Так в нескольких словах можно изложить суть разговора, на который атаман ККВ, вице-губернатор Кубани Николай Долуда пригласил в минувшую среду атаманов отделов, войсковых священника, председателя Совета стариков, руководителя и сотрудников департамента по делам казачества и работе с военнослужащими, директоров казачьих кадетских корпусов и их заместителей по воспитательной работе.

Тема эта настолько важна, что о ней говорили и на совещании, посвященном организации деятельности казачьих кадетских корпусов, подведомственных администрации края, и на состоявшемся сразу же за ним Совете атаманов.

В ведении администрации сейчас находятся четыре (еще два — в ведении краевого министерства образования) казачьих кадетских корпуса, последний из которых, Ейский, начал действовать с 1 сентября 2012 года.

Все корпуса неплохо оборудованы, половина даже имеет собственные стадионы. Везде налажены учебный и воспитательный процессы, в расписании присутствуют занятия по истории и культуре казачества, Кубанского казачьего войска, основам православной культуры. Неплохо поставлена спортивная работа. Тем не менее победных реляций не прозвучало.

Казачий кадетский корпус — это не просто учебное заведение интернатного типа и даже не просто кадетский корпус. Это казачье учебное заведение, задача которого — воспитывать основу, костяк, опору и будущую старшину Кубанского казачьего войска, атаманов и начальников штабов всех уровней. За годы учебы кадеты-казачата должны стать и хорошо образованными людьми, и людьми, прекрасно знающими казачьи обычаи и традиции, историю казачества и историю войска. Причем не просто знающими, но и живущими в соответствии с ними.

Однако этого, с огорчением констатировал казачий генерал, пока не видно. Если историю кадеты более или менее знают, да и то в объеме школьного факультатива, то традиции и обычаи казачества им, похоже, тоже известны только в теории. Иначе как объяснить, например, такие вопиющие, с точки зрения казачьего мировоззрения, случаи, когда в храме они позволяют себе становиться боком или даже спиной к алтарю, креститься кое-как, не сняв перчаток, смеяться, подталкивать друг друга, разговаривать? Хромает и качество общеобразовательной подготовки, а это для войска — тоже серьезный урон.

Традиционно основы казачьей культуры в каждого казачонка закладывала семья, причем главенствующую роль в этом играли деды — как родные, так живущие по соседству. Подросших казачат воспитывало и станичное общество, и все станичники.

— Казаки во все времена были народом (не этносом, а именно народом!), который имел атаманское управление и высочайшую степень организованности и единства, — напомнил присутствовавшим на совещании педагогам Николай Александрович. — Именно поэтому они всегда могли дать отпор любому врагу, именно поэтому их так ненавидели и боялись такие «радетели» России, как Троцкий, Свердлов и им подобные. Именно поэтому, едва захватив власть, «народные» комиссары принялись казачий народ методично и целенаправленно уничтожать.

Современные казачата, а кадеты казачьих кадетских корпусов — в первую очередь, должны хорошо знать историю расказачивания и уничтожения казачьего народа и его менталитета. Они должны не просто изучать, а понимать, почему стали возможными, например, подвиг казаков Льва Тиховского и Андрея Гречишкина, которые, зная, что идут на верную смерть, небольшой горсткой вступили в бой с едва ли не тысячекратно превосходившим их по численности противником и защитили от набегов соседние станицы.

— Каждый народ жив, пока живы его культура и традиции, пока из поколения в поколение передается память о подвигах и страданиях предков, пока молодое поколение воспитывается в национальном духе. Казачьи кадетские корпуса создаются администрацией края именно для того, чтобы казачий народ мог возродиться после десятилетий гонений в полной мере, — подчеркнул атаман Кубанского казачьего войска и вице-губернатор Кубани.

В ближайшее время Николай Долуда лично возглавит комиссию, которая самым тщательным образом проверит качество подготовки кадетов как в плане общеобразовательной подготовки, так и в первую очередь — в плане воспитания будущей основы и даже элиты войска. В комиссию в обязательном порядке будут включаться атаманы отделов и РКО, на территории которого располагается конкретный казачий кадетский корпус, окормляющие священники, председатели войскового и местных Советов стариков: мнение последних будет особенно важным.

— Я не исключаю, что по результатам работы этой комиссии могут последовать оргвыводы, — жестко поставил точку в разговоре атаман.

О неусыпном внимании к кадетам-казакам говорил Николай Александрович и с атаманами отделов. Именно они должны следить за развитием судьбы каждого казачонка-кадета, оказывать ему всевозможную помощь, приглашать по старинной традиции на сборы и советы, а когда молодой казак станет выпускником — сделать все для того, чтобы он был достойным членом казачьего общества.

— Я вновь обращаюсь к вам, господа атаманы: внимательно отслеживайте судьбу каждого выпускника. Даже если допустить, что после службы в армии в родные города и станицы возвратится только каждый второй, они будут жить в соответствии с традициями своего народа, в соответствии с его обычаями и его самосознанием. Они осознанно выберут себе хороших жен-казачек, родят и воспитают настоящих казаков. Да и те, кто переберется жить неподалеку, поступят также. А это значит, что казачество как народ будет успешно возрождаться! — высказал пожелания многих и многих казаков атаман ККВ.


Ирина Гвоздецкая
Фото: Геннадий Аносов
Кубанский казачий вестник // г. «Кубанские новости» от 16.02.2013 г.