Вступительный доклад председателя оргкомитета IX Международной Кубанско – Терской научно – практической конференции, доктора педагогических наук, директора Краснодарского краевого общественного фонда культуры кубанского казачества «Линеец», заместителя атамана Лабинского отдела Кубанского казачьего войска
Сергея Николаевича Лукаша

2014 год, за окном конец октября и это для всех нас значит, что мы встречаемся на нашей очередной девятой международной кубанско–терской конференции. Что изменилось за эти два года? По моему мнению, мы подошли к важнейшему рубежу в возрождении казачества – созданию собственной системы подготовки учительских кадров для нужд казачьего образования. Пусть пока что это малый ручеек, но от того разольется ли он в могучий поток – зависит дальнейшая судьба казачества. Я могу утверждать это, по той причине, что исторические аналогии дают нам возможности в определенной степени предвидеть будущее.

Во время  работы над докторской диссертацией мне посчастливилось увидеть и прочувствовать высокий пафос строительства казаками Юга России своего образования. Во главе этого динамичного процесса стояли люди, воистину освещенные высокой гуманистической идеей - атаманы, священнослужители, подвижники – иными словами, народные учителя. О них пойдет речь в моем выступлении.

Шестидесятые годы XIX столетия. Закончена многолетняя Кавказская война и перед казаками встает грандиозная задача – сделать обретенную кровью и потом землю Кубани и Терека цветущим благодатным мирным краем. Общую для всего населения цель ставит наказной атаман Кубанского казачьего войска Сумароков – Эльстон: «Только при совместном распространении в войсковом населении элементарного образования, можно надеяться на возвышение казаков в нравственном и хозяйственном их положении». За короткий  по историческим  меркам срок  на Дону, Кубани и Тереке строятся десятки и сотни школ и училищ. Столь заметный прогресс в сфере образования, например,  в Области Войска Донского позволил министру просвещения России графу Д.А. Толстому констатировать в письме к войсковому атаману, что «едва ли есть губерния, где образование развивается так быстро, как здесь».

Общественная печать тех лет: «Донские», «Кубанские областные ведомости» в своих  редакционных статьях повествуют об открытии училищ, о пожертвовании им земли, о строительстве школьных зданий за счет благотворительных деяний  состоятельных казаков. От Дона и Кубани не отставал и Терек. Администрация и, прежде всего, наказной атаман ТКВ Лорис - Меликов всемерно поддерживали стремление казаков к образованию.

Впечатляло не только быстрое увеличение числа учебных заведений в казачьих регионах Юга России, но и, по выражению государственного министра народного просвещения графа Д.А. Толстого, «здоровое в них учение,.. где живут чистые предания, где здоровое тело вмещает в себя и здоровый дух» (ГАРО.Ф.Р-46.ОП.1.Д836.Л.20.).

Важной формой ликвидации неграмотности среди взрослых были воскресные школы.  В середине 90-х годов XIX века воскресные школы открываются во многих городах и станицах Дона, Кубани, Терека и Ставрополья. В газете «Кубанские Областные ведомости» автор выражает искреннее восхищение благородным порывом кубанских учителей: «Эти неутомимые труженики, откликнулись на благой призыв. И вот, как результат этих дружных общих усилий, мы видим теперь Кубанскую область покрытою целою сетью воскресных школ… Преподавателями и преподавательницами в этих воскресных школах состоят, в большинстве случаев бесплатно, учителя и учительницы тех же училищ, …. Про народ и говорить нечего: он целыми толпами так и повалил в школы, радуясь возможности научиться грамоте» (Ладожская женская воскресная школа // КОВ. 1896. 23 апреля (№ 87).

Начало XX столетия ознаменовано новым этапом развития просвещения среди казаков Юга России. Он характеризуется повсеместным стремлением казачьего населения к знаниям.  Анализируя образовательные процессы в этот период в Области Войска Донского, профессор Южного Федерального университета Римма Михайловна Ситько в своей замечательной книге «Не чуждаются донцы образования» отмечает: «Как свидетельствуют архивные документы, огромная жажда знаний охватила народные массы, потребностью населения стала книга» (Ситько Р.М. Не чуждаются донцы образования. С.99.). Р. М. Ситько пишет: «Уровень грамотности в Области Войска Донского был значительно  выше, чем в целом по России. …К 1910 году на Дону 68,7% казаков (85,5% мужчин и 48,1% женщин) были грамотными, тогда как в целом по России грамотных было 21%» (Ситько Р.М. Не чуждаются донцы образования.С.30.). Близкие к Дону были показатели грамотности на Кубани и Тереке, также заметно превосходившие общероссийские значения.

Анализ образовательных процессов дает возможность по – новому оценить феномен казачества. Казаки  в социально - классовых штампах советского периода, искусственно поддерживаемых во многом и по сей день, предстают как сословно – кастовое, милитаризированное, закрытое сообщество. Динамика образовательных процессов  в казачьей среде  на Юге России, обусловливающая заметные изменения в ценностностных ориентациях  казачества, развенчивает подобные представления.

К началу XX века возросший образовательный уровень казачества способствовал появлению казачьей интеллигенции, среди которой весом был слой гуманитарных интеллектуалов, формирующих своей деятельностью общественное сознание.

Казачья интеллигенция, и, прежде всего учителя, пользующиеся несомненным авторитетом у местного населения, ориентирует общественное сознание населения на борьбу с неграмотностью и бескультурьем. Так, в дискуссии по поводу выхода в свет программы изучения истории Кубанского казачьего войска, на страницах «Кубанских областных ведомостей» резюмируется «от истории Кубанского войска можно требовать уяснения той мысли, что прежнее казачье геройство в борьбе с внешним врагом должно быть направлено в наше время на борьбу с невежеством, … От души желаем, чтобы война с невежеством так же удачно велась казачеством, как и оконченная теперь борьба с азиатами. На очереди уже не «азиаты», а азиатизм всякого рода» (К истории Кубанского войска и области «О программе истории Кубанского казачьего войска» // КОВ. 1896. 1 мая (№ 92).

Высокий образовательный уровень и особая казачья ментальность способствовали появлению ярких образов казачьей военной интеллигенции в период Первой мировой и особенно Гажданской войны. Для Дона ими стали герои-атаманы А.М. Каледин, А.М. Назаров, М.П. Богаевский, В.М. Чернецов,  вернувшие на Донскую землю идеалы народовластия, ценой своей жизни отстаивающие свободу и честь донцов, утверждавшие в эти «окаянные – по Бунину - дни»   величие казачьего духа. Для Терека таким духовным вождём стал М.А. Караулов, образованнейший человек, любитель казачьей старины, основатель Терского Войскового музея, депутат от Терского казачьего войска в Российской Государственной Думе, Терский войсковой атаман, расстрелянный без суда и следствия толпой солдат-дезертиров во время попытки призвать их к порядку и благоразумию. Для Кубани это Н.С. Рябовол – председатель Кубанской Краевой Рады, отстаивающий идею союза Дона, Кубани и Терека, предательски убитый за свои политические убеждения (Энциклопедия казачества. С. 191, 370.).

Следует отметить, что во времена Гражданской войны сложился особый  пассионарный тип казачьей интеллигенции, которая зачастую жертвовала самым дорогим - жизнью. Но смерть физическая означала для таких людей воскресение  духовное. Через десятки лет их потомки возвращают забытые имена героев,  питающих нас своей мощнейшей духовной силой.  «Заветы этих кристально чистых богатырей духа», становятся сегодня основой для развития, для движения российского общества вперед.

Достаточно нам плестись в кильватере западной цивилизации. Пришло время собирать свои камни. Молодому поколению нужны идеалы для подражания, «отечества отцы, которых мы должны принять за образцы». И как ни парадоксально это звучит – инновации мы отыщем в нашем богатейшем культурном наследии. Сегодня в прямом и переносном смысле мы расчищаем могилы забытых героев, тех, кто своей духовной энергетикой может на всю жизнь зарядить нашу молодежь.

Я хотел бы остановиться на одном примере. Несколько лет назад Отрадненское общество историков и архивистов возглавил Сергей Гарьевич Немченко, присутствующий на нашей конференции. В своей работе он продолжил просветительскую миссию казачьей интеллигенции. За короткий срок  за счет собственных средств проведены несколько замечательных конференций, позволивших вернуть современникам полузабытые имена кубанской казачьей интеллигенции - народных учителей Отрадненского предгорья: ученого - паримиолога, фольклориста Серге́я Даниловича Мастепанова  - узника сталинских концлагерей; археолога, историка Михаила Николаевича Ложкина; кубанского учителя и краеведа  Петра Митрофановича Галушко. Блестящая поисковая  работа выполнена членом Отрадненского общества историков и архивистов Владимиром Ивановичем Казанковым – казаком – краеведом из станицы Бесскорбной. Она посвящена 100 летию Бесскорбненской учительской семинарии, кстати, предтечи нашей Армавирской педагогической академии. Современникам возвращены имена вдохновителей строительства семинарии - станичного атамана Степана Кузьмича Яценко и мецената строительства -  вдовы войскового старшины ККВ Несмашной Варвары Михайловны, станичных педагогов.

За судьбами  этих людей  трагедия расказачивания, но совсем не случаен их терновый венец. Сегодня они уже с нами, а это значит что, мы не собьемся с правильного пути.

Сегодня с нами незримо и Виталий Борисович Виноградов – блестящий историк, педагог, много сделавший для историко-культурного возрождения  линейного, кубанско–терского казачества,  воспитавший целую плеяду ученых, многие из которых в этом зале. Наша конференция посвящена 50 летнему юбилею его научно – педагогической кавказоведческой школы.

На нашей конференции присутствует представители еще одной знаменитой на всю Россию Ростовской научно – педагогической  школы, к которой и я отношу свою скромную персону. Сегодня с нами – основатель этой школы, воистину учитель учителей, академик Российской  академии образования, профессор Южного федерального университета Евгения Васильевна Бондаревская, под руководством которой  защитили свои диссертации (подумать только) 36 докторов и около 150 кандидатов наук.

Мы все сегодня вместе на нашей конференции - учителя и ученики, живущие на этой бренной земле и ушедшие в мир иной. И вслед за великим русским поэтом Николаем Алексеевичем Некрасовым мы скажем нашим духовным наставникам:

Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!

 

На фото: Евгения Васильевна Бондаревская, академик Российской  академии образования, профессор Южного федерального университета