Ратушняк О.В.

 


Создание учреждений казачьей направленности началось более десяти лет назад. Однако это был большей частью стихийный процесс, которым руководили отдельные энтузиасты. Каждый из них по-своему понимал роль казачьих классов и казачьих школ. Что-то из сделанного отмерло, что-то получило дальнейшее свое развитие.

Буквально вскоре после начала образования первых школ казачьей направленности начала проводится работа в направлении придания процессу казачьего образования системной формы. Практически все семинары краевого уровня были посвящены данной проблеме.

1-й семинар состоялся 27-28 января 1998 г. в г. Хадыженске на базе Хадыженской казачьей муниципальной средней общеобразовательной школы № 13. Тема семинара: "Состояние, проблемы и перспективы создания казачьей системы образования на Кубани".

Уже в рамках данного семинара были затронуты такие вопросы как: 1) "Проблемы воспитания казачьей молодежи на Кубани" (С.В. Логачева, зам. ген. директора деп. образования и науки Кр. края), 2) "Создание и перспективные направления развития казачьей системы образования на Кубани" (В.П. Громов, зам главы адм. Кр. края по делам каз-ва и воен. в-сам), 3) "Правовая база создания казачьих учебных заведений" (Л.В. Филькин, ген. директор международного фонда "Казачья школа" г. Москва), 4) "Православие как основа национальной идеологии в системе казачьего образования" (протоиерей Василий Осипов), 5) "Традиционная система ценностей и образования" (Н.И. Бондарь, доцент Краснодарской государственной академии культуры), 6) "Традиционная культура в системе образования" (О.В. Матвеев, старший научный сотрудник Центра народной культуры Кубани).

Впервые на таком представительном форуме были в комплексе рассмотрены и обсуждены целый ряд проблем и вопросов, связанных со становлением и развитием системы образования казачьей направленности.

Следующий семинар состоялся 16-17 сентября 1998 г. в ст. Каневской на базе казачьей средней общеобразовательной школы № 3. В качестве темы семинара была заявлена "Работа по созданию системы формирования гражданина Кубани и возрождения казачьих традиций". Семинар проводился с руководителями казачьих учебных заведений, отделов и управлений образования администраций городов и районов края. Заметьте, уже 8 лет назад, руководство края четко осознавало тот факт, что становление гражданского самосознания может и должно базироваться на традиционных ценностях и национальных, региональных особенностях населения. Без этого все попытки подобного рода будут восприниматься как нечто наносное, чужое, не найдут почвы и как следствие не приживутся.

В рамках семинара были озвучены такие проблемы как: 1) "Возрождение казачьих традиций через обучение и образование" (П.К. Ерыгин, проф.). 2) "О необходимости формирования имперского мышления в казачьих учебных заведениях" (О.В. Матвеев, доц.), 3) "Кубанская казачья школа: историко-педагогическая традиция и современность" (Н.В. Подосинникова), 4) "Система работы по возрождению казачьих традиций" (Ю.Л. Соловьев, зам главы Каневского района по соц. в-сам).

12 апреля 1999 года было издано Распоряжение главы администрации Краснодарского края № 448-р "О создании рабочей группы по разработке комплексной программы образования и воспитания в казачьих учебных заведениях" "в целях совершенствования воспитания и образования в казачьих учебных заведениях на лучших традициях Кубанского казачества". В группу вошли как представители административных структур, так и представители научной общественности. Им было поручено разработать и представить на рассмотрение главы администрации Краснодарского края комплексную программу образования и воспитания в казачьих учебных заведениях в срок до 1 ноября 1999 года.

Программа была подготовлена. Однако в силу вступления нового федерального закона об образовании данная программа не соответствовала существующему законодательству РФ.

Была сделана попытка создания научно-методического центра Кубанского казачьего войска, одной из задач которого являлась организация и методическое обеспечение деятельности образовательных учреждений казачьей направленности (ибо это становилось крайне насущной задачей, требовавшей своего скорейшего разрешения). Однако и здесь были причины, помешавшие дальнейшей реализации данного проекта. Среди них выделю две: 1) несоответствие общероссийского и местного законодательства насущным задачам и велению времени и 2) отсутствие достаточных средств и источников финансирования деятельности центра.

Отсутствие системности, научно-методической обеспеченности и достаточного финансирования мешали, а порой и препятствовали дальнейшему развитию образовательных учреждений казачьей направленности. Преодоление данного кризисного периода началось в 2004 году.

25 марта 2004 года в г. Кропоткине состоялся краевой семинар на тему "Проблемы и перспективы развития учебных учреждений казачьей направленности". В работе семинара приняли участие руководители администрации Краснодарского края, депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края, главы и заместители глав муниципальных образований края, руководители муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений, педагоги классов казачьей направленности, центров дополнительного образования и воспитания молодежи, атаманы районных казачьих обществ. Замечу, что атаманы казачьих обществ не случайно оказались среди участников семинара. Ибо было признано крайне необходимым способствовать совместной работе по воспитанию учащейся молодежи представителей Кубанского казачества и образовательных учреждений.

В ходе работы семинара были обсуждены результаты развития сети учебных учреждений казачьей направленности, представлены организационные подходы в решении проблем, стоящих на данном направлении. Прозвучали доклады 1) «Актуальные проблемы развития духовно-нравственных традиций отечественного образования и воспитания в системе казачьих школ Кубани» (Е.Г. Вакуленко) и «Пути совершенствования форм и методов работы по дальнейшему развитию сети образовательных учреждений по изучению истории и культуры казачества» (Н.И. Бондарь)

«Участники семинара отметили, что насаждение зарубежной, во многом чуждой нам, идеологии привело к резкому снижению воспитательной роли национальных культур народов России, искусства и образования, как важнейших факторов формирования патриотизма. ... В силу социально-экономических проблем существенно ослабла роль семьи в воспитательном процессе. Участники семинара пришли к выводу о необходимости повышения роли органов государственной власти и организаций в реализации государственной политики по патриотическому воспитанию молодежи, решения острейших проблем воспитания патриотизма, как основы консолидации общества. В современных условиях общество может и обязано использовать потенциал казачества в сфере патриотического воспитания. Необходимо значительно поднять уровень изучения культурного и духовного наследия Кубанского казачества, его славного и одновременно трагического прошлого. Участники семинара единодушно высказались о необходимости повысить роль казачества в патриотическом воспитании жителей Краснодарского края. Края, который по праву называют казачьим».

В соответствии с рекомендациями семинара 11 августа 2004 г. глава администрации Краснодарского края издал Постановление "Об утверждении Положения об образовании казачьих классов в общеобразовательных учреждениях на территории Краснодарского края", разработанное и подготовленное комитетом по работе с казачеством и организации допризывной подготовки молодежи. Данное постановление вывело процесс создания и развития учреждений казачьей направленности на новый виток, придало ему новый импульс и элемент организованности, который долгое время отсутствовал.

19 августа 2004 года в г. Краснодаре, в Большом зале администрации Краснодарского края был проведен краевой семинар «О роли казачества в патриотическом воспитании молодежи Кубани». Участниками семинара были заместители глав муниципальных образований края, руководители органов образования края и учебных учреждений казачьей направленности.

На семинаре были озвучены следующие доклады: 1) «Кубанское казачество в системе патриотического воспитания молодежи Кубани» (В.П. Громов), «Российский патриотизм и казачество (история и современность» (В.Н. Ратушняк), «Актуальные проблемы развития духовно-нравственных традиций казачества в системе патриотического воспитания молодежи» (Е.Г. Вакуленко) и др.

Исходя из необходимости участия казачества в воспитании подрастающего поколения, а также в целях повышения эффективности данной деятельности между департаментом по делам казачества, военным вопросам и воспитанию допризывной молодежи администрации Краснодарского края и департаментом образования и науки Краснодарского края 25 апреля 2005 года было заключено соглашение о сотрудничестве.

Соглашение между департаментами и Постановление главы администрации Краснодарского края от 11 августа 2004 года № 799, снизили элемент стихийности и придали организованный, системный характер процессу развития учреждениям казачьей направленности.

В целях совершенствования и укрепления процесса развития системы образования казачьей направленности 30 ноября 2005 года в г. Абинске был проведен краевой семинар-совещание на тему "Создание и развитие системы образовательных учреждений казачьей направленности: проблемы и перспективы". В работе семинара приняли участие представители администрации края, Законодательного Собрания Краснодарского края, руководители муниципальных органов управлений образований Краснодарского края, руководители образовательных учреждений, где имеются классы казачьей направленности, руководители кадетских корпусов, атаманы районных казачьих обществ Кубанского казачьего войска, представители научной общественности. Вопрос воспитания молодежи проходил красной нитью практически во всех докладах и выступлениях. Было неоднократно отмечено, что без целенаправленного патриотического воспитания молодежи и населения в целом все экономические и политические достижения не будут иметь смысла.



Значительная роль в патриотическом воспитании, принадлежит учебным заведениям, и особенно, общеобразовательным школам. Именно в них закладывается основа поведения молодежи, именно в них молодые люди проходят основной путь своего становления как личности. И в этой связи нельзя не отметить значимость совместно проводившейся работы Кубанского казачьего войска с департаментом по делам казачества администрации Краснодарского края и департаментом образования и науки Краснодарского края по укреплению и развитию системы дополнительного образования казачьей направленности. В настоящее время на территории Краснодарского края действуют 105 школ, имеющих более 200 классов казачьей направленности, в составе которых около 5 тысяч учащихся.

Департаментом по делам казачества администрации Краснодарского края, совместно с департаментом образования Краснодарского края, проводится мониторинг деятельности казачьих классов с целью обобщения и распространения положительного опыта, имеющегося на данный момент.

Специалисты обоих департаментов занимаются разработкой единой строго-научной концепции казачьего образования, в которой будет обобщено все лучшее и положительное из опыта традиционного казачьего образования, наработок, имеющихся в настоящее время, применительно к современному образованию.

Одним из ярких примеров положительного опыта в плане функционирования учреждений казачьей направленности является государственное общеобразовательное учреждение Кубанский казачий кадетский корпус имени атамана М.П.Бабыча. Как известно, корпус пользуется заслуженной славой и популярностью среди населения Кубани. Об этом свидетельствует высокий конкурс, громадное количество желающих получить образование именно в стенах данного учреждения. В данное время в корпусе обучается более 200 кадетов (7-11 классы), в основном дети из малообеспеченных и неполных семей казаков.

Таким образом, Кубанский казачий кадетский корпус играет значимую роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения и формировании осознанной гражданской позиции на основе лучших традиций Кубанского казачества.

Анализ вопросов, поднимаемых на краевых и кустовых семинарах, курсах повышения квалификации педагогов классов казачьей направленности, а также мониторинг деятельности образовательных учреждений казачьей направленности свидетельствует о том, что образовательная система казачье направленности в Краснодарском крае находится еще в стадии своего становления и требует дальнейших усилий по ее развитию.


Научно практическая педагогическая конференция по вопросам организации классов и школ казачьей направленности – Краснодар, 2007.