Берендюков Б.Н. Краснодарский общественный фонд культуры кубанского казачества «Линеец»  г. Армавир, член совета
Лукаш С.Н. Краснодарский краевой общественный фонд культуры кубанского казачества «Линеец» г. Армавир, директор


Более 17 лет прошло с момента первых казачьих кругов и съездов, провозгласивших возрождение казачества в России. Многое сделано за это время, но ещё больше предстоит сделать. В новом столетии акценты казачьей жизни переносятся с организационно-административной на культурно-интеллектуальную сферу деятельности. Всем нам, казакам, предстоит создать взамен разрушенного и поруганного в прошлом казачества новый жизнеспособный самовоспроизводящийся организм казачьей жизни. Сделать так, чтобы вековые социально-значимые ценности казачьей жизни, его воинские, семейные, духовные традиции были поняты и приняты за образец нашей молодёжью. Осуществить эту задачу можно только объединив усилия людей доброй воли на Дону, Кубани и Тереке: ученых, учителей практиков, административных работников, руководителей-хозяйственников, атаманов различных уровней и, конечно же, рядовых казаков, которым отводится в этом деле решающая роль.

Понимание этих задач требует разнонаправленной деятельности старшего поколения казаков. Но одно направление работы казачества всегда было и будет ведущим – патриотическое воспитание. В одной из заповедей казачества говорится: «Люби Россию, ибо она мать твоя и ничто в мире не заменит тебе её». Аналогичную мысль высказывал и выдающийся педагог-гуманист XX века В.А. Сухомлинский: «Любовь к отчизне и любовь к людям – это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма». Одной из форм патриотического воспитания молодёжи является краеведческая  работа. Не случайно ещё в дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение». Академик Д.С. Лихачев говорил о краеведении как о «самом массовом виде науки».

Знать свой край это, прежде всего, любить свой край… Россия огромная страна, но у каждого из нас есть свой родной уголок: город, станица, хутор, где он родился, где впервые произнес слово «мама», где сделал первые шаги, где окунулся в благодатные воды Дона, Кубани или Терека. Это и есть наш первый жизненный порог – Малая Родина. На ум приходят слова из прекрасного стихотворения в прозе казачьего писателя Федора Крюкова «Родимый край»:

«Родимый край… Как ласка матери, как нежный зов её над колыбелью, теплом и радостью трепещет в сердце волшебный звук знакомых слов. Чуть тает тихий свет зари, звенит сверчок над лавкой в уголке, из серебра узор чеканит в окошке месяц молодой… Укропом пахнет с огорода… Родимый край… Во дни безвременья, в годину смутного развала и паденья духа я, ненавидя и любя, слезами горькими оплакивал тебя, мой Край Родной….»

Это произведение, созданное автором в 1918 году, особенно актуально в наши дни. Знание казачьей истории, своего края, культуры и традиций кубанского казачества – это первооснова казачьего воспитания подростков и молодёжи в кадетско-казачьих классах. Понимание этой аксиомы способствовало созданию группы казаков-кураторов казачьих классов при Лабинском казачьем отделе ККВ. В группу вошли казаки-краеведы, занимающиеся краеведением как по роду своей основной деятельности (работники музея) так и в свободное от работы время. Следует отметить, что у каждого из казачьих кураторов-краеведов имеется личная коллекция предметов казачьей старины: оружия, наград, казачьей утвари, письменных документов, уникальных фотографий и картин. Этот наглядный материал мы используем при работе с казачьими классами. Педагоги, работающие с кадетско-казачьими классами, и сами дети всегда рады нам. Это вполне понятно – ни один рассказ учителя не заменит живого общения с казаками, носителями уникальной казачьей культуры.

Поскольку работа казачьих кураторов включена в структуру культурного казачьего сообщества (ККС) отдела, она строго планируется и анализируется на координационном совете ККС (Воспитательное пространство культуры казачества: реалии XXI века. /Учеб.-метод. пособие. Под общ. ред. С.Н.Лукаша. – Армавир, 2007. – С.59-71.).  Разработан план-график проведения мероприятий и посещения тех школ отдела, где проводится учебно-воспитательная работа с казачьими классами. Мы работаем, в том числе в самых отдалённых станицах и хуторах отдела, вывозя туда свои личные материалы и экспозиции Армавирского краеведческого музея. Наши казаки-кураторы занимаются также и лекционно-пропагандистской работой в тех учебных заведениях, где казачьи классы отсутствуют. Работаем и со взрослыми аудиториями, например, со студентами Армавирского госпедуниверситета. Эффект от проводимых нами, совместно с педагогами учебных заведений, лекций, бесед, диспутов, викторин, ролевых игр, фольклорных спектаклей, выставок, коллективных творческих дел значителен. У ребят просыпается интерес к истории и культуре казачества, они сами становятся инициаторами открытия в своих школах казачьих классов. Педагоги и школьники просят нас почаще бывать в их школах.

Однако, к сожалению, нельзя объять необъятное… Столкнувшись с данной проблемой, мы, на координационном совете ККС Лабинского отдела, приняли решение расширить институт казачьего кураторства. В идеале планируется казачий куратор у каждой из станичных или хуторских школ. В этой связи мы планируем организовать методические семинары для казаков-кураторов казачьих классов и поделиться своим опытом. За время многолетней работы нами выработаны некоторые правила.

1. При беседе с ребятами учитывать возрастные особенности школьников. Сложный для понимания материал не годится для учащихся младших классов.

2. Одними словами детей мало удивишь. Нужен наглядный, предметный материал. В зависимости от темы лекции, беседы или рассказа необходимо подбирать и наглядный материал: казачье оружие, награды и знаки отличия, военные и географические карты, одежду и предметы утвари и т.п.

3. На встречу с детьми всегда приходить в казачьей форме при полном вооружении. Ребятам всегда интересно функциональное назначение той или иной части одежды и казачьей амуниции.

4. Стараться воздействовать на эмоциональную сферу личности молодёжи, чаще приводить образные выражения, стихи казачьих поэтов, высказывания известных людей о казачестве, петь казачьи песни.

5. Не скрывать факты репрессий по отношению к казачеству в 20-30-х годах ХХ столетия. Ребята должны знать всю правду о казачьей истории.

6. Постоянно повышать свой лекционный уровень, за счет знакомства с новой литературой. Привлекать современные методы подачи материала: компьютерную графическую обработку материала, мультимедийные варианты, запись на дискетах и т.п.

7. При проведении сложных мероприятий – ролевых игр, коллективных творческих дел, работать в полном контакте с педагогами – наставниками, определяющими педагогическую составляющую того или иного мероприятия.

8. Ориентировать педагогический коллектив школ и других учебных заведений на создание казачьего музея. Практика показывает, что именно со школьного музея начинает пробуждаться интерес у детей к казачеству.

Работа казачьих кураторов важное звено в успешном функционировании воспитательного пространства в рамках культурного казачьего сообщества. Она позволяет установить естественную связь между молодой казачьей порослью и знаниями, опытом старших поколений казаков.

Научно практическая педагогическая конференция по вопросам организации классов и школ казачьей направленности – Краснодар, 2007.