Бедросова Элмира Николаевна,
заместитель директора по УВР
МОУ СОШ № 24, г. Новороссийск,
ст. Раевская


Педагогический коллектив школы огромное внимание уделяет патриотическому воспитанию молодежи, которое всегда являлось важнейшим фактором нравственного здоровья любого общества. Без него немыслимо ее дальнейшее развитие и движение вперед. И начинаться этот процесс должен, естественно, с самых маленьких наших жителей, с тех, кому предстоит вступить в самостоятельную, взрослую жизнь.

Наша сельская школа уделяет огромное внимание формированию нравственной устойчивости личности в условиях обучения и воспитания в классах казачьей направленности. Славные героические и трудовые традиции станицы Раевской, названной в честь ее основателя, генерала Н.Н.Раевского (младшего), помогают нам в этом.

В школе создан оборонно-спортивный профильный класс с казачьей направленностью. Учебный план профильного класса предусматривает увеличение часов на физическую культуру, ОБЖ. Кроме этого, ведутся элективные курсы «Основы православной культуры», «История и традиция казачества», «Допризывная подготовка». При изучении общеобразовательных дисциплин, профильных предметов и элективных курсов используются такие педагогические технологии, как проектное обучение, личностно ориентированное обучение, исследовательская деятельность, ролевые игры, способствующие развитию личностных структур сознания ученика. Тем самым процесс приобретения знаний становится личностно значимым для ребенка. В ходе обучения вырабатывается способность понимать себя, других людей, процессы, происходящие в мире, а также практически применять полученные знания.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи прививаются казачатам на уроках истории и кубановедения. Учащиеся изучают традиции, быт и фольклор кубанского казачества, познают исторические корни своего народа. Изучая отдельные темы программ, ребята не раз принимают на своих занятиях интересных людей: это и ветераны Великой  Отечественной войны, Герои труда, представители казачьего общества. Стало доброй традицией проводить некоторые занятия в станичном музее. Музейные уроки проходят по следующим темам: «Предки казаков», «Быт и язык казаков», «История и культура кубанского казачества», «Великая Отечественная война на Кубани», «Возрождение казачества». Экспозиции и экспонаты музея весьма эффективно используются в учебном процессе. Ребята часто посещают музеи города-героя Новороссийска, Краснодара, Анапы, музей военной техники в г.Темрюке. Эти поездки не проходят для них даром. Они помогают в становлении личности ребят, в воспитании гражданственности и патриотизма, уважения к истории казачества и красоте наших мест.

Содержание учебных предметов углубляется и расширяется через использование элективных курсов. «Основы православной культуры» как предмет школьного образовательного цикла обладает высоким воспитательным потенциалом духовно-нравственного воздействия на личность школьника, знакомит его с историко-культурным опытом народа, его духовными традициями. Духовные ценности Святой Руси, раскрывающиеся в возвышенной православной этике, показывают такие черты характера, как трудолюбие, совестливость, милосердие, любовь, взаимопомощь, жертвенность. Именно эти характеристики – основа национального характера. Именно поэтому в педагогической среде укрепляется мнение о том, что изучение православной культуры может послужить действительной основой целостного воспитания и образования личности. Радует и то, что сами учащиеся казачьего класса, где преподаются «Основы православной культуры», вынесли для себя главный урок: нельзя не знать истории, культуры, духовных основ своей страны и быть при этом достойным гражданином своего Отечества.

Большой интерес у ребят вызывает курс «История и традиции казачества», основная цель которого сформировать у учащихся личностный подход к истории Кубани, воспитать уважение к предкам – защитникам Отечества и к традициям кубанского казачества. Каждый уголок Росси имеет свои черты истории и культуры. Наша Кубань – частица великой России. О культурной жизни и исторических событиях далеких лет наши учащиеся узнают из рассказов педагогов, старожилов – станичных казаков, из семейных фотографий и реликвий, из музейных материалов.

Важную роль в системе военно-патриотического воспитания казачат играет элективный курс «Допризывная подготовка». Руководителем ребят является педагог-организатор ОБЖ Улитин Александр Владимирович. Учитель с большим стажем работы, старший лейтенант запаса, который не понаслышке знает воинскую службу. В ходе занятий юноши и девушки под руководством опытного наставника отрабатывают навыки военного дела, постигают военное мастерство, науку побеждать. Рядом со станицей Раевской находится военный  полигон, на котором расположена воинская часть. Начальник полигона, Солодовников К.П., частый гость казачат. В свою очередь, ребята тоже часто бывают на полигоне, где проводятся занятия по основам воинской службы, приобретаются навыки в области гражданской обороны, закрепляются на практике навыки обращения с боевым оружием, знания по основам тактической, медицинской и строевой подготовке. А в феврале месяце в школе проводится традиционный конкурс «А ну-ка, парни!», где соревнуются казачата и солдаты воинской части.

Важным элементом образовательного уровня, продолжением учебного процесса являются конкурсы, олимпиады, конференции. Понимая актуальность практического применения приобретенных учениками знаний, администрация школы организует конкурсы, направленные на развитие интеллектуального творчества учащихся, привлекая их к исследовательской, проектной и творческой деятельности. Вопросы истории родного края, кубанского казачества, его традиций рассматриваются в научных работах учащихся. Победителями городской научно-практической конференции стали работы учащихся казачьего класса: Басовой Яны «Раскопки Раевского городища», Самошиной Екатерины «Казачий язык», Мукаевой Натальи «Православие на Кубани». Трудно переоценить роль научно-практических конференций в развитии и воспитании учащихся: поиск и отбор материала, приобретение исследовательских навыков, описание и проведение эксперимента и публичная защита не только развивают ум, способности ребят, но и заставляют задуматься о своей малой Родине – станице, улице, окружающих людях, с их прошлым, настоящим и будущим. Это отражается и в работах учащихся: они от тем общих переходят к проблемам окружающей их действительности.

Учащиеся не только успешно «грызут» гранит науки,  но и являются активными участниками всех школьных, городских соревнований. Каждый из казачат активно занимается спортом: посещают спортивные секции по волейболу, баскетболу, стрельбе из пневматической винтовки, греко-римской борьбе и занимаются в кружках «Музейное искусство», «Фольклор Кубани», являются членами лекторской группы.

Ребята казачьего класса несут вахту памяти с возложением гирлянд цветов в День освобождения станицы и в День Победы; 3 февраля они ежегодно участвуют в митинге, посвященном высадке десанта на Малую землю, строем проходят перед учащимися школы и затем стоят в почетном карауле у памятников, участвуют в городской операции «Бескозырка».

Своеобразным результатом существования казачьего класса стало завоеванное весной 2005 года III место в краевой спартакиаде по военно-прикладным видам спорта среди казачьей молодежи общеобразовательных учреждений. Кроме этого, согласно графика, утвержденного атаманом Кубанского казачьего войска, ребята несут почетную службу у памятника Казачеству в городе Краснодаре.

В школе вот уже 10 лет существует детская неформальная организация «Алые паруса». Традиционно в ней проводится смотр строя и патриотической песни. Открывают и закрывают его учащиеся казачьего класса, которые маршем проходят перед участниками смотра. А далее следует военно-патриотическая игра «Зарница» для учащихся 5-8 классов; юные казачата и здесь не остаются в стороне, они принимают выполнение заданий ребятами на всех этапах. А в завершении, когда подводятся итоги, казачата показывают свои умения в сборке и разборке автоматов, в стрельбе из пневматической винтовки, в строевой подготовке, в выполнении различных приемов.

В марте 2006 года казачий класс был участником III Всероссийского сбора кадетских классов и патриотических объединений в городе Москве.  Делегация награждена дипломом за успехи в строевой подготовке и спортивных достижениях, школа включена в реализацию программы «Неприкосновенный запас – дети России» по патриотическому воспитанию детей и подростков.

Программа воспитания предусматривает значительное расширение кругозора казачат, из практического опыта, освоение ими новой информации, формирование общей культуры. Много внимания уделяется содержательному досугу ребят: посещаем не только воинскую часть, казачье общество, мемориалы Великой Отечественной войны, но и городской театр, художественный и краеведческий музеи города Краснодара, выставки художников, концерты народного фольклорного ансамбля «Росинка» при доме культуры станицы, концерты других творческих коллективов.

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся строится на основе культурных традиций кубанского казачества.  В школе созданы условия для дальнейшего развития и совершенствования работы казачьего класса, ведется поиск и внедрение новых форм работы по этому направлению и реализации задач, направленных на активизацию деятельности учащихся и формированию у детей активной гражданской позиции.


Научно практическая педагогическая конференция по вопросам организации классов и школ казачьей направленности – Краснодар, 2007.