Карта казачьих отделов ККВ
Версия для печати

Использование казачьих подвижных игр в учебном процессе

16.02.2013. Количество просмотров: 214

Калиненко Евгения Васильевна – учитель физической культуры МОУ СОШ № 9
Новокубанского района Краснодарского края (ст. Советская)



В многообразии средств физического воспитания детей школьного возраста особое место, в виду своей универсальности, доступности и эмоциональности, занимают народные подвижные игры. Несмотря на отмечаемую многими специалистами педагогическую ценность народных игр, они до настоящего времени не нашли должного применения в практике физической подготовки старших школьников, обучающихся в средних казачьих классах. Кроме того, до настоящего времени не разработан комплексный подход к оценке подвижных игр, учитывающий не только их организационно-педагогические признаки, но и параметры предъявляемых нагрузок. В связи с этим физическое воспитание детей и молодежи казачества целесообразно ориентировать на активное использование в практической деятельности элементов исторически сложившейся казачьей системы физического воспитания, что будет способствовать культивации среди занимающихся патриотических идей.

Известно, что народные подвижные игры являются универсальным средством физического воспитания и формой усвоения социальных взаимоотношений в конкретной этнической среде. Изменившиеся общественно-исторические условия вызывают необходимость не только возрождения традиций военно-прикладной подготовки казаков, но и научного обоснования эффективности использования казачьих игр и состязаний в физическом воспитании. Весьма актуальной представляется проблема разработки педагогических технологий использования самобытных казачьих подвижных игр в учебном процессе образовательных учреждений кубанского казачества.

Учителя физической культуры должны поставить перед собой цель – повысить эффективность физической подготовки кадетов казачьего класса путем использования в составе ее средств подвижных игр кубанского казачества, ориентированных на приобщение занимающихся к традиционным казачьим культурным ценностям. Технология применения казачьих подвижных игр в физической подготовке кадетов старших классов основана на замене современных физических упражнений, спортивных и подвижных игр на соответствующие им по параметрам нагрузки и организационно-педагогическим признакам народные игры казаков. Это позволяет включать казачьи игры в содержание занятий, не снижая эффективности решения поставленных педагогических задач. Реализация технологии использования казачьих подвижных игр в составе современных средств физической подготовки в старших классах способствует приобщению занимающихся к историко-культурным традициям казачества. Приводит также, как и традиционная программа, к положительным изменениям показателей морфофункционального развития и двигательных способностей, а по ряду тестов даже обеспечивает достоверное преимущество уровня функционального состояния физической подготовленности кадетов.

Для поддержания на уроке высокого эмоционального фона и интереса занимающихся необходимо разнообразить выполняемые упражнения. Традиционный программный материал следует чередовать с народными казачьими играми, рекомендованными для соответствующего возрастного контингента и отвечающими специфике обучения. Для этого целесообразно применять классификацию подвижных игр кубанского казачества по организационно-педагогическим признакам и детализированное описание казачьих игр, включающее задачи их использования и методические указания по проведению, изложенные в приложении. При разработке педагогических технологий использования казачьих подвижных игр в процессе физического воспитания занимающихся школьного возраста в образовательных учреждениях различного профиля необходимо руководствоваться программой действий, включающей:

1) выявление показателей физиологического воздействия средств тренировки, применяемых в учебном процессе;
2) определение параметров нагрузки казачьих подвижных игр;
3) идентификацию современных средств физической подготовки и самобытных казачьих игр по координационной сложности, направленности, интенсивности и величине предъявляемой нагрузки;
4) замену физических упражнений, спортивных и подвижных игр, рекомендованных типовой программой, на народные игры казачества с учетом педагогических задач обучения (казачьи игры следует дополнительно классифицировать по организационно-педагогическим признакам).

Вот несколько игр, применяемые мной в программе физической культуры в кадетско-казачьих классах.

«Лапта»

Это самая распространенная игра в мире. В этой образной игре развиваются и реализовываются сильные качества человека, которые находят применение в любой конкретной обстановке, в экстремальной ситуации: смелость, организованность коллективной мысли и совместных движений, чувство общности устремлений и действий, ловкость, быстрота реакции. В подобных играх истоки высоких чувств патриотизма, верности, боевых начал.

Вариант 1. Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта – круглая палка длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5-10 см. На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, а с другой – кон. Участники игры делятся на две равные группы. По жребию игроки одной группы идут в город, а другая группа водит. Горожане начинают игру. Метала лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водилы ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегуна. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в него на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегуна, они переходят в город. В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все игроки бьющей партии выступают в роли метал. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьёт мяч. Случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждёт, когда мяч забьёт следующий игрок, – тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим.
Правила игры. Подавалы не должны переступать черту города. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой. Партия города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.

Вариант 2. Переменки. На площадке проводится черта. За эту черту становятся двое из игроков. Подавала подбрасывает мяч, отбивала отбивает его лаптой. Остальные игроки, стоя в разных местах, ловят мяч на лету. Поймавший мяч на лету идёт отбивать его, а бывший отбивала переходит к ловцам. Если никто не поймал мяч, то его берёт тот из игроков, к которому он упал ближе, и возвращает его подавале. Если подавала поймает его на лету, то становится отбивалой, а подавалой становится тот, который удачно бросил ему мяч. Отбивала идёт к ловцам.
Правила игры. Подавале, ловя брошенный ему мяч, не выбегать за свою черту. Если он не поймал на лету возвращенный ему мяч, то подаёт его снова. В начале игры можно поставить условие, что игра считается законченной, если один из игроков набрал 10 очков, т.е. 10 раз отбил мяч так, что его никто не поймал.

Игра в шапку

Цель игры: развитие ловкости, внимания.

На площадке играющие садятся на землю, образуя круг, в центре стоит один из игроков. Сидящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.

Правила игры: шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед; если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в круг. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу.

Вариант игры: на ровной игровой площадке один из играющих («болван») садится на землю и ставит на своей голове шапку верхом вниз. Остальные играющие друг за другом перепрыгивают через сидящего, и кто первый свалит шапку, тот садится на место «болвана».

Категория: подвижные казачьи игры.
Развивает: внимание, ловкость.

Казаки

Цель игры: развитие внимания, ловкости.

Играющие мальчики выбирают себе начальника, который приказывает им строиться в шеренгу, поворачиваться, скакать в карьер, схватывать на бегу какой-нибудь приз, перепрыгивать через барьер или ров. Играющие попадают в цель камешками.
Правила игры: наиболее отличившиеся в игре и выполнении приказаний получают от начальника чины и знаки отличия.
Категория: подвижные казачьи игры.
Развивает: внимание, ловкость.

Крестик

Цель игры: развитие скоростной выносливости.

Играющие дети берутся руками попарно и становятся пара за парой. Выбираются «грыбаки» – пара, которая становится впереди всех на небольшом от них расстоянии. Сначала бежит первая пара игроков мимо «грыбаков». Бегущие должны бежать в одиночку, не держась за руки. «Грыбаки» ловят и бегут вместе с ними, взявшись за руки.
Правила игры: если один из бегущих будет пойман «грыбаками», не успев подать руку товарищу, то он и его товарищ становятся «грыбаками», а «грыбаки» становятся позади всех пар; если «грыбаки» не поймали ни одного из бегущих, то становятся на прежнее место, и бежит следующая пара, а та, что бежала, становится позади последней.
Категория: подвижные казачьи игры.
Развивает: скоростную выносливость.

Каши

Цель игры: развитие ловкости, силовой выносливости.

На игровой площадке дети становятся в кружок и один из них, бросая мяч о землю, говорит: «Дети, каши!» Мяч подскакивает, а играющие пытаются его поймать. Тот, кто поймал мяч, садится верхом на того игрока, который вместе с ним протянул руку к мячу, и снова бьет мяч о землю, остальные игроки стараются его поймать и т.д.
Категория: подвижные казачьи игры.
Развивает: силовую выносливость.

В три бабки

Цель игры: развитие ловкости, меткости.

Перед началом игры игроки конаются, т.е. берется палка, один игрок обхватывает ее рукой у нижнего конца, другой берется выше его руки и т.д. Последний игрок, взявшийся за конец палки, называется «верх», а другой «низ». «Верхи» бьют, а «низы» идут в поле.

Для этой игры в землю втыкаются три палочки (бабки): первая бабка, от которой бьют «битой» мяч, вторая втыкается недалеко от первой, несколько в стороне, а третья – шагов на 30-40 от первой. Играющие бьют по очереди. Бить можно только один раз. Ударивший мяч отходит ко второй бабке, куда идут и другие. Если мяч залетел далеко, стоящие у второй бабки перебегают к третьей, а если можно, то бегут и назад. Если же нет возможности бежать назад, то ожидают там удобной минуты, чтобы помчаться к первой бабке. Стоящие в поле стараются ударить мячом кого-нибудь из бегущих. Если это им удается, они все бросаются к первой или ко второй бабке, смотря по тому, куда бежать ближе и удобнее. Побежденные в это время стараются в свою очередь ударить мячом кого-либо из противников, и если им это удается и они вовремя убегут к бабкам, то продолжают бить, а если нет, идут в поле, а низы начинают игру. Иногда взаимное выбивание повторяется несколько раз.

Правила игры: выбивать можно только тогда, когда играющие находятся между второй и третьей бабками; забежав за ту или иную бабку, играющий вполне защищён от удара; кроме удара противника, стоящие в поле получают право бить мяч еще и тогда, когда кто-нибудь из них поймает мяч на лету.
Категория: подвижные казачьи игры.
Развивает: меткость.


Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / под ред. Н.Н. Великой,  С.Н. Лукаша. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012. – 216 с.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел: Система казачьего образования // Современная казачья педагогика

Рейтинг@Mail.ru