Карта казачьих отделов ККВ
Версия для печати

Формирование социально-полезного поведения молодежи с использованием идей казачьей педагогики

29.01.2013. Количество просмотров: 377

Могилевская Анна Григорьевна – педагог дополнительного образования (г.Темрюк)

 

Молодежь – стратегический ресурс общества. От того, с каким багажом знаний, умений, духовного опыта она выйдет в самостоятельную жизнь, зависят перспективы социально-экономического, культурного, информационного развития государства. 

В формировании устойчивой и динамичной системы социализации молодого поколения важную роль играет сформированность системы ценностей, обеспечивающих осознанное, а не бессознательное стремление к определенному стилю жизнедеятельности, который соответствует его желаниям и потребностям [1].

Важной составляющей образования является целенаправленное формирование у подрастающего поколения устойчивого способа жизнедеятельности человека, который в научной литературе характеризуется как «образ жизни и социально полезное поведение».

Образ жизни – совокупность способов и форм жизнедеятельности, присущих той или иной личности, группе, обществу [5]. Образ жизни – это категория, обозначающая совокупность типичных для индивида или социальной группы форм и способов жизнедеятельности, раскрывающая содержание поведения, общения и деятельности человека в тех или иных сферах социальной и культурной жизни, фиксирующая единство объективных условий (определяемых, преимущественно, непосредственной средой существования, характером общественных ценностей, духовно-нравственным климатом общества) и субъективных обстоятельств (профессия, возраст, ценностные ориентации, интересы, мотивы и цели деятельности).

В структуру образа жизни включается преобразовательная, коммуникативная, познавательная, медико-педагогическая деятельность; способы удовлетворения материальных и духовных потребностей; формы участия людей в общественно-политической деятельности и в управлении обществом [6].

Образ жизни – это прежде всего определенное качество жизнедеятельности, критериями которого являются: уровень сформированности и развития человека как субъекта культуры (характер и содержание его ценностей и соответствующих форм деятельности в различных сферах культурной жизни – художественной, духовно-нравственной, экологической и т.д.), а также его способность максимально использовать социокультурную среду и сферы жизнедеятельности в качестве пространства развития и реализации своих творческих сил и способностей. Эта категория образа фиксирует стабильное, повседневное, обыденное, устойчивое, повторяющееся существование индивидуумов в окружающей среде, указывает на наличие некоторой закономерности в поведении субъекта, а значит, и на возможность управления этим процессом.

Наибольшее распространение получили исследования образа жизни во взаимосвязи со здоровьем – "здоровый образ жизни" (Н.М. Амосов, П.И. Брехман, И. М. Быховская, В. И. Жолдак, К. Купер, Ю.П. Лисицын, А.Ф. Полис, С.В. Попов, Ф.Г. Ситдиков, Б.Н. Чумаков и др.). По мнению исследователей, здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Формирование здорового образа жизни рассматривается как обязательный компонент воспитательного процесса. Привитие норм здорового образа жизни предполагает: овладение правилами личной гигиены, знакомство с правилами питания, формирование норм здорового образа жизни, отрицательного отношения к вредным привычкам, осознанное соблюдение норм здорового образа жизни.

Другая сторона образа жизни – социально-полезное поведение – обычно идентифицируется с правовым или правомерным поведением. Анализ научно-педагогической литературы показал, что в ней получили наибольшее распространение исследования, посвященные выявлению причин и корректировке правонарушений и девиантного поведения. В то же время содержание и технологии формирования социально-полезного поведения, обеспечивающего социализацию, остаются недостаточно изученными.

Одной из главных проблем в формировании социально-полезного поведения молодежи является то обстоятельство, что средства массовой информации современного российского общества формируют в сознании молодежи установки на жизненный успех, достижение материального благополучия, но само общество, к большому сожалению, не способно в полной мере предоставить молодежи возможность осуществления этих потребностей, в частности, обеспечить бесплатной учебой, высококвалифицированной работой, высокими доходами. «Невозможность добиться жизненного успеха вызывает стрессовые ситуации и часто подталкивает молодых людей на преступления, использование наркотиков, усиливает отчуждение от общества. Нарушение социальных связей личности с социумом, характерное для современного состояния нашей страны, усиливает тенденции отчуждения, социальной апатии личности, ухода в себя, ведет к социальной деструкции [2].

Формирование социально-полезного поведения возможно только в реальной социальной среде, в которой, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки, а с другой – общество посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности, такие, как потребности, интересы, ценностные ориентации, способности к дальнейшему развитию.

Можно предположить, что решение проблемы формирования социально-полезного поведения следует строить на глубинной потребности личности в признании со стороны других, в групповой защите, а также в самореализации, ожидании позитивной оценки со стороны своих – референтных групп и общностей.

Большие возможности в формировании социально-полезного образа жизни, по нашему мнению, содержит в себе педагогика казачества. Педагогика казачества – социокультурная концепция воспитания, основанная на традициях и инновациях культуры казачества Юга России. Базовой основой данной концепции в историко-культурной ретроспективе выступает система казачьего воспитания, являющаяся выразителем воспитательного потенциала казачьего культурогенеза. Развиваясь вначале как этнопедагогическая производная казачьей культуры, система казачьего воспитания в более позднее время под влиянием процессов диверсификации и регионализации образования на Юге России обретает характер целенаправленной деятельности педагогов по созданию определённого образа жизнедеятельности детей, способствующего усвоению ими ценностей, идеалов и смыслов казачьей культуры [3].


Педагогика казачества – совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве. Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, она сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитательных традициях разных народов. Педагогика казачества как целостная система воспитания намного шире и всеобъемлющая по сравнению с другими системами воспитания, рассчитанными на определённые элиты, сословия или группы людей.


Культура казачества, объединив в себе культуры различных народов, выработала существенные качественные основы духовности и нравственности личности. Педагогический потенциал культуры казачества заключается в личностной направленности воспитания, приоритете нравственных, моральных установок, доминанте патриотизма и гражданственности, ориентации на семейные ценности. Использование культуры казачества в воспитании учащихся может существенно способствовать модернизации образовательного процесса современной школы [4].

В основе казачьей системы воспитания лежит сама жизнь казака, его хутора, станицы, войска, само историческое предназначение казачества. А весь уклад жизни казака основывался на идеалах православия, служения Отечеству, трудолюбия и демократии как организованной свободе в широком понимании.

Опыт и традиции казаков широко используют передовые учителя. В настоящее время в одном только Краснодарском крае около 1500 классов и групп казачьей направленности, десятки школ, профессиональных училищ и лицеев со статусом «казачий», шесть казачьих кадетских корпусов. Сегодня педагогика казачества – это десятки тысяч учащихся и их родителей, учителей, казаков-кураторов, священнослужителей, объединенных в едином образовательном пространстве.

На использование педагогики казачества в формировании социально-полезного образа жизни нацеливают реальные потребности в образовательной сфере и профессиональной подготовке кадров, а также постановления органов власти. Так, например, «Концепция государственной политики Краснодарского края в отношении кубанского казачества», принятая Законодательным Собранием Краснодарского края в 2011 году, предписывает «возрождение и распространение исторических, культурных и духовных традиций кубанского казачества в воспитательном и образовательном процессе» в учреждениях общего и профессионального образования.

С созданием в Краснодарском крае этнографического комплекса «Атамань» значительно увеличились возможности ознакомления молодежи с образом жизни казаков. Представители образования широко практикуют проведение экскурсий и воспитательных мероприятий на ее базе. «Атамань» – это Кубань в миниатюре, здесь как в зеркале отразились образ жизни, поведение, традиции, быт, культура казаков.


Примечания:


1. Иванова Н.К. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников [Текст]: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Н.К. Иванова. – Самара, 2000. – 25 с.
2. Комаров М.С. Социология [Текст] / М.С. Комаров. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – 462 с.
3. Лукаш С.Н. Воспитание подрастающих поколений в традициях и инновациях культуры казачества Юга России [Текст]: Автореф. дисс. док. пед. наук / С.Н. Лукаш. – Ростов-на-Дону, 2010. – 40 с.
4. Лукаш С.Н. Воспитательные ценности культуры казачества [Текст]: Монография / С.Н. Лукаш. – Армавир: РИЦ НЧОУ ВПО АЛСИ, 2008. – 308 с.
5. Словарь-справочник по педагогике [Текст] / Авт.-сост. В.А. Мижериков / Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448 с.
6. Соколов С.В. Социальная философия [Текст] / С.В. Соколов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 400 с.



Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / под ред. Н.Н. Великой, С.Н. Лукаша. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012. – 216 с.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел: Система казачьего образования // Современная казачья педагогика

Рейтинг@Mail.ru