Карта казачьих отделов ККВ
Версия для печати

Педагогика казачества как традиционный российский исток личностно-ориентированного образования

08.05.2013. Количество просмотров: 379

Бондаревская Евгения Васильевна –
академик РАО, доктор педагогических наук,
профессор Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону)

Лукаш Сергей Николаевич –  доктор педагогических наук,
профессор кафедры теории и методики профессионального образования АГПА,
директор Краснодарского краевого общественного фонда культуры кубанского казачества «Линеец»
(г. Армавир)
 



Личностно-ориентированное образование возникло на теоретических основах гуманистической педагогической мысли. В его основе лежит идея ориентации образования на интересы личности и ее свободное саморазвитие, которая принадлежит к числу фундаментальных идей мировой педагогики.

Учитывая поликультурность и поликонфессиональность современного мира, многополярность политических и жизненных позиций, многообразие интересов, различия в качестве жизни и другие факторы, разъединяющие людей, международная комиссия по образованию для XXI века (ЮНЕСКО) определила четыре глобальных принципа образования, которые лежат в основе его организации в современных условиях: научиться жить вместе, приобретать и использовать знания, научиться работать и научиться жить в новых условиях. Эти принципы ориентируют на такой тип образования, который обеспечивает воспитание человека, способного действовать на личностном уровне, т.е. реализовать себя как сознательного, ответственного, деятельного, открытого, диалогичного, компетентного, социально отзывчивого, мобильного члена человеческого сообщества, умеющего сочетать собственные интересы с интересами других людей и на ценностно-смысловой основе выстраивать свои отношения с Богом, миром, государством и обществом, жить в многокультурном мире, сохраняя и приумножая общечеловеческую и национальную культуру, и нравственными способами решать свои жизненные проблемы.

В связи с данным общемировым цивилизационным запросом состояние современного российского образования можно охарактеризовать как огромнейшую потребность в преобразовании институтов социализации подрастающих поколений. Несмотря на ряд реформ, отечественное образование не отвечает сегодня требованиям информационного общества, отстает от культуры, его содержание лишено фундаментальности, целостности, раздроблено на слабо связанные между собой образовательные области и учебные предметы.

Сегодня линия водораздела, точка невозврата тысячелетий российской государственности, проходит в сфере образования. История человечества доказывает, что образование – огромный государственный ресурс, который может поднять общество до высот цивилизации или наоборот – разрушить его. Здесь не достаточно одних лишь финансовых вливаний и новых образовательных технологий (как это мыслится некоторыми реформаторами от образования), здесь нужна людская энергия; идеи – смыслы, основанные на глубинных российских корнях; подвижничество масс – все то, что К.Д. Ушинский называл «народностью образования». Необходима система национального воспитания, ориентированная на ценности отечественной культуры, на патриотизм, на созидательный труд внутри страны. Надо отдавать отчет, что эта система должна исходить из российской демократической парадигмы, развивать ее, доказывать, нарабатывать теоретико-методологическую базу, формирующую общедемократический вектор в гуманитарной научной сфере. Поиск внутренних движителей российского прогресса выводит нас на человеческий фактор, на российский менталитет и ментальность российского суперэтноса. Такая рефлексия, безусловно, должна осуществляться в культурно-историческом пространстве и иметь своей целью выявление идей, явлений и феноменов, работающих на созидание, на целостность нации, на развитие личности и государства. Одним из таких феноменов, основанных как на ценностях демократии, так и на традициях государственности, является российское казачество.

Возрождение казачества, актуализация в общественном сознании казачьей идеи обусловили настоятельную потребность в ренессансе воспитательной парадигмы казачьей культуры – педагогике казачества. Особенностью её на протяжении многовековой эволюции являлась идея свободного развития личности и соответствующих народовластных форм жизнеустройства, нахождение значимых личностных смыслов жизни в социальном и государственном служении «не за страх, а за совесть». Являясь производной казачьей социальной идеи, педагогика казачества имманентно ориентирована на личность, интегрированную в определённую культурную среду, обладающую всеми возможностями для свободного раскрытия личностных способностей и возможностей. Человек (ребёнок) в казачьей системе воспитания самореализуется в свободно избираемых видах жизнедеятельности, на основе осознания и принятия ценностей, идеалов и смыслов казачьей культуры. В этом плане педагогика казачества как концепция воспитания, имеющая традиционные народные корни, основанные на ценностях свободного развития личности, культурно-исторична и преемственна по отношению к личностно-ориентированной теории образования. Педагогика казачества выступает по отношению к личностно-ориентированному образованию некой традиционной основой, развивающейся на Юге России из народных российских корней. Это явствует, например, из сопоставления функций личностно-ориентированного образования – значения, которое выполняет данное образование в становлении и развитии личности ребёнка, и принципов педагогики казачества, выступающих её определенными условиями и закономерностями.

Личностно-ориентированному образованию присущи человекообразующие функции. Важнейшая из них – гуманитарная, суть которой состоит в сохранении и восстановлении экологии человека, его телесного и душевного здоровья, смысла жизни, личной свободы, духовности, нравственности. Реализация этой функции предполагает педагогическую поддержку процессов саморазвития и становления личностного образа ребёнка.

Одной из основных идей педагогики казачества, отвечающей гуманитарной функции, является её личностное начало. Становление свободной, демократически ориентированной личности, человека казачьей культуры являлось приоритетом казачьей народной педагогики и целью системы казачьего воспитания. В этой связи личностный подход – один их родовых принципов педагогики казачества. В его основе – традиционное признание в казачьем социуме за ребёнком статуса субъекта воспитательного процесса и общая направленность воспитания на его личностное развитие. Личностный подход в педагогике казачества – это ориентация на то, чтобы «быть личностью». В казачьей ментальности такое состояние возможно в условиях свободного саморазвития, активного, деятельного отношения личности к миру. Педагогика казачества – это концепция воспитания, направленная на становление личностного образа человека, способного мыслить и действовать как свободная личность, проявляя свои индивидуальные свойства и реализуя свой творческий потенциал. В то же время, ценности и идеалы казачьей культуры помогают ему выстраивать «свои отношения с Богом, миром, государством и обществом». В казачьей ментальности высокий личностный статус человека – не самоцель, это лишь условие выполнения некой смысложизненной миссии – активного служения Богу, Обществу и Отечеству. Личностное развитие органично дополнено традициями российского казачьего народовластия, соборности, товарищества, общины-круга. В педагогике казачества личность – основа коллектива, и это ещё раз доказывает альтернативность такой системы авторитарным подходам и приверженность идеям личностно-ориентированного воспитания.

На гуманистической основе осуществляется в личностно-ориентированном образовательном процессе и функция социализации личности, суть которой состоит в педагогическом обеспечении усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта путём нормального, безболезненного вхождения в жизнь общества. Чтобы социализация совершалась без значительных потерь для личности, личностно-ориентированное образование приводит в действие механизмы адаптации, жизнетворчества, рефлексии, выживания, сохранения своей индивидуальности. Реализация этой функции предполагает педагогическую поддержку процессов саморазвития и становления личностного образа ребенка.

Становление личности в педагогике казачества (социализация) традиционно строится на сотрудничестве всего казачьего социума в деле воспитания человека казачьей культуры. В сегодняшней ситуации возрождения казачества принцип сотрудничества детей и взрослых в едином сотворчестве – ренессансе казачьей культуры – с каждым годом становится всё актуальней. Только в совместной деятельности детей и взрослых, в единстве благородной цели возрождения казачества и воспитания человека казачьей культуры можно надеяться на приобщение молодёжи к ценностям и идеалам казачества. Не отдаляясь от ребёнка, а взяв крепко за руку, можно ввести его в уникальный казачий мир. Педагогика казачества в современных условиях – это, в прямом смысле, детовождение. Это знакомство ребёнка с широким социумом, который не ограничивается той или иной средой. Свободная личностная парадигма казачества предопределяет для взрослого в этом воспитательном процессе создание (вместе с ребёнком) культуросообразных сред воспитания, в которых раскрывается поле выборов культурных идеалов-образцов и смыслов жизни. Такие среды в педагогике казачества традиционно объединены в общее воспитательное пространство казачьей культуры, в котором представлены ценности и идеалы, созданы условия для возрождения и воспроизводства культуры казачества. Воспитательное пространство в педагогике казачества как феномене российской культуры структурируется в особую форму – культурное казачье сообщество, объединяющее воспитательные среды (школьную, казачью, семейную, досуговую, церковную, административную). Культурные казачьи сообщества как духовно-воспитательные пространства обладают значительным синергетическим эффектом, поскольку составляющие их среды объединены общей гуманистической целью – воспитать человека культуры. Общим принципом организации воспитательного пространства, обеспечивающим в педагогике казачества функцию социализации, выступает содружество, или, если точнее сказать, соборность – единство духа, мысли, воли и действий ученика (ребёнка) и учителя (взрослого) в возрождении казачества и воспитании человека казачьей, российской национальной культуры. В связи с этим воспитательное пространство педагогики казачества – это не только внешнеорганизуемая среда. В традициях казачества как субэтноса русского народа заложены стереотипы общинного, соборного мышления, когда осуществляется общее духовное единение всех членов культурного казачьего сообщества. Это духовное пространство создаёт реальные условия совместного образа жизни, содружества-соборности учителей-старших и воспитанников-младших.

Не менее важной в личностно-ориентированном образовании является культуросозидательная функция, обеспечивающая сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Осуществление культуросозидательной фун-кции предполагает ориентацию педагогов на воспитание человека культуры, отбор культуросообразного содержания образования и воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм, проектирующих зримые элементы культурной среды, культуросообразного устройства общественной жизни учащихся, а также педагогическое обеспечение процесса культурной идентификации личности, т.е. вхождения её в мир культуры и принятия ценностей общечеловеческой и национальной культуры как своих собственных.

Культуросозидательной функции в педагогике казачества соответствует принцип культуро- и историкосообразности. Культура казачества – основной детерминирующий фактор педагогики казачества. Принцип культуросообразности в педагогике казачества реализуется, прежде всего, в создании соответствующей культурной среды, окружающей ребёнка, в которой приобретается опыт культурного поведения, осуществляется культурное самостроительство и самоидентификация личности. Культурная среда, создаваемая педагогами и другими субъектами воспитания в казачьем социуме, также историкосообразна. Разрушение культуры казачества, целенаправленно осуществлявшееся с 20-х годов XX столетия, привело к истончению её материальных и духовных основ. Поэтому создание педагогами культурных сред предполагает глубокую погружённость в историю казачества всех субъектов воспитательного процесса – взрослых и детей. Специфика казачьей культуры для педагога сегодня такова, что её вначале нужно изучить, понять, прочувствовать и лишь затем смоделировать с известной степенью условности и обобщённости. Таким образом, культурологический подход, принятый нами за одну из методологических основ исследования, реализуется в педагогике казачества в следующих направлениях:

а) в отношении к воспитателю как носителю воспитательной парадигмы казачьей культуры, способному проникнуть в духовно-идейный мир казачьей культуры, впитать в своё самосознание её ценности, идеалы, смыслы и умеющему передать эту культуру подрастающим поколениям;
б) в отношении к ученику как субъекту российского культурно-воспитательного про-цесса, открытому для восприятия воспитательного потенциала казачьей культуры в разнообразных формах совместной с взрослыми деятельности-содружестве;
в) в организации культуросообразных воспитательных сред в духовно-воспита-тельное пространство педагогики казачества и образование инновационных форм воспроизводства казачьего культурогенеза – казачьих культурных сообществ;
г) в наполнении духовно-воспита-тельного пространства педагогики казачества культуросообразным содержанием, выражающим региональную специфику культуры казачества Юга России – южнорусскую культуру.

Таким образом, проведённый анализ обнаруживает единство и взаимосвязь функций личностно-ориентированного образования и основных принципов народной педагогики казачества. В определённой мере педагогика казачества может в этой связи пониматься как некий духовно-исторический исток концепции личностно-ориентированного образования, обретающий в этой связи, помимо своего инновационного направления, традиционный культурно-исторический характер. В то же время в современных реалиях теория и практика личностно-ориенти-рованного воспитания выступает по отношению к народной педагогике казачества как инновация, развивающаяся на основе определённой российской традиции. Эта взаимосвязь академической и народной педагогики реализуется в результирующем векторе – современной педагогике казачества, которая актуальна в свете задач консолидации нации, стоящих перед российским образованием, развивает российскую традицию народовластия, преобразует её, наполняет её новым содержанием.


Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / под ред. Н.Н. Великой, С.Н. Лукаша. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012. – 216 с.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел: Система казачьего образования // Современная казачья педагогика

Рейтинг@Mail.ru