Доцент кафедры воспитательной работы ККИДППО
кандидат философских наук Плугина Н.А.

 

Сложность сегодняшних общественных процессов, динамизм политического развития, негативные тенденции, трудности, связанные с процессом духовно-нравственного становления подрастающего поколения, выдвигают на первый план проблему изучения роли образовательно-досугового пространства как фактора, определяющего необходимость создания обновленной системы воспитания гражданина и патриота.

Реализация гуманистической концепции образования предполагает духовное развитие каждой отдельной личности, формирование базовых понятий духовности, чувства долга, чести, ответственности на основе осознания значения глубинных народных основ явлений культуры.

Существенной особенностью современной культурно-национальной ситуации в России является расширение самостоятельности регионов. Возрастание роли субъектов Российской Федерации приводит к необходимости глубокого философско-культурологического осмысления деятельности человека с учетом особенностей региона. Кубань с ее уникальным социокультурным своеобразием являет собой одну из самых ярких региональных культур. Исторически сложившаяся казачья система духовного и патриотического воспитания может стать основой воспитания и образования подрастающего поколения Кубани.

Вместе с тем, актуальной сегодня является задача реализации новой модели интеграции различных областей культуры и образования с учетом необходимости разработки оптимальной программы формирования ценностных ориентаций. Только после того как идея разработана на концептуальном уровне, можно непосредственно конкретизировать ее применительно к региональным условиям. Начать возможно со структуры деятельности, которая станет предметом тщательного анализа и освоения. Традиционные знания оказываются при этом одним из средств деятельности. Они подчинены ее целям, излагаются и осваиваются в процессе ее реализации. В составе этой деятельности можно выделить некоторый инвариант – общую схему решения задачи, включающую цель, предмет, средства, реализацию и анализ результатов. Успех социализирующего влияния различных программ будет зависеть от их соответствия интересам тех, для кого они предназначены.

Важную роль в формировании ценностных ориентаций школьников играет образовательно-досуговое пространство региона, которое включает самые разнообразные институты образования и досуга, в том числе и учреждения дополнительного образования детей. Их деятельность способствует не только полноценному развитию базовых способностей подрастающего поколения, но и подготовке его к компетентному взаимодействию с окружающей средой. Окружающая среда, так или иначе, вмешивается в деятельность подростка в качестве поддерживающего или разрушающего условия. Она может стимулировать его к активности, достижению успеха, самореализации или, напротив, пресекать его развитие.

Сфера дополнительного образования позволяет хотя бы частично компенсировать утрачиваемую современным обществом полноту человеческой общности, дает возможность обратиться к фундаментальным человеческим ценностям, сберечь культурные традиции.

Участие в программах дополнительного образования положительно мотивировано и в силу этого обладает значительным образовательным и воспитательным потенциалом.

Необходимо создание программного комплекса для учащихся учреждений дополнительного образования детей по всем направлениям традиционной кубанской казачьей культуры. Это программы по фольклору и декоративно-прикладному творчеству, физическому воспитанию и др.

Учреждения дополнительного образования – это места встречи разных поколений, где старшие передают в дар младшим то, чем духовно богаты сами. Характерно приобщение семей воспитанников к образовательным и творческим процессам, организации досуга подростков. Вариативность программ дополнительного образования дает возможность обеспечить соответствие содержания и форм дополнительного образования интересам и потребностям занимающихся, сочетать образовательные и воспитательные задачи. Например, деятельностью подростковых клубов может быть приобщение воспитанников к обычаям и традициям казачества, символизирующим мужество, дружбу, следование законам чести. Перед воспитанниками должны ставиться как специальные образовательные (обучение народным танцам, пению и т. д.), так и нравственные цели, отраженные в программе минимум и в программе максимум. Программа минимум   может включать, например, достижение спортивных результатов, победы на конкурсах и соревнованиях, в то время как программа максимум предполагает конкретное решение нравственных воспитательных задач. Исследуя образовательно-досуговое пространство, как средство формирования патриотического сознания на основе традиционной казачьей культуры можно рассматривать его как совокупность разных по своему характеру сред, каждая из которых влияет на процесс формирования и развития личности. К таким развивающим средам относятся: духовная, художественно-эстетическая, театральная, природная, спортивная, профессиональная и другие.

Активность ребенка в образовательно-досуговом пространстве характеризуется такими показателями как рост его творческих способностей, многообразие возможностей свободного выбора тех или иных видов деятельности, культура отдыха, любительские занятия. Повышение уровня образовательно-досуговой деятельности, основанной на традициях этнокультурной педагогики равноценно росту творческого потенциала общества (Мировосприятие и самосознание русского общества : сб. ст. / Рос. АН, Ин-т Рос истории. – М., 1994, - 206 с.).

Взаимодействие субъектов образовательно-досугового пространства происходит как по вертикали, так и по горизонтали. И чем сложнее картина связей субъектов, возникающая при этом, тем больше возможностей у нее для развития личности подростка.

Необходимо найти вариант построения системы, который обладал бы универсальными образовательными, воспитательными и культурологическими возможностями, учитывающими как общие философские положения, так и региональные особенности. В этом случае можно говорить о процессе моделирования, который должен основываться на философских категориях, отражающих суть и основу образовательно-досугового пространства.

Исследуя образовательно-досуговое пространство как средство культивирования в практической деятельности традиций исторически-сложившейся казачьей системы патриотического воспитания можно выделить следующие положения.

Во-первых, образовательно-досуговое пространство всегда связано с конкретной исторической эпохой, благодаря чему можно нарисовать его временную картину.

Во-вторых, каждая историческая эпоха формирует свои традиции, в основе которых лежит лучшее, что создано поколениями людей.

В-третьих, первые два указанных момента влияли на особенности  образовательно-досугового пространства, что естественно формировало память народа и его традиции.

Все вышеуказанные положения ярко иллюстрирует история казачества на Кубани. Отмечая культурообусловленность  образовательно-досугового пространства, следует говорить и о его культуросообразности, т. е. адекватности современной социокультурной реальности.

Сегодня возможно говорить о создании в крае конкурентно стимулирующего образовательно-досугового пространства, где на основе передачи культурных традиций казачества через различные формы воспитания и обучения совершенствуется патриотическое самосознание. Традиции детерминируют настоящее и будущее прошлым, уже сбывшимся и выступающим как сумма условий любой социокультурной активности.

При формировании модели образовательно-досугового пространства надо учитывать и корректировать некоторые его характеристики, а именно, целостность как единство всех ее элементов, интеграцию и дифференциацию. Именно целостность обеспечивает эффективность влияния образовательного-досугового пространства на личность. Его целостность есть результат гетерогенности, как его элементов, так и связей между ними при наличии единой концепции, ориентированной на гуманистические приоритеты.

В образовательно-досуговом пространстве содержатся большие возможности для формирования и развития личности. Это: свобода принятия решения о вхождении в это пространство; свобода выбора деятельности (ее содержания и формы), которая позволила бы достичь наибольшего успеха, возможность построения диалоговых отношений с людьми разных возрастов и социальных групп; освоение пространств: культурного,  природного, информационного и т. д.

Очень важно использовать все возможности образовательно-досугового пространства для внедрения в практическую педагогическую деятельность традиционной системы духовно-нравственного и патриотического воспитания кубанского казачества. (Мировосприятие и самосознание русского общества : сб. ст. / Рос. АН, Ин-т Рос истории. – М., 1994, - 206 с., к вопросу о становлении педагогической системы казачьих школ и классов казачьей направленности Поверенная О. И. доцент КубГУ, канд. пед. Наук.)

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года развивает основные принципы образовательной политики в России, где в частности говориться о создании сети учебно-воспитательных учреждений по типу суворовских, нахимовских училищ, казачьих школ, кадетских школ и корпусов, летних, мореходных, речных, промышленных, сельскохозяйственных и других училищ. Особо подчеркнем, что в концепции предусматривается создание данного типа образовательных учреждений с целью осуществления комплексных мер по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодёжи, социальным сиротством. В крае функционируют и продолжают создаваться казачьи школы, классы казачьей направленности в рамках общеобразовательной школы; клубы, кружки, секции, художественно-творческие объединения, театральные студии, спортивные секции, детские общественные объединения и другое по изучению истории Кубанского казачества в системе дополнительного образования детей. Однако, целью работы с учащимися по изучению истории развития кубанского казачества является развитие системы патриотического воспитания граждан Кубани, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности «упрочению дружбы народов, проживающих на Северном Кавказе.



Известно, что воспитание эффективно, если оно системно. На наш взгляд при создании системы патриотического воспитания школьников необходимо точно обосновать понятия: образовательная система, педагогическая система, воспитательная система школы, класса. Вместе с тем, прежде чем актуализировать выше названные дефиниции, важно уяснить, что такое «система» вообще.

В научной литературе содержится около 40 формулировок понятия «система». При определении указанного понятия выделяют два основных подхода: 1) понимание системы не как множества объектов, но взаимосвязанное множество; 2) указание на её целостность в качестве существенного признака всякой системы. Итак, под системой понимается целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» (принятом в 1992 году и затем несколько раз дополнявшимся и изменявшимся) в главе II «Система образования» ст. 8 «Понятие системы образования» раскрывается эта дефиниция. Система образования характеризуется как совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Отметим, что в Законе дано новое нетрадиционное толкование системы образования, которая ранее сводилась к совокупности составляющих её дошкольного, школьного, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. В Законе эти образовательные подсистемы рассматриваются в контексте образовательных программ, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). Однако при всей прогрессивности и новизне трактовки системы образования законодателями очевидным является «надличностный» подход к описанию системы, поскольку в неё оказываются не включенными субъекты образования – обучаемые и обучающие. Эта позиция с нашей точки зрения противоречит декларируемым принципам гуманизации и демократизации образования, так как обучаемые – эта системообразующий элемент любой образовательной системы (подсистемы).

Система образования выступает частью социальной системы взаимосвязанной с производством, наукой, культурой и не сводима к совокупности образовательных учреждений разного уровня и профиля.

Исследователи отмечают, что наиболее острой проблемой современного образования, является поиск рационального соотношения централизации и децентрализации образовательных систем. Принятие приоритетов личностно-ориентированной парадигмы современного образования несомненно сказывается на трактовке понятия «система образования». Не система жестко детерминированных образовательных учреждений, навязываемая человеку и ограничивающая его свободу выбора, а человек, сознательно выбирающий индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими интересами и способностями, определяющими его образовательные потребности. При таком подходе на передний план выступает проблема соответствия дифференцированных образовательных потребностей личности дифференцированных же образовательным услугам. Но при одном обязательном условии, специфичном для зарождающихся рыночных отношений в образовательной сфере: не обузданной стихии спроса и предложений должны сопутствовать точно выверенные и прогностически доказательные политика и стратегия образования, противодействующие любым деструктивным и безнравственным перекосам в данной сфере. (Б. С. Гершинский, 1998. С.49-50.).

Наряду с понятием система образования используют понятие «система образования региона» под которой понимают относительно обособленную совокупность связанных между собой образовательных, обеспечивающих, инновационных и управленческих образовательных структур на территории одного из субъектов Российской Федерации. (Г. М. Коджаспиров, А. Ю. Коджаспиров, 2005, С. 309). Понятно, что в данном определении также отсутствует субъекты образовательного процесса. Итак, остается проблемой гуманизация отношений субъектов образовательной системы разных уровней: государственно-республиканского; регионального; районного; городского и конкретного образовательного учреждения. Принятие приоритета человека во всех звеньях отрасли начиная от преподавателей и руководителей образовательный учреждений и кончая чиновниками различного уровня и ранга. Именно гуманизация предполагает переход от командно-адинистративного соподчинения к сотрудничеству, деловому партнерству людей взаимодействующих в целостной образовательной системе.

Анализ литературы выявил, что единого определения понятия педагогическая система в науке пока нет.

Н. В. Кузьмина дает следующее определение понятию педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей. ( Н. В. Кузьмина 2002, с. 11). В педагогическом словаре педагогическая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания и организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами (Г. М. Кожджаспирова, А. Ю. Кождаспиров, 2005, с. 309). Шамова Т. И. и др. Под педагогической системой понимают – социально обусловленную целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и её духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленных на формирование и развитие личности. (Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин, 2001, С. 21). В учебнике педагогики под редакцией Л. П. Крившенко, читаем: «Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном образовательном процессе. (Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др., 2004,  С. 32). Все авторы при определении понятия педагогическая система едины в том, что система состоит из некоторых компонентов объединенных целью.

Из приведенных определений можно выделить следующие компоненты системы: структурных и функциональных компонентов; совокупность средств, методов, процессов необходимых для педагогического влияния на формирование личности; участники педагогического процесса , взаимодействующие между собой с окружающей средой её духовными и материальными ценностями направленными на формирование и развитие личности; множество структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности.

Таким образом, авторы выделяют компоненты системы, которые объединяются в целостность целью – направленной на личностное развитие человека включенного в педагогическую систему. Нельзя не заметить, что одни авторы под целью понимают формирование личности с заданными качествами; другие формирование и развитие личности; третьи личностное развитие; четвертые целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

Проблема соотношения понятий: система образования, педагогическая система, воспитательная система школы, класса трактуется исследователями неоднозначно. Система образования по отношению к вышеперечисленным понятиям всеми исследователями понимается одинаково как более широкое понятие.

Таким образом, педагогическая система является подсистемой образовательной системы.

В. А. Сластенин и др. выделяют виды педагогических систем, которые различаются назначением и особенностями организации и функционирования.

В системе общеобразовательной подготовки основной является педагогическая система «школа» с вариантами в зависимости от  режимов работы: традиционный, полуинтернатный (школа с продленным днем), интернатный (школа-интернат, детский дом, суворовские и нахимовские училища, казачьи школы и т. п.). Вариантами педагогической системы «школа» являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи и др.

Аналогичные варианты педагогических систем могут быть прослежены в общей системе профессионального образования. К особым педагогическим системам есть все основания отнести учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные школы, станции юных натуралистов, техников, туристов и т. п.). К авторским педагогическим системам любое образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат не традиционные подходы, идеи, которые называют авторскими школами (В. А. Караковский, В. Н. Тубельский, В. С. Библер, Н. П. Гузик, Д. А. Лебедева и др.).

Разногласия исследователей вызывают соотношения понятий педагогическая система и воспитательная система. Таким образом, необходимо рассмотреть само понятие «воспитательная система» как особую педагогическую категорию связанную с другими категориями.

Термин «воспитательная система» предложен А. Т. Куракиным и Л. И. Новиковой.
Приведем определения, которые стали рабочими в теоретических исследованиях. Воспитательная система объединяет комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношения, возникающие между её участниками; освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению жизнедеятельности воспитательной системы (А. М. Прохорова).

Воспитательная система – целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающих такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психический климат (В. А. Караковский).

Воспитательная система – это совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у школы или её структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности ребенка (Е. Н. Степанов).

Воспитательная система – упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса (целей; субъектов воспитания; их деятельности; отношений осваиваемой ими среды), дающая общий эффект. (С. В. Евтушенко).

При определении понятия одни авторы делают акцент на структуре воспитательной системы, другие на взаимодействие основных компонентов воспитательной системы результатом которого является образ жизни коллектива, его психологический климат; или содействие развитию личности ребенка.

В настоящее время группа специалистов, возглавляемых В. А. Караковским, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой изучающих проблему управления становлением и развитием воспитательной системы школы разводят понятия «воспитательная система» и «воспитательная система школы».

Исследователи считают, что любая воспитательная система является единством не только общего  и особенного, но и единичного – того специфического, что свойственно конкретному учреждению с данным составом педагогов и школьников, окружающей его средой, её называют воспитательной системой школы.

Понятие «воспитательная система» используют тогда, когда речь идет не о реальной системе, а об её исходной теоретической модели. Исследователи анализируя категории «педагогическая система», «дидактическая система», «система воспитательной работы», воспитательная система», выделяют последнюю, как наиболее широкое понятие включающее в себя три предыдущих в качестве своих компонентов. (В. А. Караковский и др. , 1999, С. 8). Авторы исходят из принципа приоритетности воспитания, который соответствует глубинным истокам отечественной педагогической культуры, и в основу концепции воспитательной системы школы  приняли определение воспитания, данное Х. Й. Лийметсом – целенаправленное управление процессом развития личности. Исследователи полагают, что если воспитание рассматривать как управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий, то воспитательная система не сводится к системе педагогической. С одной стороны, она система психолого-педагогическая, с другой – социально-педагогическая, и влияет она на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду; через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, друзьями школы; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединить детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения). Педагогическая система, таким образом, - более узкое понятие, чем воспитательная система, но она костяк воспитательной системы, её остов.

Специалисты под системой воспитательной работы понимают систему взаимосвязанных воспитательных дел, адекватных поставленной цели. При этом отмечают, что в лучшем случае это подсистема в общей воспитательной системе школы, в худшем – набор мероприятий проводимых для «галочки».

Характеристика образовательной системы была бы неполной, если бы не обратить внимание, что кроме вышеперечисленных понятий, употребляются ещё и другие термины «учебно-воспитательная система», «образовательно-воспитательная система» и т. п.

Б. С. Гершунский, И. А. Колесникова употребляют понятие учебно-воспитательная (или образовательно-воспитательная) система для характеристики педагогического процесса образовательных учреждений разного уровня и профиля. «Очевидно, что для каждого уровня и для каждого профиля образования (иными словами, для каждой «ячейки» двумерной матрицы, характеризующей систему образования в целом) существует своя специфическая учебно-воспитательная система».

Некоторые авторы предлагают рассматривать понятия педагогическая система, воспитательная система, учебно-воспитательная система и др. как синонимы.

Подводя итоги можно сделать вывод, что педагогическая система – наиболее часто употребляемые понятия, как в педагогической теории так и в образовательной практике. Однако содержательные трактовки этого наукоёмкого понятия всё ещё существенно различны и весьма спорны.

При всём многообразии дефиниций смысл, вкладываемый в понятие «педагогическая система» вполне удовлетворяет требованиям, предъявляемым к любой сложной системе. Рассматриваемые термины при кажущейся синомичности существенно различны. На наш взгляд без четкого понятийно-терминологического обоснования компонентов педагогической системы сложно устранить путаницу  в определении анализируемых понятий, выстроить структурную иерархию терминов, их взаимосвязанность, соподчиненность и т. д.

Педагогическая система вторична по отношению к образовательной, задающей целеполагание и соответствующие ценностные основания.

Некоторые ученые (Е. Н. Степанов) полагают, что даже в отдельно взятом классе можно смоделировать воспитательную систему.
Её компоненты таковы:
- индивидуально-групповой компонент;
- аналитический;
- ценностно-целевой;
- процессно-деятельностный;
- диагностический.

На наш взгляд классный коллектив и его жизнедеятельность являются подсистемой педагогической системы школы, и не могут иметь полную автономность и независимость.. В структуру плана воспитательной работы классного руководителя класса казачьей направленности модно включить пять вышеупомянутых блока. Остаётся проблемой как гармонично включить класс казачьей направленности в педагогическую систему школы, реализующей иные виды системообразующей деятельности.

Решения данной проблемы видится в умении педагогов выстроить иерархию целей, объединяющих все компоненты педагогической системы. Выше мы отмечали, что образовательная система РФ задает целеполагание для педагогической системы конкретного образовательного учреждения. Цели общего среднего образования, изложенные в Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе), в основном повторяют положения Закона об образовании. Они представляют собой перечисление социально значимых характеристик личности: физически здоровая, духовно богатая, высоконравственная, разносторонняя, творческая, уважающая традиции и культуру своего и других народов, права и свободы человека, отличающая гражданственностью, патриотизмом, ответственностью перед собой и обществом, обладающая целостным мировоззрением, экономической культурой, познавательными интересами, овладевшая общеучебными умениями, навыками самообразования. Другое дело казачьи школы. Здесь еще не всё ясно. Чем отличаются от обычной? Какие ставят цели? Через какие виды деятельности их реализуют? Какова идеальная модель выпускника школы? Какова профессиональная ориентация школьников? И другое.  Прежде всего, отметим, что педагогическая система конкретного образовательного учреждения не может возникнуть в результате приказов, постановлений или желания администрации школы. Создание педагогической системы это кропотливая, целенаправленная работа педагогического коллектива школы. Вначале создается концепция (идеология) школы. Затем определяется тип будущей системы – гуманистический или авторитарный. Формируются цели и задачи, что очень сложно, и очень важно. Прогнозируется идеальная модель выпускника школы. Далее идет поиск одного или нескольких видов системообразующей деятельности. Исследователи отмечают, что деятельность в школе бывает чрезвычайно разнообразна, но не все виды её могут быть системообразующими, даже такой как, например учеба. Для системы важна, прежде всего, та деятельность которая реализует интегрирующую функцию её обеспечивающую эффект соединения людей (педагогов, учащихся и их родителей) по интересам, ориентирам и общим делам. Выделяют виды системообразующей деятельности: воспитательные комплексы; воспитательные центры; воспитание «большими дозами».

Наиболее часто встречается последний вариант воспитание «большими дозами» - годовой цикл школьных ключевых дел. Воспитательные комплексы – это превращение школы после уроков в дом творчества. В школе функционирует значительное количество кружков, клубов, секций, студий, где школьники могут удовлетворить свои познавательные интересы и развивать природные способности. Другой вариант – работа воспитательных центров. Такими центрами могут стать школьный музей, спортивный комплекс, библиотека, мастерские, пришкольный участок, живой уголок, оранжерея, компьютерный класс и др. Эти центры не просто повторяют работу кружков, но каждый из них развивает определенное направление в школьной системе, превращаясь таким образом в подсистему.

Значительно сложнее в процессе организации совместной деятельности взрослых и детей выстроить отношения, которые могут быть субъект – объектными (авторитарный тип системы) или субъект – субъектные (гуманистический тип системы). Какой тип системы необходим и достаточен для казачьей школы? Если цель школы воспитать будущего защитника отечества, с соответствующим переходом выпускников в другую педагогическую систему профессионального образования (различные виды и типы военных училищ), то для силовых структур преобладающий тип отношений авторитарный. Если другие цели, то целесообразно моделировать гуманистический тип педагогической системы школы. Ядром пе6дагогической системы школы выступает школьный коллектив, объединяющий детей и взрослых. Дискуссии о коллективах и необходимости его создания в школе продолжаются. На наш взгляд коллектив нужно создавать. Однако работать с ним нужно профессионально. Если система авторитарная, то главная задача коллектива – наведение порядка. Если система гуманистическая, то цель его – создание благоприятных условий для развития и жизнедеятельности каждого человека. Немного истории. Для казачества идея коллективизма, общинности, соборности, взаимной выручки и поддержки всегда была ведущей. Однако нельзя не вспомнить, что казак – воин подчинялся приказу, а решали проблемы станичники сообща, демократично, в «казачьем кругу». На Кубани этот элемент гражданского общества способствовал обсуждению и решению различных вопросов от экономических до социального контроля над поведением членов общины. Таким образом, корни традиционного коллективизма связаны с нашей историей. Школа расположена в определенной природной среде, взаимодействие со средой, с системами более высокого порядка – одна из признаков характеристики системы. Поэтому педагогическая система школы – открытая система. В отношениях с окружающей средой и проверяется прочность и надежность системы. Гуманистическая педагогическая система, с одной стороны осваивает положительный потенциал окружающей среды, включая его в систему, с другой стороны как бы приспосабливается к ближайшему окружению школы.

Управление педагогической системой школы дело трудное, требующее высокого уровня профессионализма. Педагогическая система явление развивающееся, динамическое, требующее анализа, прогноза, творчества, принятия четкого управленческого решения, чтобы поддерживать режим развития системы.

Литература:
1.  Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) – М,: Изд-во «Совершенство», 1998. – 608 с.
2.  Колесникова И. А. Педагогическая реальность: опыт нежпарадигмальной рефлексии. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001 – 288 с.
3.  Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под. Ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. - М.: - Педагогическое общество России, 1999. – 264 с.
4.  Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений /Под ред. Т. И. Шамовой. – М.: Гуманит. изд. Центр. ВЛАДОС, 2001. – 320 с.

Научно практическая педагогическая конференция по вопросам организации классов и школ казачьей направленности – Краснодар, 2007.