Подосинникова Н.В., заведующая
кафедрой педагогики ККИДППО,
кандидат педагогических наук

 

Развитие образования признается в нашей стране одним из важнейших условий ее процветания. Поворот к ребенку, забота о его здоровье и развитии дарований, создание в детской жизни культурных образцов составляют главную функцию обучения и воспитания – культурно-гуманистическую. Она состоит также в содействии становлению личности как субъекта собственной жизнедеятельности и, одновременно, - общественно-исторического процесса. Школа призвана всемерно содействовать развитию исторической памяти нации, творческому продолжению традиций, восстановлению коренных национальных ценностей и идеалов, обогащенных духовными приоритетами современного мира.

Процесс регионализации образования, свидетелями и участниками которого мы стали на протяжении последних десяти – пятнадцати лет, с особой настойчивостью потребовал изучения образовательных традиций Кубани досоветского периода, когда закладывались основные организационно-педагогические подходы к учету этнокультурной и социальной специфики казачества в школьной образовательной практике (к сожалению, утерянные и невостребованные в советский период в силу целого рядя причин). Важность учета историко-педагогических традиций в ходе создания и развития региональных образовательных систем подчеркивается рядом ученых (Е.В. Бондаревская, Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова и др.), убедительно показывающих, что педагогическая деятельность должна строиться в соответствии с духовными, морально-этическими, социальными ценностями и особенностями менталитета народа в сочетании с обращением к новейшим достижениям научно-педагогической мысли и практики.

К числу наиболее важных мы относим традицию учета особенностей, социальных установок и обязанностей казачества в содержании обучения. В 1821году в войсковой гимназии открылся класс военных наук, преподавание которых считалось необходимо для молодых казаков, ибо, по мнению директора этого учебного заведения, знаменитого просветителя Кубани К.В. Россинского, главное назначение казачества – это «обезопасить Отечество, заставить врага пасть перед казачьим оружием». В середине XIX века к артиллерии, фортификации и другим военно-прикладным предметам добавился черкесский язык, что было вызвано условиями Кавказской войны. Важнейшую облагораживающую и гармонизирующую силу К.В. Россинский видел в православии, подчеркивая его влияние на формирование гражданско-патриотических и нравственных качеств личности.

В начале ХХ века воспитание идеалов патриотизма, долга, высокого предназначения казачества получило особое  звучание в практике станичных школ благодаря изданию учебника А.П. Певнева «Кубанские казаки», «Сборника материалов к казачьей хрестоматии Кубанского войска» П.П. Орлова и других учебных книг. В указанный период шла активная и плодотворная работа по поиску методов, средств, форм обучения и воспитания мальчиков, их физического развития, формирования прикладных навыков и, что самое главное, качеств характера настоящего казака – мужественного, сильного, стойко переносящего тяготы военной службы и гордящегося своим высоким предназначением защитника Отечества. Методика воспитательной работы активно обогащалась за счет включения таких форм, как военно-прикладные игры (разжигание костра, преодолением военного препятствия, элементы ориентирования в лесу), встречи с бывалыми казаками, чтение и обсуждение художественных произведений о казачестве.

Ряд не менее убедительных, на наш взгляд, примеров может быть продолжен. Однако, главный вывод, который можно сделать в ретроспективном аспекте изучения проблемы, - это наличие и востребованность в современных условиях историко-образовательного опыта просвещения на Кубани.

Современная образовательная практика динамично развивает накопленный опыт. Во многом это обеспечивается высоким уровнем научно-исторической базы, на которой с начала 90-х годов прошлого века начались процессы возрождения этнокультурного богатства кубанского казачества, в том числе в контексте изучения образовательных традиций региона и определения путей включения их в реальный учебно-воспитательный процесс. Историко-педагогические исследования указанного периода (Е.А. Дегтерев, Н.А. Кадыгроб, Я.М. Мингалев, М.Ю. Поборина, Н.В. Подосинникова) позволили достаточно четко определить не только содержание внедренческой работы в школах, но и вектор исследовательской деятельности на базе экспериментальных площадок (СОШ № 60 г. Краснодара, № 3 Каневского района, № 3 Горячего Ключа). Значительный вклад внесен в эту работу преподавателями Краснодарского краевого Центра развития образования (1991-1997 гг.): ими разработаны первые учебно-воспитательные курсы для классов и школ казачьей направленности, программы по различным школьным предметам с региональным (кубанским) компонентом в содержании. В тесном взаимодействии с представителями казачьих обществ проведен ряд семинаров-практикумов на базе экспериментальных школ.

Во многом благодаря активной научной, методической и практической деятельности палитра школьной образовательной практики, связанной с возрождением и развитием этнокультурных ценностей казачества, так многообразна. Она представлена несколькими моделями, краткая характеристика которых приведена ниже.

1. Классы (школы) казачьей направленности являются организационно-педагогической формой этнокультурной социализации личности. Достаточно успешны, на наш взгляд, попытки педагогов отразить специфику казачьей истории и культуры в содержании обучения на основе введения таких курсов, как «История кубанского казачества», «Основы православной культуры», «История кубанского казачьего войска», «Традиционная культура Кубани» и др. Многие из перечисленных учебных программ носят авторский или авторизованный характер и разрабатываются людьми творческими, неравнодушными, искренне заинтересованными  в успехе дела. Их энергия, безусловно, - один из залогов эффективности внеурочного воспитания учащихся: дети приобщаются к культуротворческой деятельности в составе этнографических ансамблей, хоров; изучают историю станиц, городов, создают школьные музеи и т.д. Во многих школах отлажен механизм взаимодействия с казачьими обществами, родителями школьников, жителями.

2. Кадетские классы. В основном, они создаются для мальчиков 5-9 классов; в некоторых школах ведется прием и мальчиков, и девочек подросткового возраста. В этой модели традиции казачества, его историко-культурный опыт использованы как психолого-педагогические компоненты формирования качеств мужского характера, гражданско-патриотического воспитания, выработки военно-прикладных умений. Создан прецедент кадетской гимназии на базе начальных классов: в течение 5 лет в этом аспекте проводит опытно-экспериментальную работу начальная школа № 25 г. Славянска-на-Кубани, являющаяся краевой экспериментальной площадкой.

3. Этнокультурная модель на базе дополнительного образования. (клубы, творческие объединения, группы по изучению основ православной культуры, хоровые и танцевальные коллективы). Главной педагогической целью и смыслообразующим компонентом деятельности этих объединений выступает узнавание детьми образцов традиционной культуры казачества, овладение ими и культуротворчество по возрождению и продолжению традиций. Коллективная деятельность, соблюдение детьми коллективных социально-этических норм, профессионализм руководителей объединений составляют важнейшие условия эффективности данной модели.

4. Кадетские корпуса (учреждения дополнительного образования). Созданные в нескольких районах края (Красноармейский, Славянский, Темрюкский и др.), эти учебные заведения ищут подходы к организации различных видов воспитывающей деятельности детей и подростков, стремятся изучать ее педагогическую эффективность, определяют основные направления инновационного поиска. На наш взгляд, их усилия требуют оперативной научно-исседовательской и методической поддержки.

5. Модель ученического самоуправления с использованием этнокультурных традиций кубанских казаков находится в самом начале становления, но представляются интересной и перспективной. Определены первые ориентиры (опыт СОШ № 34 Динского, № 46 Славянского районов), продолжается разработка социально-педагогических проектов по формированию социальной компетентности личности на основе детских  подростковых общественных организаций, в том числе казачьей направленности.

Как видим, даже небольшой по объему анализ традиций и современного состояния казачьего образования в нашем крае показывает, что педагогическая практика, эволюционно развиваясь, способна обогащаться инновационными компонентами, носит развивающийся характер, а значит – требует научно-исследовательского, организационного и методического сопровождения. Главные приоритеты в этой области могут быть определены как:
- подготовка для педагогов учебно-методических пособий по основам традиционной культуры кубанского казачества и психолого-педагогическим подходам к освоению детьми ее образцов (в том числе, в контексте этнопедагогической направленности воспитательной работы);

- создание научно-исследовательского центра по изучению формирующихся тенденций казачьего образования, его достижений, проблемного поля, главных затруднений в организационной и социально-педагогической деятельности классов и школ казачьей направленности;

- организация конкурсного отбора педагогических проектов по освоению этнокультурных ценностей кубанского казачества в детском самоуправлении, общественных организациях, клубных и др. объединениях; научно-методическое

- консультирование разработчиков проектов, помощь в их реализации;

- выпуск специального информационного издания (журнала) по вопросам казачьего образования на Кубани.


Научно практическая педагогическая конференция по вопросам организации классов и школ казачьей направленности – Краснодар, 2007.