Карта казачьих отделов ККВ
Версия для печати

Первое на Кубани казачье профессиональное училище

15.05.2009. Количество просмотров: 578

 

Лукаш Сергей Николаевич,
директор Краснодарского краевого общественного фонда культуры кубанского казачества «Линеец»,
кандидат педагогических наук

Палата Владимир Владимирович,
 директор ГОУ НПО ПУ №5 г.Армавира,
Заслуженный учитель Российской Федерации


Верим, что кровь миллионов наших братьев пролита
не зря она – залог нашего грядущего возрождения.

 Священник Вячеслав Гнеденко

 

Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного производства - все это привело наше общество к серьезным проблемам и внутренним конфликтам.

Современные данные статистики говорят о резком увеличении подростковой преступности. Растет число беспризорных детей. Дефицит идейных основ нашего образования таков, что у молодых людей зачастую наблюдается искаженное представление о добре и зле, отсутствие веры в будущее. И в конечном итоге, чего будут стоить знания, умения и навыки человека, если у него будут отсутствовать четкие нравственные ориентиры, если он будет безразличен к судьбе своей Родины, если его жизненной философией станет выражение – «после меня хоть потоп».

Данные негативные тенденции характерны и для Юга России и, в частности, для Краснодарского края. Следует отметить, что региональные власти предпринимают меры для ликвидации сложившегося неблагоприятного положения. В образовательной сфере они опираются на государственные нормативно-правовые документы: государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2005-2010 годы», «О воинской обязанности и военной службе», Федеральную целевую программу «Дети России» на 2003-2008гг, «Дети Кубани» на 2006-2008гг, «Профилактика безнадзорности и правонарушения среди несовершеннолетних» на 2003-2007гг, «Дети сироты» и ее подпрограммы».

Необходимо учитывать, что в Уставе Краснодарского края указывается на то, что наш край является территорией проживания кубанского казачества. Проводимые органами законодательной и исполнительной власти мероприятия содействуют его возрождению и развитию и направлены на реализацию и защиту гражданских, социальных и культурных прав и свобод  членов казачьих сообществ, развитие их активности, повышение престижности военной службы, осуществление культурно-оздоровительной и спортивной работы, предусмотренной федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.

В целях реализации в крае государственной политики по возрождению и развитию казачества главам муниципальных образований было предложено создать благоприятные условия для развития системы патриотического воспитания молодежи, укрепления нравственных основ общества, формирования у подрастающего поколения патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Начиная со второй половины 90-х годов, на Кубани складывается целостная система, которая включает в себя возрождение казачьей культуры, самобытных видов спорта кубанских казаков. В сфере образования растет число казачьих классов, казачьих школ, осуществляющих учебно-воспитательный процесс в соответствии с Постановлением главы администрации Краснодарского края от 11 августа 2004 года №799 «Об утверждении положения об образовании казачьих классов в общеобразовательных учреждениях на территории Краснодарского края».

Пять лет назад в этот процесс включилось и наше профессиональное училище ГОУ НПО ПУ №5 г.Армавира. В 2004 году была набрана одна экспериментальная группа казачьей направленности. Ребятам пошили форму. В учебную деятельность включили кружки: «Декоративно-прикладное искусство Кубани», «Народные ремесла», «История и культура кубанского казачества» и т.п. Проработав один год с казачьей группой, мы поняли, что без методической и методологической проработки вопроса далеко не уйдешь и вместо приобщения ребят к традициям и ценностям кубанского казачества можно добиться противоположного результата – навсегда оттолкнуть учащихся от казачьей культуры. Поэтому для групп казачьей направленности был разработан специальный учебный план для получения полного общего среднего образования по профессиям «слесарь по ремонту автомобилей (моторист)», «слесарь по ремонту автомобилей (электрик)» (2-4 разряды). В данный план за счет регионального и местного компонента включены такие разделы как «История Кубани и казачества», факультативы: «Культурное наследие Кубанского казачества», «Прикладная физподготовка», «Военная подготовка», «История православия».

За счет часов выделенных на дополнительное образование, ребята из групп казачьей направленности изучают: «Стрелковую подготовку», «Рукопашный бой», «Самодеятельную культуру казачества Кубани». Кроме этого при нашем ПУ №5 уже несколько лет успешно функционирует молодежный спортивный клуб «Веда» Армавирского казачьего районного общества. Ребята из казачьих групп почти в полном составе, после окончания занятий в училище, посещают этот клуб, которым руководит опытный педагог – молодежный старшина Анатолий Устименко.

Существенным шагом вперед для училища явился трехсторонний договор о совместной деятельности, заключенный между училищем, Лабинским отделом Кубанского казачьего Войска и Краснодарским краевым общественным фондом культуры кубанского казачества «Линеец». Итогом совместной деятельности явилась коллективная монография «Концепция казачьего профессионально-технического училища», в которой предпринята попытка осмысления методологических, концептуальных основ построения специального профессионального учебного заведения со статусом «казачье», готовящего специалистов начального профессионального образования для нужд региональной экономики и промышленности. Основные компоненты этой методологии представлены в виде педагогической системы, включающей в себя общественный заказ, систему ценностей и целей, содержание образования и воспитания, принципы и технологии учебно-образовательного процесса, конкретные методы решения образовательно-воспитательных задач.

Согласно разрабатываемой нами концепции учебно-воспитательный процесс ПУ №5 направлен на образование новых форм жизнедеятельности человека на основе возрождения казачьей культуры и традиций кубанских казаков. Его базовой воспитательной основой является процесс культурной идентификации личности, суть которого состоит в отождествлении юноши или девушки с казачеством на основе осознания и принятия общих культурных ценностей, стремления прожить свою жизнь в формах культурного бытия казачества.

В соответствии с этим социальные требования к профессиональному образованию нового типа формируются следующим образом: в процессе образования должен быть подготовлен человек, способный замысливать и осуществлять свою профессиональную деятельность не в качестве самодовлеющей цели (через выполнение узких операционально-заданных действий), а в качестве реализации устроения жизни в культуросообразных формах национальной самобытности.

Историко-культурные корни казачьего учебного заведения естественным образом делают возможным реализацию разрабатываемого проекта на основе возрождения культуры казачества как неотъемлемой части культурной жизни Юга России.

Основными ценностями образовательного учреждения казачьего типа являются:
- казачья культура, основанная на мощном православном корне, аккумулирующем духовные ценности тысячелетней православной цивилизации;
- традиционная казачья народная демократия ведущая свое начало с древнерусского вечевого права;
- устроение жизненного уклада, основанного на традиционных этических и эстетических принципах, что соответствует художественности казачьей культуры.

Возрождению культуры казачества присуща ориентация на глубинное «воспитание» в человеке истоков духовности, которая помогает обратить традиционную оборонно-охранительную миссию казачества на ликвидацию процессов внутреннего распада и кризиса. То есть, образ жизни казачества в современной социально-культурной ситуации приобретает новый смысл, когда «граница» пролегает теперь между честью и бесчестьем, доблестью и вероломством, совестью и безответственностью, правосознанием и произволом анархии, патриотизмом и продажностью, уважением к собственности и хозяйственным бесправием.

Одной из целей воспитательной работы училища является осуществление учебно-воспитательного процесса как условие формирования специалиста-профессионала, творчески усвоившего духовные ценности казачества, его культурно-исторические традиции.
Наше училище ставит задачу воспитать гражданина и «человека-профессионала» на основе ценностей и качеств, исконно присущих казакам. Это, прежде всего, ответственное отношение к делу, трудолюбие, инициатива, выносливость, трудовая смекалка, верность слову, самоуважение и чувство собственного достоинства.

Содержание воспитания заключается в том, что совместными усилиями преподавателей, мастеров производственного обучения оживляются казачьи культурные традиции, связанные с оформлением жизнедеятельности учащихся в соответствующих обрядах, ритуалах, основанных на традиционных ценностях и нравственных нормах.
В училище созданы все условия для работы инженерно-педагогического коллектива. Этому способствует четкое планирование учебно-воспитательного процесса, установление целесообразного объема и режима педагогического труда преподавателей. Основой составления расписания уроков является смена физического и умственного труда путем цикличного чередования теоретического и производственного обучения.

Одним из главных инновационных направлений работы педагогического коллектива является подготовка личности «информационного общества», умеющей принимать оптимальные решения, имеющей навыки выполнения исследовательских и творческих работ. Этому способствуют компьютерные технологии, широко применяемые в учебно-воспитательном процессе училища, которые успешно сочетаются с элементами других технологий.

Ставя задачу продвижения современного человека к «преданию», к истокам казачьей культурной традиции, нельзя не понимать, что современная социо-культурная ситуация характеризуется как детрадиционализированная. Культурное национальное самосознание    в результате экспериментов последнего столетия оказалось практически сведено к нулю, так что традиции во многом утратили свою объективную социальную базу. Чтобы избежать искусственного насаждения культурной традиции в принципиально изменившемся мире, необходимо учитывать современную динамику общественного развития, и принять точку зрения о том, что культурная традиция может быть включена в современный контекст жизни только как культурная  инсценировка, как событие символико-эстетического характера. Такой посыл, включенный в современный событийный контекст, обретает новый, нетрадиционный смысл, что дает возможность не прерывать живую связь поколений.

Воспитательный процесс в нашем училище строится на принципах целостности воссоздания культурной традиции методом «культурных инсценировок», исходя из требований внутренней полноты и завершенности событий «театра» казачьей культурной традиции. Метод «культурного инсценирования» является основным методом воспитательной деятельности в училище. Также используются ролевые игры, беседы, встречи с интересными людьми, фольклорные спектакли, выставки-показы работ, песенно-литературные композиции, экскурсии, коллективные творческие дела и т.п.                

Активно взаимодействует с педагогическим коллективом институт казачьих кураторов, сформированный из казаков Армавирского районного общества. С казачьими группами проводятся разнообразные воспитательные мероприятия, связанные с казачьей тематикой. Педагоги училища и казачьи кураторы стремятся к созданию соответствующей казачьей культуре предметной среды, изменению форм поведения, убранства помещений, бытового уклада жизни, форм развлечений и традиционных занятий. Воспитатели стараются воспроизвести и духовный образ казачества, особенности мышления, мировосприятия, ментальности казаков.

Весомым воспитательным воздействием на процессы идентификации молодежи с культурой казачества является регулярное участие воспитанников в строевых смотрах, городских и краевых парадах, проводимых Кубанским казачьим Войском.

Участие церкви как важного духовного института осуществляется в направлении духовно-просветительской работы с воспитанниками. Лекции и семинары, проводимые отцом Вячеславом, настоятелем Свято-Николаевского храма в поселке Биофабрика, производят особое впечатление на учащихся.

Ребята из казачьих групп училища совместно с казаками Армавирского казачьего общества и родителями учащихся принимали активное участие в строительстве православного храма в городе Армавире, часовни и колокольни мемориального комплекса «Фордштадт».

Казачьи кураторы и педагоги училища при проведении воспитательных мероприятий стремятся к воссозданию соответствующей «атмосферы времени». Важным пропагандистским моментом является демонстрация социальному окружению училища стиля новой жизненной формы, проявляющегося в отношениях учащихся между собой и окружающими, в особенностях ношения казачьей форменной одежды, в традиционных приветствиях и т.п.

Таким образом, училище формирует своеобразное воспитательное пространство, включающее в себя, помимо самого училища, Армавирское районное казачье общество, военно-патриотический молодежный казачий клуб «Веда», православных священнослужителей, родителей учащихся. Научное руководство со стороны Фонда культуры кубанского казачества «Линеец» позволяет нам не повторять ошибок, связанных с недостаточной методологической проработкой содержания воспитания в учебном заведении со статусом «казачье».

В текущем учебном году большинство учащихся данного училища обучается по специальным программам, в основе которых региональный казачий компонент. Решением администрации края в феврале 2008 года нашему учебному заведению первому на Кубани присвоено звание «Казачье профессиональное училище».

Педагогический коллектив нашего казачьего училища намерен и далее всемерно расширять и презентовать избранный нами казачий образ жизни, привлекая новых сторонников идеи возрождения казачьего русского духа.
 

Статья напечатана в журнале «Современные гуманитарные исследования».-2008.-№ 4.-С. 146-149.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел: Система казачьего образования // Начальное профобразование

Рейтинг@Mail.ru