Гул самолета ЯК-130, обломок сбитого американского бомбардировщика Б-52, кресло-катапульта, а также фото-привет из космоса от Геннадия Падалки - навсегда запомнят краснодарские казачата СОШ №7.

После торжественной линейки в школе, посвященной открытию «патриотической тридцатидневки», казачата под руководством классного руководителя Натальи Шевченко и казачьего наставника Юрия Козырина, отправились не за привычные школьные парты, как их сверстники, а в целое путешествие, длинною в несколько световых лет и в тысячи метров над землей. Что все это значит? Казачата поселка Пашковский побывали на экскурсии в Музее Боевой Славы Высшего военного авиационного училища летчиков имени А.К. Серова.

Как и пристало, к встрече с сотрудниками в синей форме с фирменным значком «ВВС» на груди учащиеся со второго по седьмой классы казачьей направленности готовились заранее. Вместе со своим наставником Юрием Петровичем в подарок курсантам они собрали целый гуманитарный груз: зубная паста, мыло, порошок, тушенка, сгущенное молоко, паштет, шоколад и многое другое – собственно говоря, для будущих летчиков-истребителей, бомбардировщиков, и штурмовиков все предметы первой необходимости.

У самого порога ребят встретил директор музея летного училища полковник авиации Виктор Подъязычный.

- Казачата, готовы сегодня почувствовать себя настоящими курсантами и окунуться в героическое прошлое наших выпускников? - спросил он.

Так, со словами «Всегда готовы!» казачата отправились постигать премудрости летного дела. Для начала проследовали в Музей Боевой Славы. История создания легендарного училища оказалась длинной и не простой. Она отсчитывает свою историю еще с августа 1938 года. Чита, Батайск, город Евлах Азербайджанской ССР, потом снова Батайск, и, наконец, город Краснодар.

В годы Великой Отечественной войны летчики-серовцы проявили беспримерное мужество, отвагу и героизм. 107 выпускников были удостоены звания Героя Советского Союза.

- Среди тысяч подвигов, совершенных советскими летчиками, печатью особого мужества и силы воли отмечен подвиг человека-легенды Алексея Петровича Маресьева. В 1942 году в Новгородской области во время операции прикрытия советских бомбардировщиков в бою с немцами, его самолет был подбит. А сам Алесей был тяжело ранен и, совершив вынужденную посадку на территории, занятой немцами, восемнадцать суток с покалеченными ногами ползком пробирался к линии фронта. Еле живого лётчика обнаружили мальчишки. В госпитале из-за заражения гангреной ему пришлось ампутировать обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, Алексей Петрович вернулся в небо и летал с протезами. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре - до ранения и семь - после, - рассказывал Виктор Алексеевич.

- Виталий Иванович Попков, - читает надпись на фотопортрете третьеклассник Артем Кибец.

- Нет в нашей стране человека, который не смотрел фильм «В бой идут одни старики». Так вот, именно Виталий Попков и послужил прототипом лихого командира «поющей эскадрильи». Кстати, он дважды Герой Советского Союза, - отвечает путеводитель.

А героическая судьба воспитанника Григория Дольникова, попавшего в бессознательном состоянии в плен, бежавшего из него и вновь вернувшегося в строй, послужила основой сюжета для написания Михаилом Шолоховым его всемирно известной повести «Судьба человека». Дольников был удостоен звания Героя Советского Союза и уже в мирное время стал генерал-полковником авиации, видным авиационным военачальником.

В музее училища немало интереснейших экспонатов. Вот, например, обломки американского бомбардировщика Б-52, или как его называют «летающая крепость», сбитого выпускником училища, первым космонавтом из Азии Фам Туаном на советском самолете МИГ-21.

- Настоящая катапульта! - вдруг воскликнул Дмитрий Овчинников, до этого видевший подобное авиационное устройство только на картинках, да в компьютерных играх.

И тут есть свои хитрости. Катапультируемое кресло вместе с пилотом выстреливается из летательного аппарата при помощи реактивного двигателя, порохового заряда или сжатого воздуха, после чего автоматически отбрасывается, а пилот опускается на парашюте. Впрочем, казачата смогли оценить данную сверхсложную конструкцию по достоинству.

С авиацией маленькую школу на окраине поселка Пашковский связывает и то, что она не только гордо носит имя знаменитой советской летчицы Евдокии Бершанской, но еще и то, что одним из знаменитых ее учеников был опытный и авторитетный действующий космонавт Геннадий Падалка. Поэтому, фотография из космоса с напутственным обращением от экипажа МКС-19, подаренная звездным сыном Кубани своему родственнику, Андрею Петровичу Падалке, начальнику одного из факультетов и его курсантам не на шутку обрадовала казачат.

- А теперь от теории - к практике! - заявил сопровождающий, и ребята проследовали в тренажерный класс.

Черные шторы от пола до потолка, огромный, как в кинотеатре, белый экран и учебно-боевой ЯК-130. Лучше и не придумаешь! Перед глазами учеников красно-черный тренажер, какой невозможно было и представить: от настоящего самолета в него вошли только нос и кабина пилота, за ней - место для инструктора. И все. Зато внутри все так же, как в настоящей машине - панель приборов, штурвал и множество разных кнопок, названия которых сразу запомнить и не получится. Не зря ведь курсанты учатся почти шесть лет. Они уж точно, разбуди ночью хоть кого, скажут, что и где расположено.

К слову, прежде чем попасть в кабину такого тренажера, будущий летчик два года штудирует литературу и ходит на лекции к опытным пилотам. Только лишь на третьем курсе, когда теория от зубов отскакивает, идет тренажерная подготовка. А уже на пятом курсанты выбирают специализацию и отправляются к местам полетов. Поэтому казачата смогли только заочно оценить всю прелесть фигур высшего пилотажа - за штурвал сел один из курсантов.

- Да уж, будущие летчики - крепкие как наши казаки! Хоть в космос подавай! - шутят казачата.

Еще бы! Перед поступлением в летное училище все кандидаты сдают зачеты по физической подготовке, проходят комиссию как на богатырское здоровье, так и на устойчивое психологическое состояние.

И вот выключается свет. Появляется взлетная полоса. Муляж самолета на 99% имитирует условия полета. Поэтому казачата вдоволь «побороздили» просторы города Краснодар над высотой в несколько тысяч метров. Вот и Кубань-река, вот кубанские поля, Краснодарское водохранилище. Красота! Курсант маневрирует умело. Внезапно перед виртуальным бортовым компьютером появляются фашистские самолеты. Школьники ахнули. Не каждый день им приходилось видеть подобное небесное сражение.

- Это было так незабываемо. Мы словно стали участниками Великой Отечественной. Хотелось бы и мне как легендарной Евдокии Давыдовне Бершанской, оказаться за штурвалом, хотя бы электронного самолета, - сказала Виктория Щербакова.

От такой невообразимой экскурсии казачата еще долго оставались под впечатлением. До этого они видели офицеров и курсантов Краснодарского авиационного училища лишь издалека, на параде Екатеринодарского отдела, посвященном Дню кубанского казачества. Вполне возможно, что кто-то из казачат в этот день определил свою будущую профессию. Ведь из стен маленькой пашковской школы уже вышел один космонавт.

Левина Виктория,
помощник атамана Екатеринодарского отдела
Фото: Михаил Найденко и Юрий Козырин