Карта казачьих отделов ККВ
Версия для печати

Народная культура Кубани в свете концепции этнохудожественного образования школьников

12.05.2013. Количество просмотров: 250

Мальцева Л.В., – старший преподаватель
Кубанский государственный университет


В статье представлен метод преподавания кубанского национального костюма на уроках изобразительного искусства. Представлена связь изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства в целях художественного образования и эстетического воспитания школьников на национальных традициях.

The article covers a method of teaching for Kuban national costume presentation in imitative arts classes. The relationship between folk, imitative and decorative arts has been shown, aiming based on national traditions artistic and esthetic school education.

Происходящие в нашей стране глобальные перемены пробудили интерес к истории родного края. Возвращение утраченного и восстановление разрушенного – признаки зрелости общества. Как известно, народная культура оказывает гуманизирующее влияние на духовный мир школьников направленная на развитие и использование всех творческих способностей. Воспитывать школьников на народной культуре Кубани – значит сохранить историческую преемственность поколений. На переломных этапах общества обостряется чувство самосознания школьников, возрастает интерес к своим истокам, корням национальной культуры.

В Краснодарском крае в последние десятилетия активизировалась тенденция к использованию традиционного народного искусства в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений. В общеобразовательных школах введен новый предмет «Кубановедение», который значительно расширил тематический план предметов эстетического цикла и в первую очередь – изобразительное, декоративно-прикладное и народное искусство, которое воспитывает школьников на традициях и обычаях Кубанских казаков, где они узнают историю своего края, культуру своего народа. Интерес к прошлому родной земли был всегда присущ людям, их волновало, какой была их страна в далекие времена, что происходило на этой земле, где они сейчас живут, учатся, работают.

Воспитание школьников на народной культуре Кубани – это необходимое эмоциональное, одухотворяющее начало в отношении личностей к окружающей их действительности, чтобы они познавали и преобразовывали окружающий их мир по законам природы и красоты. Народная культура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство способно активизировать, направлять, влиять на мироощущение школьников, воздействовать на убеждения, поведение и деятельность, что требует совершенствования связей «человек - окружающая среда» во всех проявлениях как единой составляющей учебно-воспитательного процесса.

Становление и возрождение национального самосознания школьников через приобщение их к культурному наследию своего народа. Необходимо комплексно включать в воспитательные процессы общеобразовательной школы проблемы изучения народного искусства во всем его этнохудожественном многообразии в культуре России. Восприятие произведений народного декоративно-прикладного искусства вызывает эстетические переживания и формирует в сознании школьников уважительное и бережное отношение к культурному наследию своего региона. Особую роль в формировании эстетического воспитания школьников в современном обществе играет изобразительное и декоративно - прикладное искусство, воздействует и обогащает не только эмоционально – чувственную сферу, но и способствует обретению необходимых практических умений, накоплению профессиональных навыков, самовыражению личности.

В процессе общения с изобразительным искусством приобретаются и накапливаются эстетические отношения в освоении знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей жизни. Произведения изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, вызывают эстетические эмоции, убеждают школьников в необходимости уважительного, бережного отношения к культурному наследию родного края.

Рассматривая проблему народной культуры Кубани в воспитании школьников, следует помнить, что Краснодарский край – это многонациональный регион. Со своей многонациональной культурой он требует ориентирования воспитательного процесса на этнокультурные потребности и интересы различных национальностей. Те робкие шаги, которые предпринимает общеобразовательная школа по сохранению и возрождению народных традиций, в основном через структуру образования, – сейчас это важная задача.

Реальные условия общеобразовательной школы позволяют на уроках изобразительного искусства школьникам изучать кубанский национальный костюм. Проводить связи изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Из этого следует, что вопросы приобщения подрастающего поколения к художественным, народным и эстетическим ценностям целесообразно строить на основе комплексного эстетического воспитания школьников, где народное искусство является средством создающего благоприятную обстановку для каждого школьника и обеспечения его духовного развития. Эстетическое воспитание также не может быть полноценным без такого важного компонента, как народное искусство, народная культура, которые способствуют формированию личности школьников. Изучение ими национального костюма помогает в творческом самовыражении, служит мощным средством эстетического, духовного и нравственного воспитания.

Изучать опыт своего народа, его традиции, видеть черты национального своеобразия в облике людей, в их одежде. Знать историю Краснодарского края, обычаи, тем самым формировать у школьников их самосознание. Ведь, к сожалению, мы оказались народом, страдающим утратой исторической памяти и корней. Кроме истории, потеряны еще и традиции, поэтому необходимо на уроках по изобразительному искусству рассказывать и показывать костюмы казаков. Сегодня мало кто из школьников знает, как выглядит костюм казаков и самое плохое, что некоторые еще и безразлично относятся к истории своего края. Поэтому перелом наступит только тогда, когда изменится отношение к культуре родного края, и мы будем великими, когда каждый из нас будет чтить и помнить свои традиции, при этом уважая традиции соседа. Начнем мы с костюма казаков, которые переселились на Кубань.

Казачий костюм стал результатом соседства с народами Северного Кавказа. Старинная казачья одежда очень древняя. Костюм казаков складывался веками, задолго до того, как степняки стали именоваться казаками. О том, что носили казаки в 1705 году, говорил в Посольском приказе атаман донской зимовой станицы Савва Кочет:"… платья де они носят по древнему обычаю, как кому из них которое понравитца: иные любят платье и обувь по черкески и по калмыцки, а иные обвыкли ходить в русских стародревнего обычая в платье, и что де кому лутче похочется, тот тако и творит". А дальше, как бы предупреждая Петра о том, что среди казаков петровские нововведения не приживутся, говорил: «А немецкого платья де никто из них казаков у них на Дону не носят, и мастеров, то есть портных, которые б немецкое платье могли делать, в городах их казацких не живут».

Петр I и не стал коверкать традиционную казачью одежду. Может быть, просто руки не дошли, а может, понял, что казачья одежда и вообще внешний вид – нечто большее, чем мода, и бритье бород и введение «немецкого платья» у казаков бескровными не будут. Но, скорее всего, царь – реформатор в совместных с казаками походах убедился, как приспособлена одежда казаков к боевой жизни в степи.

За столетия покрой их не изменился: это широкие шаровары – в узких штанах невозможно сесть на коня, да и ноги они будут стирать, и движения всадника сковывать. Так что те шаровары, что находили в древних курганах, были такими же, какие носили казаки и в XVIII, и в XIX веках. Рубахи были двух видов – русская и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или шелка. Степняки вообще предпочитали шелк другим тканям – на шелке вошь не живет. Сверху – сукно, а на теле шелк. Зимой носили нагольные полушубки, которые надевались шерстью на голое тело – так народы Севера носят кухлянку.

Из верхней одежды казаки издавна предпочитали архалук (тюрк. арка – спина, тюрк. лык – греть) – «спиногрей» - нечто среднее между стеганым татарским халатом и кафтаном. Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон - валенный из овечьей или верблюжьей шерсти плащ с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался, как кожаные вещи. На Кавказе балахон заменила бурка, а капюшон издавна существовал как самостоятельный головной убор – башлык.

Сапог было великое множество – без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдешь босиком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков – ичини и «чирики» – туфли галоши, которые надевались либо поверх ичиг, в которые заправлялись шаровары. Носили и «башмаки» – кожаную обувь с ремнями, названную так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи (тюрк. башмак – теленок). [2, 50]

Но казак более всего ценил одежду не за ее стоимость и даже не за удобства, которым славилась казачья «справа», а за тот внутренний духовный мир, которым была наполнена каждая деталь казачьего костюма. По верованиям древних, одежда – вторая кожа, поэтому коренные казаки никогда не носили чужую одежду, не совершив над ней очистительных обрядов, и уже тем более одежду с убитых. Надеть «чуждые покровы» означало войти «вволю» дарителя и потерять свою волю. Поэтому казак ни за что не надевал бы «шубу с царского плеча».

Награждая казаков, атаманы дарили им материал «на справу», но никогда не дарили атаманский кафтан. Особое значение имели казачьи лампасы. Считалось, что введены они впервые. Лампасы обнаруживаются на казачьей одежде, на одежде половцев и еще раньше – скифов. Так что при Платове ношение лампасов было только узаконено, а существовали они и прежде, знаменуя принадлежность их хозяина к вольному воинству. Не случайно так гордились и гордятся ими казаки.

В отличие от всех народов и сословий мира казаки, жившие в строгих рамках военного сословия, обязаны были носить стандартную униформу. Мельчайшие детали: пуговицы на мундире, серьга в ухе, особым образом повязанный башлык или надетая папаха – для казака были раскрытой книгой, паспортом, по которому он узнавал о незаконном собрате все. [2, 51]

Казачий чуб – такая же традиция, как лампасы и папаха. По одной легенде, сбитая на ухо шапка как раз и прикрывала его отсутствие, а чуб брили каторжных. Но эта версия оттуда, из легенды о «беглом» происхождении казачества. На самом деле часть савиров (севрюков) носили чубы даже во времена гуннов. Так они запечатлены на старинных фресках. Такой же древностью овеян и запорожский оселедец, вероятно заимствованный тюрками и славянами у готов, для которых он означал посвящение богу Одину. Хохол (хох – оол) у алтайцев и сейчас переводится как «сын неба». Интересно, что у персов (иранцев) слово «казак» и переводится как «хохол». Так что прическа, особенно в прошлом, – явление мистическое, сакральное. Донские казаки так объясняют чуб с левой стороны фуражки: справа ангел стоит – там порядок, слева черт крутит – вот казак и выходит. По традиции, в России усы были неотъемлемой частью военной формы. Кстати, в Отечественную войну усы носили гвардейцы.

Шапка – продолжение головы. У казаков папаха или фуражка играла огромную роль в обычаях и символике. Папаха с цветным верхом или казачья фуражка с околышем символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. На кругу казаки находились в шапках. Собственно, ими голосовали. Перед избранным атаманом шапки снимали, а он свою шапку надевал. Снимал шапку и выступающий. Если есаулец надевал ее обратно – значит, кто говорил, лишался слова. При возвращении с войны или службы казаки приносили шапки в дар родовым рекам, бросая их в волны. Казак, женившийся на вдове, приносил к Дону или Кубани фуражку погибшего казака и пускал ее по воде. В шапку зашивали иконы и написанные детской рукой охранительные молитвы. За отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги и приказы. Надежнее места не было - потерять папаху казак мог только с головой.

Серьги (у мужчин) означали роль и место казака в роду. Так, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду ребенок, где нет, кроме него, наследников по мужской линии, носил серьгу в правом ухе. Две серьги – единственный ребенок у родителей. Казаки традиционно следили за собственной внешностью. Исходило это, прежде всего из уставных требований об опрятности. [2, 52]

Кубанское казачье войско начало формироваться в конце восемнадцатого века, его основу составили запорожцы и донцы. В начальный период заселения края черноморцы сохранили одежду и вооружение, присущие запорожцам. Конные казаки носили синие шаровары, синий кунтуш, под который надевался кафтан красного цвета. В 1810 году была утверждена форма обмундирования черноморских казаков: шаровары и куртка из грубого сукна. Линейные казаки носили одежду черкесского образца. В начале 1840 года для черноморских казаков была установлена единая форма по примеру линейных. Эта форма стала единой и для сформировавшихся в 1860 году Кубанского казачьего войска. Комплекс мужской одежды состоял из: черкески, сшитой из черного фабричного сукна, шаровар темных тонов, бешмета, башлыка, зимой – бурки, папахи, сапог или ноговиц.

Рабочей обувью всем жителям Кубани служили башмаки из грубой сыромятной кожи с пришивной подошвой. Сапоги в конце 18 века носили только зажиточные представители казачьей старшины. [1, 85]

Покрой черкески целиком заимствован у горских народов. Шили её длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывавшем бешмет; рукава делали с широким отворотами. На груди нашивали подкладку для газырей; это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным набобом, украшением черкески. Красота и богатство казачьего костюма заключалась в том, чтобы в нем было больше серебра. Зимней одеждой у казаков служили шубы – кожухи, с глубоким запахом, с небольшим воротником из дубленых белых и черных овчин и стеганые на вате бешметы.

Основным элементом мужского костюма были рубаха с прямым разрезом ворота и штаны-шаровары. Рубаха доходила почти до колен, ее рукава были прямыми, под мышки вшивалась прямоугольная вставка – ласковица. Этот тип рубахи был известен на Украине и распространен по всей Кубани. В одежде линейных казаков проявилось южнорусское влияние. Это была тункообразная рубаха – косоворотка с разрезом ворота, расположенным на левой стороне груди, и со стоячим воротником. На Кубани встречались рубахи с прямым разрезом ворота. Мужские рубахи украшали вышивкой по низу, по краям рукавов, по вороту и на груди. Нагрудная вышивка располагалась узкой полоской вдоль бокового разреза, в виде двух более или менее широких полос по бокам прямого разреза. Праздничная мужская рубаха всегда украшали вышивкой, особенно свадебная.

Женский костюм – это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имел особый наряд, который отличался от иных если не совершенно, то деталями. Чем дальше в глубь веков, тем отчетливее видно назначение одежды: не только оберегать человека от жары и холода, от непогоды, но и от злых сил; быть паспортом и визитной карточкой одновременно. Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. В России замужние женщины носили «повойник» – показаться «простоволосой» было знаком невежества, дикости. Казачки носили кружевные платки, а в XIX веке – «колпаки», «файшонки» (от нем. слова «файн» – прекрасный). Носили они в полном соответствии с семейным положением – замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой. Все носили кружевные платочки. Без него появление женщины на людях было так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи.

Колец мужчины – казаки, как правило, не носили. Обычай это военный. Считалось, что казаки повенчаны со службой. Так что кольца – это в основном женская символика. Серебряное колечко на левой руке – девушка на выданье, «хваленка». Серебряное колечко на правой руке – просватана. Серебный перстенек с бирюзой (камень тоски и памяти) на правой руке – значит, сужены на службе. Золотое колечко на правой руке – замужем, на левой – разведенная. Два золотых кольца на одном пальце левой руки – вдова. Второе кольцо – умершего или погибшего мужа. И казак, получивший кольцо при венчании, на руке его не носил – носил в ладанке (кожаный или матерчатый мешочек, носимый на груди вместе с крастом). Кольцо привозили домой вместе с фуражкой или папахой, когда казак погибал в чужих краях. Были и другие символы, которые особенно не демонстрировались в женском костюме, но присутствовали. Таким символом, например, были ключи. Та, которая владела ключами от погребов, была полновластной хозяйкой в доме. И с этой минуты ей подчинялись все, в том числе и мужчины, если речь шла о домашних делах. [2, 49]

Традиционный женский костюм сформировался во второй половине девятнадцатого века. Он состоял из юбки и кофты, так называемая «парочка», являвшаяся как нательной, так и верхней одеждой. Шился костюм из фабричных тканей – шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты, или «кофточки», были разнообразных фасонов: приталенные по бедрам, с оборочкой – «басочкой», рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с «пухлями», на высоких или узких манжетах, воротник «стойка» или вырезан по объему шеи. Нарядные блузки украшали тесьмой, кружевом, строчками, бисером. Носили и блузки свободного покроя – «матене». Покрой у таких блузок был прямой и свободный. Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса из четырех, семи полок, каждая шириной до метра. Юбки внизу украшались кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками.

Нижняя юбка – «спидница» - обязательная принадлежность женского костюма. Шилась из тонкой белой светлой ткани с кружевами, часто орнаментировалась вышивкой. Современники так описывают костюм казачки: «… в праздник казачки любят пощеголять: костюмы ситцевые, шерстяные и шелковые, на голове красивые платки, на ногах полусапожки; на руках золотые и серебряные кольца; на шее у многих янтарные монисты; в ушах – золотые и серебряные серьги. Девушки в косы вплетают дорогие шелковые ленты. Все женщины заплетают волосы на голове вкруг».

Верхней зимней одеждой была стеганая «кохта» без воротника с широкими косыми полосами, образующими глубокий запах. Эта одежда считалась удобной, так как давала возможность выносить ребенка на улицу, не завертывая в одеяло. Необходимо отметить возрастные различия в одежде. Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек – невест и молодых женщин. К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную однотонную одежду упрощенного покроя.

Одежда детская похожа на одежду взрослого населения. Дети получали минимум одежды, часто донашивали старую одежду. Специальной формы свадебного платья не было; шилась обычная одежда, но из лучших тканей. Казаки на свадьбу надевали казачью форму.

К обрядной одежде относятся головные уборы невесты, свадебные костюмы, крестильные рубашки и траурные одежды. На смерть женщины часто оставляли свадебный костюм или шили специальные юбки и кофточки. Казаков хоронили в казачьей форме или в бешмете, а дорогостоящую черкеску оставляли близкому родственнику.

Особый интерес с точки зрения художественной и исторической представляет традиционный вид женской одежды – рубахи. В ней сохранились основы русского женского костюма; длинная рубаха туникообразного покроя с длинными пышными рукавами на манжете; ворот круглый, присборенный, с глубоким вырезом на груди. Рукав соединялся со станом квадратной ласковицей. Рубаха считалась верхней домашней одеждой. В бедных семьях рубаха с юбкой могла быть и свадебным костюмом. Шилась рубаха из домотканого конопляного холста. Рукава, ворот, иногда подол украшались вышивкой. Повседневные, очень скромно, а праздничные и особенно свадебные отличались богатой вышивкой на разрезе ворота и подоле, на рукавах. [4, 183]

Жили казаки на Кубани, хранили казачьи традиции, и для них не пустыми словами были такие понятия, как честь, доблесть, любовь к родной земле. [3, 194] Огромную роль в возрождении казачества сыграла кубанская творческая интеллигенция. Кубанское казачество снова в центре внимания. К тому, что происходит на Кубани, внимательно присматриваются в других российских регионах. И кто знает, может быть, правы те, кто утверждал, что подлинное возрождение России начинается именно отсюда.

Поэтому сегодня необходимо воспитывать школьников на национальной культуре, приобщать к художественным и эстетическим ценностям, что очень важно в духовном возрождении и обновлении всех структур общества. Все это нужно строить на основе комплексного эстетического воспитания, где народное искусство благоприятно влияет на каждого школьника и обеспечивает его духовное развитие.

Воспитывая школьников на изобразительном и народном искусстве, на народной культуре Кубани, всегда следует помнить, что каждый из этих видов имеет свои особенности.

Интерес к изобразительному искусству обнаруживается тогда, когда ребята обращаются к народному творчеству, к народной культуре своего региона. Казалось, выработанные веками каноны и формы фольклорного эстетического творчества, повысилась жизненная активность школьников, которая способна создавать материальные и духовные ценности в изобразительном, декоративно-прикладном и народном искусстве, в народной культуре своего народа. Нужно развивать эти ценности, что поможет мировоззрению школьников в изобразительном, декоративно-прикладном и народном искусстве.

В этом помогут не только уроки изобразительного искусства, но и занятия ребят в кружках, факультативах по изобразительному искусству, различные внеклассные и внешкольные мероприятия по изобразительному искусству (доклады, вечера, встречи с художниками, посещение музеев, выставок). Вся система воспитания и образования школьников – как можно больше помочь узнать о кубанской земле, в этом помогут интегрированные уроки, «Кубановедение», и изобразительное искусство, в тесной связи эти уроки будут интересными и познавательными.

Познавательный и научный подход к изучению изобразительной грамоты немыслим без эстетического воспитания школьников, без такой важной своей составной части, как развитой эмоциональной сферы личности, высокой культуры чувств, в реальной жизни, и в общении с искусством.

В связи с этим основной целью народной культуры Кубани в свете концепции этнохудожественном образовании школьников является изучение современного состояния проблемы с различных позиций и создание определенных педагогических, экономических и организационных условий в воспитании подрастающего поколения. Разработка программы по изучению народного искусства и народной культуры Кубани в непрерывной связи художественно-эстетическом образовании и воспитании школьников базируется на национальном характере образования, что способствует формированию чувства национального самосознания, уважения к историческому наследию своего народа через понимание народного искусства как части национальной художественной культуры.

Основные направления работы педагога по реализации концепции этнохудожественного образования сводятся к решению следующих задач:

использование потенциальных художественных, воспитательных и дидактических возможностей изучения декоративно-прикладного искусства Кубани как средство приобщения к национальной культуре;
формирование уважения и любви к историческим, народным, национальным традициям, обычаям и фольклору;
– расширение в практической учебной и внеклассной деятельности культурологического, краеведческого, эстетического и воспитательного элементов;
– использование традиционных и современных методов обучения в эффективном сочетании с этнохудожественными традициями населения Кубани и общими требованиями к преподаванию изобразительного и декоративно-прикладного искусства в школе;
– соблюдение взаимосвязи традиционного и профессионального, изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
– изучение народного декоративно-прикладного искусства народов Кубани в исторической и культурной взаимосвязи, как части народной художественной культуры России;
– систематическое раскрытие в процессе изучения произведений народного искусства его духовно-содержательных, мировоззренческих аспектов наряду с декоративно-художественными;
– поэтапное ознакомление учащихся с традиционной культурой Кубани, народным искусством на протяжении всего периода школьного обучения.

Изучение традиционной культуры Кубани помогает в творческом самовыражении, служит мощным средством эстетического, духовного и нравственного воспитания.

Современная модернизация образования предполагает расширение доступности, повышение качества и эффективности образования школьников в области изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства на основе народной культуры Кубани, при этом необходимым условием является использование взаимосвязи методов обучения. Обращение к исторической памяти своего народа, его культурным ценностям позволяет сформировать у школьников представление о нравственных нормах, развить культуру чувственного восприятия, художественного переживания – это одно из важнейших направлений воспитания подрастающего поколения, духовная основа для формирования личности.

Воспитание на традициях, обычаях – сегодня самый сложный и актуальный вопрос, который необходимо решать. Но ведь все меняется к лучшему и новое поколение не забудет народную культуру, народное искусство Кубани.

Список использованных источников и литературы:

1. История Кубани / Под. ред. Куб. ГУ Щетнева В.Е. Краснодар.: Кубанское книжное издательство, 2004. 304 с.
2. Казаки / Под. ред. Алмазова Б.А. СПб.: Диамант, 1999. 85 с.
3. Ратушняк В.Н. Родная Кубань. Краснодар.: ОИПЦ Перспективы образования, 2004. 215 с.
4. Ратушняк В.Н. По страницам истории Кубани. Краснодар.: Советская Кубань, 1993. 207 с.


Научный журнал КубГАУ, №24(8), декабрь 2006 года
Материал с сайта http://ej.kubagro.ru

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел: Система казачьего образования // Современная казачья педагогика

Рейтинг@Mail.ru