Карта казачьих отделов ККВ
Версия для печати

К вопросу о формировании стратегии воспитания учащихся начальных и средних школ применительно к Кубани

07.05.2013. Количество просмотров: 357

Манузин Е.В., к.и.н., старший преподаватель
Славянского-на-Кубани государственного
педагогического института


В формировании стратегии воспитания учащихся средних школ основная сложность состоит, как мне представляется, в своего рода конечном продукте — кого именно собирается выпускать школа. Данный вопрос не случаен и напрямую связан с уровнем развития общества и той целью, которую общество ставит перед собой в саморазвитии. Кто нужен обществу? 

Добродетельные христиане? Данная цель в условиях светского образования вряд ли осуществима и сама по себе в качестве цели воспитательной деятельности в рамках общеобразовательного учреждения устарела уже не менее чем на сто лет.

Строители коммунизма? Для страны, активно стремящейся к рыночной экономике, а фактически, к классовому обществу, социальному и экономическому неравенству, ценностные ориентиры (несмотря на попытки создать что-то похожее на организации октябрят, пионеров или комсомольцев) просто вступят в противоречие с жизненными реалиями.

Патриоты? Эти ближе к действительности, но судя по всему, как власти, так и наша система образования имеют весьма слабое представление как организовать процесс их воспитания. В конечном итоге все сводится либо к созданию организаций митингового типа, либо к насаждению регионального компонента, сводя саму идею к местечковому патриотизму — залогу будущего сепаратизма.

Исторически процесс воспитания в рамках структуры общеобразовательных учреждений развивался по следующему сценарию.

Дореволюционная школа России с 1880-х гг. испытывала значительное влияние религиозного компонента. Христианство неплохо подходило в качестве идеологии общества с классовым неравенством, а его усиленное насаждение в конце XIX в. объясняется значительным падением влияния религии на умы россиян со второй половины того же века под влиянием гуманистического и нигилистического мировоззрения российской интеллигенции. По мнению К.П. Победоносцева религиозное образование должно стать барьером на пути деструктивного для общества и государства атеизма.

В основе идеологических и методологических разработок принципов воспитания в православной педагогике лежат труды православных педагогов второй половины XIX в. П.Д. Юркевича и С.А. Рачинского. Если первый известен как автор теоретических разработок по православному образованию, то второй — практик, организатор системы церковно-приходских училищ конца XIX — начала XX вв.

Комплексная система православного воспитания согласно «Курсу общей педагогики» П.Д. Юркевича направлена на духовное становление молодых поколений в рамках сакральной культуры. Бог в его концепции – центральная идея человеческого существования, только в нем человек может найти счастье. Для этого задача воспитателя сводится к воспитанию человеческой личности на основе идеи «Богоподобия», путем воздействия на чувства или, как выражался сам Юркевич, «переместиться в сердце воспитанника». Особая роль в данном случае принадлежит семье, родителям, которые воспитывая ребенка в религиозном духе, выполняют служение, возложенное на них Богом. В данном случае мы наблюдаем типичную для всего XIX – начала XX вв. борьбу с зарождающимся материализмом, который, по мнению П.Д. Юркевича, страдает рядом недоработок, ограничивая духовную вертикаль воспитания.

Современная концепция православной педагогики вполне обоснованно указывает на невозможность использования либеральных и рыночных основ в формировании новой идеологии современной России. В качестве таковой ими мыслится российская патриотическая идея, внедряемая через общественные, в т.ч. образовательные структуры. Эта идея немыслима без православия. Отмечается значительная деградация духовно-нравственного воспитания, возникшая в системе образования во многом благодаря снижению воспитательной функции педагогики в угоду образовательной, при которой, якобы знание дается ради знания, наука ради науки, образование ради образования. (А. Осипов) Отсутствие смысла жизни у человека видится как следствие влияния атеизма, где жизнь его направлена на саму жизнь. В бессмертии души виден задаток, позволяющий стремиться к духовному самосовершенствованию.

Но даже в дореволюционной школе стараниями К.П. Победоносцева церковно-приходские школы не стали альтернативными и даже конкурентоспособными другим (например, земским, министерским) школам, став лишь дополнением к уже сложившейся структуре. В целом по России к 1912 г. в 44421 школе этого типа обучалось 2 миллиона детей.

Попытки организации патриотического воспитания в 1990-х — начале 2000-х гг. на Кубани привели к развитию в нем казачьего компонента.

В рамках школ складывается система, включающая классы казачьей направленности (на базе начальных классов), которые по достижении 5-го класса становятся кадетами ближайшего кадетского корпуса. Кадетами дети числятся до 9-го класса, когда им выдают удостоверения об окончании корпуса. Местные священники все чаще являются кураторами (духовными наставниками) подобных структур.

В военно-спортивные патриотические клубы входят учащиеся старших классов, сформированные в разновозрастные отряды. Занятия обычно проводят: преподаватель ОБЖ, преподаватель ДЮСШ, школьная медсестра, священнослужитель. Члены клуба посещают занятия, участвуют в благоустройстве военных захоронений и шефствуют над ними, участвуют в различных акциях общегосударственного и краевого масштаба.

Интерес к истории казачества растет по мере того, как ширится казачье движение.

Эффективность милитаристического компонента в воспитании общеизвестна. До революции в числе аргументов в пользу введения единой ученической формы казачьего образца приводились аргументы в ее пользу как объединяющего и организующего фактора, способствующего осознанию принадлежности казачат к узкому кругу «своих», посвященных.

В современных условиях дикого рынка и индивидуалистического самосознания военизированное воспитание также можно признать наиболее подходящим эпохе, однако, его казачий вариант, не представляется наилучшим. В первую очередь — это религиозное воспитание, неразрывно связанное с казачеством, и являющееся несомненным тормозом в современном воспитательном процессе.

Военно-патриотическое воспитание без религиозного влияния — насколько это возможно, решать, похоже, не нам, педагогам....



XIV Адлерские чтения. Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Российское общество: историческая память и социальные реалии»/ Адм. Краснодар. края, Краснодар. регион. орг. о-ва «Знание» России, Кубан. гос. ун-т. – Краснодар: Традиция, 2008.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел: Система казачьего образования // Современная казачья педагогика

Рейтинг@Mail.ru