Карта казачьих отделов ККВ
Версия для печати

Декоративно-прикладной характер объектов труда школьников

13.02.2013. Количество просмотров: 357

Дурнев Станислав Евдокимович – кандидат педагогических наук,
доцент кафедры теории и методики профессионального образования
АГПА (г. Армавир)



Содержательны и интересны для учащихся технологические сведения, освещающие истории открытий и развития технологий производства изделий из древесины и металлов. Значительная часть приводимых сведений носит для школьников оригинальный характер, например, о совершенствовании материалов, инструментов и приспособлений для ковки, резьбы по дереву, сравнение технологий ручной и машинной обработки, об изготовлении изделий в условиях производства.

Ни одной выставки, олимпиады по технологии, школьной ярмарки не обходится без работ учащихся декоративно-прикладного характера. Это и понятно – ведь некрасивые, убогие изделия просто никто не выставляет, а если и делает это, то их обычно не замечают. Другое дело, что в школах часто увлекаются внешней привлекательностью изделий, забывая о технико-технологических требованиях, которые предусмотрены в образовательном стандарте. Происходит это тогда, когда объекты труда рассматриваются как самоцель, а ведь они лишь средство для достижения учебно-воспитательных и развивающих целей.

Несмотря на существующие проблемы, народное искусство остается плодотворным источником формирования трудовой и художественной культуры. Оно всегда украшало народный быт, труд и праздники, особенно в истории казачества на Кубани. На примерах изделий декоративно-прикладного искусства можно изучить практически все содержание образовательных стандартов по технологии. При этом одновременно открываются широкие возможности для развития творческого потенциала учащихся, их эстетического и патриотического воспитания.

Обращение к научным публикациям показало, по мнению К.А. Скворцова, что основная сложность при разработке программы состоит в том, чтобы совместить операционную систему трудового обучения, построенную на изучении отдельных операций обработки материалов (строгание, сверление и др.) с декоративно-прикладным искусством, которое традиционно делится по видам обработки материалов (резьба по дереву, гравировка, дифовка и т.д.). Необходимо подобрать систему объектов труда, отвечающих логике изучения декоративно-прикладного искусства. При этом на примере их изготовления учащиеся должны знакомиться с элементами черчения и графики, основами электротехники, использовать знания, полученные на уроках физики, химии, изобразительно искусства, истории и ряда других школьных предметов [7].

Все учебные изделия в рекомендациях К.А. Скворцова выбираются с учетом целого ряда психологических особенностей обучаемых, поскольку только в этом случае возникает интерес и появляется мотивация к дальнейшей учебно-познавательной деятельности. Кроме того, выбранные объекты труда (игрушки) открывают широкие возможности для развития творчества, которое может быть реализовано более полно в проектной деятельности, и, наконец, могут быть выполнены в школьной мастерской, а недостающие инструменты изготовлены самими учащимися.

Одна из первых культур, которую создал человек в процессе познания и общения, – это игровая культура. Если рассматривать социокультурные признаки основных институтов общества – семьи, образования, государства, армии, спорта и других, то можно заметить, что игра сопровождает человека с младенчества до зрелого возраста и занимает существенное место в его жизнедеятельности. Игровую практику он начинает получать в семье и в процессе образования и воспитания. Можно сказать, что игра (игрушка) стоит к юному человеку ближе всего. При этом она должна использоваться не в форме развлечения, а в форме созидания. Школьники мало сочиняют, фантазируют, рисуют, моделируют, конструируют, т.е. больше исполняют, чем творят [1].

Художественное проектирование и изготовление игрушек, будучи составной частью духовной и материальной культуры, являются одновременно и важным принципом, формой и методом обучения.

Игрушка как объект труда вбирает в себя все те требования, которые предъявляются к художественному проектированию и изготовлению любой вещи. Кроме того, она вызывает неподдельный интерес не только у школьников, но и у взрослых.

Игрушка – синтетический вид изобразительного искусства, граничащий со скульптурой, декоративно-прикладным искусством, художественным конструированием. Игрушки отражают уровень культурного развития общества. Их изготавливают из самых разных материалов: дерева, кости, янтаря, олова, пластика, жести и других. Главная их функция – игровая [1].

Динамическая игрушка является одним из лучших объектов труда для школьников. По этому поводу соратник А.С. Макаренко талантливый педагог В.Н. Терский писал: «Изобразительные искусства очень разнообразны и дружат они с техникой. Начало этой дружбы можно увидеть в умных и красивых движущихся игрушках, которые представляют собой и произведения искусства, и произведения техники». На это обратили внимание и другие педагоги, практиковавшие изготовление таких игрушек в школе.

В результате появились образцы их, выполненные из плотного картона или фанеры. Одной из модификаций игрушки на движущихся планках стали «Фехтовальщики», в конструкцию которых были добавлены две дополнительные разворачивающиеся детали (рисунок 1) [5].

Игрушки на подвижных планках и дергуны, как наиболее простые, уже вошли в арсенал школьных объектов труда. Вместе с тем, учащимся можно предложить изготовить динамические игрушки, основанные на других механизмах. Так, с балансным механизмом можно сделать из фанеры «Солдата-барабанщика» (рисунок 2).

Самой древней игрушкой, сохранившейся до наших дней, является керамическая, но, возможно, первой в жизни человеческого общества была деревянная. Этому способствовало обилие лесов. Но, к сожалению, дерево – материал недолговечный. Известно, что в XVIII-XIX вв. господствовала деревянная игрушка. В XX веке в связи со стремительным развитием техники и появлением новых материалов игрушки начали делать из металла, резины, пластмассы и др. Ручное производство вытесняется промышленным, и появляются штампованные игрушки, которые не так интересны, как сделанные мастером и несущие в себе природную теплоту материала и заряд энергии человека.

К сожалению, самодельные жестяные игрушки легко мнутся. Именно поэтому в школе из этого материала лучше делать декоративные фигурки, которые могут выполнять функцию, например, подсвечника. К примеру, игрушка-качалка «Конь-тяжеловоз» [2] может быть спроектирована и выполнена различных размеров, но в нашем примере это будет настольная игрушка. И начинается разработка с обсуждения с учащимися видов животных, их характерных признаков.

На плоскости (классной доске) рисуются силуэт животного или силуэт только его головы. Далее определяют основные признаки того или иного образа. У тяжеловоза массивное туловище, мощные ноги, шея, голова. Туловище животного делают упрощенной формы. Оно может быть одинаковым у всех игрушек. После этого по рисунку учащиеся выполняют в одной проекции эскизы деталей и проставляют их размеры. (Толщина каждой детали должна составлять 40 или 45 мм.)

Изготовив все детали, учащиеся собирают изделие, крепя детали на клею и шканцах. Собранную игрушку раскрашивают красками или, сохраняя красивый рисунок текстуры древесины, покрывают бесцветным лаком. Так, мы заимствовали из статьи Ф.Ф. Бандуристого [2], в которой автор предлагает различные варианты, игрушки, посильные для выполнения школьниками. На рисунках 3-6 приведены виды коней-качалок и эскизы деталей к ним.

Такие игрушки могут быть объектом труда на уроке, темой творческого проекта или исследовательской работы, а также объектом кружковой деятельности. Учащиеся проявляют огромный интерес к их изготовлению. Игрушка позволяет ученику реализовать потенциальные творческие способности. Делать ее могут ученики разного возраста, мальчики и девочки. Игрушка относится к тем объектам, изготовив которые, ученики не хотят с ними расставаться. Многие старшеклассники и даже выпускники рассказывают, что они сохраняют изделия, сделанные еще в пятом классе.

Кроме того, они всегда востребованы как сувенир, подарок, товар и т.п. В качестве заготовок можно использовать обрезки столярного производства, тарную дощечку, фанерные ящики для посылок и др.

При изготовлении многих игрушек не обязательно выдерживать точные размеры, что снижает вероятность брака. Однако технология изготовления требует знаний и умений по обработке конструкционных материалов, что соответствует задачам образовательной области «Технология».

В основу методики обучения учащихся художественному конструированию можно положить характерные этапы профессиональной работы над изделиями, а в нашем случае – над игрушками. На начальной стадии разрабатывать общие соображения об особенностях и структуре изделия. Для этого следует анализировать различные образцы подобных и аналогичных конструкций, чтобы найти свой вариант. Затем в соответствии с общей идеей соединять отдельные детали в единое целое и получать варианты возможных компоновок и композиционных схем. При этом следует производить оценку каждого из предложений, анализировать их достоинства и недостатки, чтобы остановиться на варианте, который обеспечивает наилучшее состояние игрушки.

Вопрос единства обучения художественно-конструкторским навыкам не так прост, и нельзя достичь успеха, если организовать подготовку только посредством их механического соединения. Любое представление о художественном изображении или другом объекте творческого замысла декоративно-прикладного искусства или технического мастерства невозможно без учета материала.

Занимаясь художественно-конструкторской деятельностью на уровне знакомства, соединяя первоначальные приемы с художественной выдумкой, учащиеся приобщаются к созданию изделий не только полезных, но и красивых, внося в них эстетическое начало. Художественное начало органически сливается с технологическим образованием, помогает воспитывать у школьников трудовые качества, способствует эстетическому обогащению.

Таким образом, нам удалось кратко представить методические особенности обучения художественно-конструкторской деятельности и художественной обработке материалов и установить из анализа школьной практики, что такая технология требует специальной подготовки учащихся, наличие образцов изделий, наличие материала для обработки, инструментов, проведения подготовительных работ, увлеченности и мастерства учителя, оценки хода и результата.

Примечания:

1. Бандуристый Ф.Ф. Динамические игрушки [Текст] / Ф.Ф. Бандуристый // Школа и производство. – 2005. – № 6.– С. 38-66.
2. Бандуристый Ф.Ф. Карандашница и игрушка-каталка [Текст] / Ф.Ф. Бандуристый // Школа и производство. – 2007. – № 4. – С. 33.
3. Герасимова Т.В. Изготовление бубенчика способом дифовки [Текст] / Тыс.В. Герасимова // Школа и производство. – 2006. – № 5. – С. 21-26.
4. Рыхлицкий С.Г. Изготовление игрушки на уроке [Текст] / С.Г. Рыхлицкий // Школа и производство. – 2005. – № 5. – С. 57-61.
5. Скворцов К.А. Обработка древесины (5-й класс) [Текст] / К.А. Скворцов // Школа и производство. – 2005. – № 2. – С. 39-43.
6. Скворцов, К.А. Брелок и пряжка в технике пропильного металла [Текст] / К.А. Скворцов // Школа и производство. – 2006. – № 1. – С. 23-29.
7. Скворцов К.А. Декоративно-прикладное направление в обучении техническому труду [Текст] / К.А. Скворцов // Школа и производство. – 2005. – № 1. – С. 52-59.



Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / под ред. Н.Н. Великой, С.Н. Лукаша. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012. – 216 с.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел: Система казачьего образования // Современная казачья педагогика

Рейтинг@Mail.ru