деятельностью училища и распределением средств на его содержание был учреждён попечительский совет из 12 человек; председателем стал Б.Н. Акимов. На заседаниях совета рассматривались вопросы об оплате труда преподавателей, выделении материальной помощи, расходовании средств на оборудование и ремонт здания.

29 апреля 1911 г. состоялась первая маёвка на берегу реки Челбас, в шести верстах от училища. В семь утра к месту маёвки двинулись учащиеся и преподаватели в чёрных тужурках и белых фуражках. Несли зелёные флаги и большое зелёное знамя, на котором был изображен золотой герб с надписью «Тихорецкое коммерческое училище» (Там же.).

Поступающие были не только жителями станции Тихорецкая. Поэтому вскоре возникла необходимость строительства общежития для учащихся. Оно началось в 1912 г. В январе 1914 г. общежитие начало работу; после 26 января состоялось его торжественное освящение. Пансионерами были зачислены 40 учеников. Плата за их содержание в общежитии определялась комитетом Общества просвещения, колебалась от 220 до 60 рублей за одного человека.

Для обеспечения спешной подготовки к занятиям общежитие оборудовали библиотекой.

В 1910–1911 учебном году сформулированы и утверждены основные задачи воспитания и обучения.

О растущей популярности учебного заведения говорит тот факт, что количество учащихся с 1912 по 1913 г. возросло с 179 до 222 человек. Оказались переполненными первый и третьи классы; поэтому педагогический совет училища был вынужден отказывать в приёме некоторым ученикам, даже успешно выдержавшим вступительные экзамены.

Не остался без изменений состав преподавателей: помимо директора, работали пять штатных учителей и пять преподавателей по найму; кроме них в штатном расписании числились врач, заведующий общежитием, библиотекарь, письмоводитель и смотритель здания. С 1913 по 1914 г. педагогический коллектив училища состоял из директора, пятерых штатных преподавателей и пятерых преподавателей по найму (Тихорецкий историко-краеведческий музей (ТИКМ). I – 15. Л. 1–2.).

Требования к уровню подготовки преподавателей, особенно штатных, были необычайно высоки. Кандидатуры педагогических работников, принимавшихся на службу, проходили обязательное утверждение в управлении наместника царя на Кавказе.

Учебный год начинался 26 августа и делился на два полугодия. Первое полугодие заканчивалось 21 декабря, после чего следовали рождественские каникулы. 7 января – первый день занятий второго полугодия. В этот же день начинались вступительные экзамены для новичков. С 27 марта по 14 апреля длились Пасхальные каникулы. 26 мая завершался учебный год. Но перед этим учащиеся должны были сдать экзамен.

Возраст учащихся – от 8 до 19 лет. В приготовительном классе обучались дети от 8 до 13 лет; в первом – от 10 до 14, во втором – от 10 до 15; в третьем – от 11 до 15; в четвёртом – от 12 до 17, в пятом – от 15 до 19 лет.

Подобный разброс по возрастам объяснялся тем, что, во-первых, учебных заведений, подобных Тихорецкому коммерческом училищу, на всей Владикавказской железной дороге было пять. Мужских – всего два, включая Минераловодское реальное училище с коммерческим отделением. Они не могли принять всех желающих. Во-вторых, некоторые отделения Владикавказской железной дороги находились на значительном расстоянии от крупных станций, где были учебные заведения, и родителям-железнодорожникам было сложно подготовить детей для поступления в училище.

Интересные данные содержатся в отчёте директора училища о распределении учащихся по сословиям. Большая часть учащихся (94 человека) относилась к крестьянству, вторыми по численности (89 человек) были мещане. Далее – казаки (14 человек). Дворян – 11; трое учеников – выходцы из семей священнослужителей.

Довольно разнообразен и национальный состав. В училище получали образование русские, поляки, немцы, армяне, евреи, греки, татары. Среди учащихся встречались представители восьми конфессий: православные (большинство), старообрядцы, католики, лютеране, армяно-григорианцы, иудеи, мусульмане.

Пёстрый национальный, сословный, религиозный состав учащихся свидетельствовал об отсутствии ограничений при приёме в училище. Вследствие большого количества желающих предпочтение отдавалось детям железнодорожных служащих.

Занятия проводились в благоприятных условиях: имелось необходимое оборудование, на его приобретение выделились средства. Особое внимание в 5–8-х классах уделялось коммерческой арифметике. Она включала в себя изучение бухгалтерии и коммерческой корреспонденции.

В 191З–1914 гг. впервые в училищную программу был введён курс физики, что потребовало оборудования кабинета. Преподавание рисования и пения имело общеразвивающий характер. В училище имелись духовой оркестр, хор, проводились занятия по обучению игры на скрипке, а также выставки художественных работ учащихся.

Большой вклад в финансирование училища вносила Владикавказская железная дорога. С 1910 по 1913 г. Общество просвещения служащих Владикавказской железной дороги выделило училищу 13,5 тыс. руб. Построены три жилых дома, по две квартиры в каждом – для преподавателей училища. Управление дороги безвозмездно выделило вагон для ученической экскурсии во Владикавказ и обратно; два вагона – для ученической маёвки на станцию Леушковскую (ТИКМ. I – 15. Л. 3– 5.).

Общество просвещения служащих Владикавказской железной дороги осуществляло контроль за деятельностью училища.

Первый выпуск из Тихорецкого коммерческого училища состоялся в 1917 г. В образовательном учреждении уже было восемь классов. В них обучалось 300 человек.

Революция и Гражданская война наложили отпечаток на работу училища. Учебный процесс проходил не столь интенсивно.

В 1918 г. в здании училища началось формирование 1-го Тихорецкого коммунистического полка.

Занятия часто прекращались по причине эпидемии сыпного тифа. По этой же причине учащиеся не вносили денег за обучение – как следствие, служащие не получали жалования (ГАКК. Ф. Р-5. Oп. 1. Д. 92. Л. 25.); хотя по указанию Кубанского правительства им даже полагалась прибавка в размере 100 руб.

В 1919 г. занятия начались 1 октября. В первом полугодии учащиеся занимались под началом 15 преподавателей только в вечернюю смену – в помещении женской гимназии, в сокращенном объёме – вследствие отсутствия времени и мест (Там же. Л. 26.).

Владикавказская железная дорога сыграла определённую положительную роль в становлении и развитии профессионального образования досоветской Кубани. Имея финансовую поддержку, народные училища, находящиеся под опекой железной дороги, выходили за рамки установленных учебных программ – и даже вели подготовку телеграфистов.

Открытие Тихорецкого коммерческого училища – показатель и проявление усложнённой финансовой структуры капиталистической экономики, отрасль профессионального образования, которая находилась на балансе Владикавказской железной дороги.

Отрасль коммерческого образования в системе профессиональной подготовки специалистов в досоветской Кубани возникла довольно поздно, поэтому Тихорецкое коммерческое училище не успело полностью раскрыть своего потенциала.


Сборник материалов IX международной научно-практической конференции «Федор Андреевич Щербина, казачество и народы Северного Кавказа: история и современность» (г. Краснодар, 27 февраля 2009 г.). – Краснодар: ИМСИТ,2009.