Карта казачьих отделов ККВ
Версия для печати

Казачья система воспитания

26.01.2013. Количество просмотров: 343

Волков Олег Петрович – руководитель фонда возрождения казачьей культуры и театра казачьей песни «Степной дозор» (г. Невинномысск)


Проводя работу в классах и кружках казачьей направленности общеобразовательных учреждений, мы столкнулись с феноменом особого восприятия казачьего воспитательного пространства педагогами и руководством. Они принимают его как некое шоу, смесь фольклора и боевых искусств. Печально видеть, что педагоги не только не знают принципов казачьего воспитания, но и не могут понять, зачем оно нужно вообще. Воспитание казака – это не обмундирование учащегося в казачью форму, не обучение приёмам строевой подготовки и рукопашного боя, и тем более не мастерское владение холодным оружием. Всё это может освоить любой гражданин в военно-патриотическом клубе. Казачье воспитательное пространство – широкий пласт исторически сложившихся приёмов и методов воспитания истинных патриотов, защитников, исследователей и творцов России. Но не будем углубляться в историю, а попробуем расставить вехи принципов казачьего воспитания исходя из традиций наших предков.

Первым делом устанавливался постоянный контроль над процессом воспитания подрастающего поколения. Матери выносили маленьких детей вечером из хаты, показывали им звезды и говорили: «Гляди, малыш, это глаза наших предков, они внимательно смотрят за тобой, когда ты закончишь свою земную жизнь и присоединишься к ним, сурово спросят тебя о том, что ты сделал на земле». Тем самым они закладывали в детях ответственность за свои поступки.

Далее принимали эстафету крёстные родители ребёнка. Считалось, что родные отец и мать могут отнестись к нему предвзято, слишком мягко или напротив очень строго. На этом этапе дети воцерковлялись и, приобщаясь к Православным ценностям, учились жить по заповедям Православной веры, одна из которых гласит: «Нет больше той любви, если кто положит душу свою задруги своя». Контроль становился двойным: Господь и предки.

Затем воспитательный процесс переходил в русло коллективной жизни, разделив детей по гендерному типу в разновозрастные воспитательные группы. Девочек как хозяек, хранительниц семейного очага и традиций, а мальчиков – как искусных воинов, защитников и добытчиков. Совместные игры детей были рассчитаны на то, что мальчики обретали опыт самообслуживания и ведения хозяйства, а девочки учились элементам боевого искусства, не раз спасавшего станицы, оставшиеся без защиты, от посягательства врагов.

Здесь надо отметить, что в процессе воспитания выстраивалась определённая вертикаль: более старшие, исходя из своего опыта, старались объяснить младшим правильную модель поведения. Контроль становился тройным: Предки, заповеди Православия и мнение коллектива.

И, наконец, самый важный элемент казачьего воспитания – это участие в воспитательном процессе всех станичников. Старики не считали за труд сделать замечание молодежи, родители не принимали эти замечания как придирки к их воспитанным и правильным детям, а прислушивались к замечанию и принимали меры. Детей, поступивших в учебные заведения, знала вся станица, ставила их в пример, а атаман приглашал их в правление, слушал рассказы об успехах, называл всех по имени и отчеству, как взрослых казаков. И тут уже нельзя было учиться спустя рукава. Контроль усиливался, общественное мнение сильно влияет на мотивацию выбора модели поведения.

На заключительном этапе воспитания добавляется контроль со стороны государства – государственная служба, проверка на верность присяге, на звание рыцаря Православия, на честь защитника и хранителя России.

Итак, в казачьем воспитательном пространстве существовало несколько степеней контроля качества воспитательного процесса, что позволяло с течением длительного времени поддерживать единую систему воспитания казака как достойного представителя своего народа.

Что же мы видим на современном этапе попыток возрождения казачьего воспитательного процесса? С течением времени утрачены практически все факторы, контролирующие воспитание.
– Мало кто почитает своих предков, а некоторые вообще не знают их.
– Православие в России само на пути возрождения после практически целого века забвения и гонений.
– После «перестройки» и развала союзного государства старые принципы коллективизма утрачены, а новые не созданы.
– Люди замкнулись в своём семейном кругу и очень болезненно принимают критику в свой адрес, однако с большим удовольствием критикуют сами.
– Граждане забыли свои обязанности, но очень хорошо помнят о своих правах, и поэтому вопрос о патриотизме становится неуместным (родина там, где больше платят), и это не их вина – утеряно национальное самосознание.
– Государство утратило контроль над процессом образования и воспитания, экспериментируя с чуждыми нам принципами и приемами, пришедшими с запада. Ценится не практическая работа, а вовремя поданный «липовый» отчёт. От педагога требуется такой объём документов, что вести сам процесс воспитания становится практически невозможно.

Но выход есть. На наш взгляд, возрождение казачьего воспитательного пространства возможно только при условии восстановления полного контроля над воспитательным процессом. Исходя из этого, возникла необходимость создать новые системы контроля либо возродить старые, адаптировав их к современным условиям.

Помня, что «всё новое – хорошо забытое старое», целесообразно создавать казачий класс с первого класса начальной школы, а лучше – с подготовительной группы детского сада, где педагоги вместе с родителями должны восстановить первый фактор контроля – авторитет предков.

Затем смоделировать «крёстных родителей», обозначив на их место преподавателей и воспитателей, а так как у нас преподаватели в основном женщины, необходимо ввести в класс наставника (воспитателя) мужчину. На этом этапе желательно организовать посещение детьми Воскресной школы для изучения основ Православия и лучше всего вместе с родителями и педагогами для последующего воцерковления.

Следующий шаг – создать в классе несколько устойчивых групп по образу казачьих родов и актив класса впоследствии, начиная с пятого класса школы, преобразовав их в группы армейского образца с назначением казачьих чинов (званий) командному составу (активу) и введя награды для поощрения отличившихся.

На всём протяжении воспитательного процесса в школе важным условием будет постоянная связь с родителями. Необходимы совместные мероприятия, разбор успехов и неудач, чаще проводить родительские собрания, побуждая родителей занять активную жизненную позицию в отношении контроля воспитания.

Руководство школы как государственный фактор контроля должно активно участвовать в казачьем воспитательном процессе, не перекладывая контролирующие функции на педагогов, а стремясь помочь им, быть заинтересованным в правильном его функционировании. А заинтересовать их в этом должна городская и краевая администрация, создав несколько крепких казачьих классов, где педагогами будут казаки, знакомые с казачьим педагогическим пространством, направив финансирование на их развитие, контролируя реально качество педагогического процесса.


Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / под ред. Н.Н. Великой, С.Н. Лукаша. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012. – 216 с.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел: Система казачьего образования // Современная казачья педагогика

Рейтинг@Mail.ru