Мельник Валерий Григорьевич МУ ДОД ДМЦ г. Темрюк,
начальник Темрюкского районного казачьего кадетского корпуса


Нынешняя модель учреждения дополнительного образования казачьей направленности, каким сегодня на базе ДМЦ стал Темрюкский районный казачий кадетский  корпус, родилась у нас в Темрюкском районе далеко не сразу. Появлению такой модели предшествовала большая исследовательская работа педколлектива МОУ СОШ №2 г. Темрюка  во главе с прекрасным руководителем Гончаровой Еленой Александровной. Находясь в поиске наиболее эффективных форм и методов военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, этот творчески работающий коллектив в 1996 году на базе своей школы развернул работу новой, кадетской формы обучения с четко выраженной военно-патриотической направленностью.

С большой заинтересованностью за деятельностью в этой школе кадетских классов и результатах их работы наблюдала педагогическая и казачья общественность. Поскольку проблема духовно-нравственного возрождения кубанского казачества давно волновала и продолжает волновать  казаков и педагогическую общественность нашего района.

Не раз на различных мероприятиях в процессе ее обсуждения звучала мысль о том, что «С Тамани началась история кубанских казаков. К великому сожалению на Таманской земле со станицы Полтавской в 1933 году недруги развернули тотальный геноцид и окончательное «расказачивание» кубанцев, поэтому нам, таманцам, исторически предопределено с нашей земли начать и развернуть процесс массового возрождения Кубанского казачества», широко используя для этих целей школьную образовательную среду.

В этой связи, Совет атаманов районного казачьего общества, заручившись поддержкой педагогической и родительской общественности, обратился с настоятельной просьбой к руководству района разрешить развернуть в системе дополнительного образования, опираясь на опыт функционирующих кадетских классов, работу таких классов в школах тех населенных пунктов, где  компактно проживают нынешние потомки кубанских казаков и придать кадетской форме обучения казачью направленность.

В августе 2002 года главой муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края была рассмотрена и поддержана инициатива Совета атаманов Темрюкского районного казачьего общества и педагогической общественности района.

Распоряжением главы района, в целях успешной реализации проблемы духовно-нравственного возрождения кубанского казачества, на базе существующей системы дополнительного образования в составе ДМЦ было создано новое структурное подразделение данной направленности -  Темрюкский районный казачий кадетский корпус. (Далее ТРККК).

После принятия руководством района вышеупомянутого решения, динамика развития кадетского корпуса заметно оживилась. С начала нового 2002-2003 учебного года в системе ТР ККК при 15-ти МОУ СОШ района была  развернута работа 31-го кадетского класса казачьей направленности. В районе фактически сформировалась целая сеть структурных подразделений Темрюкского районного казачьего кадетского корпуса, обеспечивающая  казачью специфику образования в одном городском и десяти сельских поселений.

У многих может возникнуть вопрос: «Почему образование и воспитание казачьей направленности мы решили, образно говоря, доверить системе дополнительного образования, а не давно оправдавшей себя, обычной общеобразовательной системе?» Ответ прозвучит однозначно: «Возможности и  масштабы у этих систем, для нашего случая, то есть наших условий, несоизмеримо разные». Все мы хорошо знаем, как трудно втиснуть в «прокрустово ложе» базисного учебного плана общеобразовательной школы, хотя бы один в неделю дополнительный урок, в том числе и урок нужной нам направленности. Совершенно по иному эту проблему можно решить в системе дополнительного образования, работающую с контингентом учащихся в свободное от основных занятий время, и тем более тогда, когда для этих учащихся предоставляется, как в группе продленного дня, регулярное горячее питание. Получив горячий обед, кратковременный  послеобеденный отдых, ребенок может, не нарушая требований САНпИНа, еще не менее 3-4- часов находиться в щадящем учебном режиме, подобно режиму работы групп продленного дня. Возможность работать в таких условиях и составляет преимущество одной системы обучения над другой. Тем более, что в этой системе мы могли себе «позволить» выделить в неделю, на все выбранные нами предметы, 18 и более учебных часов.

Этим же распоряжением были определены примерные параметры учебного плана и источники финансирования учебного процесса, питания и экипировки кадетов. (Приобретение формы, регалий, и других кадетских атрибутов).

Учебный план ТРККК, исходя из основ концептуального замысла, был составлен с учетом нескольких приоритетных направлений, призванных, используя программы новых учебных курсов, обеспечить формирование во взглядах и характере будущих казака и казачки основ казачьего менталитета, т.е. таких качеств, которые были присущи в былые времена только казачьему сословию.

При этом духовно-нравственную составляющую во взглядах и характере будущих выпускников ТР ККК призвано обеспечить изучение таких предметов, как “История российского и кубанского казачества”, ”История русской православной церкви и ее культурно-просветительская роль в становлении и развитии российского и кубанского казачества”, с также предметов культурологического и краеведческого спектра.

В перечень таких предметов и курсов, вошли: «Казачий фольклор», «Казачий семейный быт»,  «Казачья этика», «Музыкальное и танцевальное искусство казаков», «Прикладное искусство, ремесла и промыслы кубанских казаков», краеведческий курс «Ты Кубань наша вольная милая…», «Экология современной Кубани» и т.д. и т.п.

Военно-патриотическая составляющая обеспечивается изучением только что названных программ духовно-нравственной направленности, а также программ “Специальной военной подготовки, ОБЖ и Истории Вооруженных Сил России” и “Специальной физической подготовки”.

Эти же программы призваны сформировать ратно-физическую составляющую будущего казака, т.е. заложить у него такие бойцовские качества, которыми обладали в прошлом только его славные предки.

Высокий уровень военно-технической составляющей достигается за счет изучения предметов военно-технической подготовки, армейской и гражданской востребованности, в числе которых: «механик-водитель бронетехники» (он же механизатор) и «механик-водитель боевых машин»  (он же автоводитель).

В совокупности все вышеперечисленные программы призваны  обеспечить подготовку будущего выпускника казачьего кадетского корпуса не только как казака, но и как командира младшего армейского состава, готового к служению Отечеству на гражданском и военном поприщах.

Поскольку, согласно концептуальному замыслу, исходя из того, что значимость слова «казак» в самом высоком смысле ребенок начинал познавать с пеленок и вместе с молоком матери и ее словами «Добрый будэ казак!», «Гарна и домовыта будэ казачка!» начинал откладывать в своем сознании вечные казачьи ценности, азы казачьего воспитания нынешний ребенок, на наш взгляд, должен получить в семье и дошкольном учреждении и, продолжая накапливать казачью составляющую в начальной школе, окончательно закрепить и упрочить итоги ее воздействия в 5-11 кадетских классах.

Абсолютно равными с мальчиками правами и возможностями казачьего  образования и воспитания  пользуются наши девочки – будущие матери-казачки, «хранительницы и защитницы казачьего куреня», воспитательная роль которых в казачьей семье, пожалуй, самая важная, особенно в нынешней ситуации. Место и роль юной казачки, матери-казачки и бабушки-казачки в восстановлении менталитета казака на современном этапе трудно переоценить. А чтобы девочки соответствовали таким критериям и такому высокому предназначению, их надо к этому целенаправленно и целеустремленно готовить.

В недалеком будущем нынешние девочки и мальчики, познавшие в течение 7 лет изучения в кадетском корпусе богатую историю своих предков, весь спектр культурологических дисциплин, отображающих великое культурное наследие казаков, сформировавшие на этой основе свой казачий духовно-нравственный облик, завтра создадут, вступив между собою в брак, казачью семью, где казачья составляющая станет реальным и определяющим фактором, на основе которого постепенно возродится вновь похожая на прежнюю семейную систему казачьего воспитания. Из 3-4 десятков таких семей сложится казачья среда, а в совокупности, в миниатюре, если православие восстановит хотя бы часть своего влияния, постепенно возродятся, таким образом, условия способствующие казаку-подростку ко времени своего совершеннолетия преобразовать себя, как это было в прошлом, в настоящего казака-воина и труженика в одном лице.

Казачье кадетское образование и воспитание востребовано сегодня не только, исходя из соображений исторической справедливости и безопасности страны и региона, не менее востребовано оно и с точки зрения экономических интересов хозяйствующих субъектов, в том числе и сельскохозяйственного профиля.

За последние десять лет ранее достаточно хорошо отлаженная система допрофессиональной и профессиональной подготовки учащейся молодежи на базе средних школ и профессионально-технических училищ фактически прекратила свое существование. В результате нынешние выпускники, кроме аттестата о среднем образовании и амбициозных замыслов стать бизнесменами, банкирами, успешными предпринимателями, юристами, экономистами и т.д. и т.п. ничего больше за душой не имеют. А, столкнувшись с реалиями сегодняшнего дня, как это не редко бывает, планку своей амбициозности, образно говоря, девочки опускают до желания стать фотомоделями, рекламными «дивами», стриптизершами или, на крайний случай, путанами, а мальчики – ворами в законе, киллерами, рэкетирами или хотя бы охранниками и вышибалами. И что особенно тревожно – абсолютно малое число из них мечтает получить хорошую рабочую профессию, особенно профессию, востребованную и применимую в сельскохозяйственном производстве. В результате таких перекосов в сознании современной молодежи, вызванных всем известным способом, на сегодняшнем рынке труда почти нет желающих пахать, сеять, убирать, доить, ухаживать, выращивать, строить, перерабатывать, то есть трудиться физически. Все с радостью и удовольствием готовы потреблять, потреблять и потреблять, ничего не давая взамен.



Таким образом, исходя из вышеизложенного, замысел подготовить и воспитать  будущего казака в двух его прежних ипостасях – воина и труженика в одном лице – и с практической, и с концептуальной точки зрения абсолютно оправдан. Очень важно при этом, решая эту проблему, обязательно продумать и предусмотреть возможность получения профессиональной подготовки казаков-
кадетов в соответствии с заложенными в них задатками и способностями.

На сегодняшний день в системе ТРККК,  рассредоточенной по 15 средним школам района, функционирует 61 класс-комплект казачье-кадетской направленности с охватом 1260 учащихся средних и старших классов. В ближайшие 3-4 года в этих школах должна сформироваться одна сквозная с 5 по 11 класс казачье-кадетская параллель в количестве 120-125 классов-комплектов, а число обучающихся в них возрастет до 2-2,5 тысяч кадетов.

Результаты деятельности ТРККК в течение четырех последних лет  подтвердили наши прогнозы и оправдали самые смелые ожидания. Казачье образование и воспитание в нашем районе на подъеме, число его приверженцев и почитателей постоянно растет, особенно высок его авторитет в родительской среде.

Создание этого учреждения позволило его коллективу уже сейчас занять полезным делом и отвлечь от «улицы» более 1000 учащихся 5-11 классов. Особенно важно то, что больше 2/3 этих учащихся живут в сельской глубинке, где условий их приобщения к полезному делу значительно меньше, чем в городе. Но главное не только в этом. Не менее важным является то, что наличие кадетского корпуса предоставило нам уникальную возможность, используя детскую и подростковую среду, масштабно, фактически в массовом порядке не на словах, ав на деле начать возрождать кубанское казачество.

О том, что наш эксперимент уже дает положительные результаты, говорят итоги деятельности кадетских классов. На сегодняшний день во всех кадетских классах заметно повысилась успеваемость, дисциплина, ряд кадетов из категории «трудных» поднялись в категорию учащихся, не вызывающих опасение и тревогу, те же, кто учился «между тройкой и четверкой» стали твердыми хорошистами, а многие хорошисты – отличниками.

Заметно, особенно старшие кадеты окрепли физически, научились довольно здраво рассуждать и даже жить более осмысленно и целеустремленно. Кадеты всех возрастов стали собраннее, опрятнее, научились ценить и беречь время, более уважительно относиться к окружающим, постепенно привыкают почитать, как это было принято в былые времена, старших, сдерживать себя в их присутствии. Большинство из них стали более ответственно относиться к своим ученическим, общественным и семейным обязанностям. Наметились положительные сдвиги во взаимоотношениях между детьми, дружба и товарищество в детской казачьей среде стали более осмысленными и прочными. Понятие казачьего братства и ответственности за себя «и за други своя» наполнились новым смыслом и новым содержанием, стали выглядеть более значимо и более емко, приобретая черты и окраску аналогичную прежним внутренним взаимоотношениям в казачьей и армейской среде.

Имеющие место положительные тенденции позволили педколлективам общеобразовательных школ сформировать из кадетов в общешкольной ученической среде достаточно спаянный, нацеленный на добрые дела, своеобразный внутришкольный общественный центр, вокруг которого уже складывается исключительно благоприятная образовательно-воспитательная школьная среда. Другим не менее, если не более важным положительным фактором в деятельности кадетских классов, является то, что из-под опасного дурного влияния «улицы» удалось увести 1260 человек из числа тех, кто из-за своих возрастных особенностей предрасположен впитать в себя ее влияние. А при полной укомплектованности кадетских рот, от ее пагубного воздействия удастся оградить постоянно до 3000 учащихся кадетов.

При этом следует отметить, что апробируемая нами модель нового содержания образования казачьей направленности аналогов в системе дополнительного образования  РФ не имеет. Ее масштабные возможности практически безграничны. Расходы, связанные с ее финансированием,  несоизмеримо ниже расходов, предусматриваемых в стране на реализацию проектов кадетского образования в системе общего среднего образования на пансионатной основе, а число охваченных таким образованием может в десятки раз превысить возможности охвата кадетским образованием учебными заведениями пансионатного типа.

Через несколько лет в районе ежегодно из кадетского корпуса будет выпускаться по  250-300 юных кадетов с духовно-нравственными, военно-патриотическими, ратными и физическими основами казачьего менталитета, готовыми самоотверженно служить Отечеству на военном и гражданском поприщах. Абсолютное большинство из них, в том числе девочки, вместе с аттестатом зрелости получат удостоверение казака и казачки Кубанского казачьего войска, а также свидетельство о получении в корпусе профильной специальности. Значимость этого факта для казачества и общественности нашего района, да и края в целом, трудно переоценить.

Пополняясь ежегодно юными казаками за счет выпускников кадетского корпуса, Темрюкское районное казачье общество, спустя 3 года, удвоит и наполовину омолодит свои ряды.

В масштабах края, в случае повсеместного внедрения нашей модели казачьего образования, ежегодное пополнение Кубанского казачьего войска за счет выпускников кадетских корпусов могло бы составить 14-15 тыс. человек.

Другим не менее важным преимуществом, которым обладает наша модель,  является ее универсальность, а также наличие возможностей при минимальных затратах на содержание административно-управленческого персонала, открывать с доброго согласия руководителей школ любое количество казачьих классов, неся расходы при этом только на содержание преподавательского состава, питание, приобретение формы и регулярное оздоровление кадетов.

Исходя из вышеизложенного, есть все основания твердо заявить, что взятый нашим педагогическим коллективом курс на возрождение кубанского казачества в системе дополнительного образования наиболее приемлем, поскольку, плюс ко всему вышесказанному, он позволяет в массовых масштабах решать задачу пополнения кубанского казачьего войска, морально устойчивыми, ратно и физически подготовленными казаками, готовыми верно служить России и Кубани на военном и гражданском поприщах.

В районе фактически за 4 прошедших года сформировалась, не в ущерб другим взглядам пожеланиям и намерениям родителей, целостная система казачьего образования и воспитания, дающая возможность с помощью образовательных средств сформировать в сознании и характере подрастающего поколения те качества, которые заметно отличали казака в прошлом от других сословий. То, что на протяжении веков в прежние времена складывалась и формировалась в сознании и характере юного казака само собой, под влиянием трех взаимодополняющих друг друга факторов: семьи, православия и окружающей среды, мы получили возможность воссоздать этот исторический феномен учебно-общеобразовательными средствами, реализовав на практике идею нового содержания образования с казачьей направленностью в системе инновационной модели учреждения дополнительного образования.


Научно практическая педагогическая конференция по вопросам организации классов и школ казачьей направленности – Краснодар, 2007.