Карта казачьих отделов ККВ
Версия для печати

Педагогика казачества в действии

17.06.2013. Количество просмотров: 475

Зинковский Владимир Николаевич – директор МОУ школы-интерната
№ 1 (г. Армавир)

Климушин Игорь Анатольевич – краевед,
член Совета Краснодарского краевого общественного фонда
культуры кубанского казачества «Линеец»  (г. Армавир) 


Наверное, нет на свете такого мальчишки, который бы не мечтал стать сильным, вырасти настоящим мужчиной – защитником Отечества, умеющим постоять за себя, за своих родных и друзей. К сожалению, эта естественная юношеская потребность в последние годы не всегда находила в нашем образовании возможности для своей реализации. Некогда мощная система патриотического воспитания была практически разрушена в 90-е годы XX столетия, а ее теоретические и практические достижения объявлены не современными. В моду вошли другие приоритеты, связанные с присоединением нашей страны к Болонской конвенции, ориентирующей нашу образовательную систему на так называемые европейские стандарты. Своеобразным отражением этого процесса явились новые понятия и эрзац-слова, «обогатившие» наше образование за последние годы: стандарт, тест, ЕГЭ, надзор, образовательные услуги, конкурентоспособный учитель и т.п. Кто-то наивно полагал, что, отвергнув достижения советской и старой российской школы и приняв безоговорочно западные ценности, все мы, и наши дети в частности, станем в одночасье культурнее, образованнее, воспитаннее. Чуда, естественно, не произошло…

Образование – это та сфера культуры, которая входит своими насущными проблемами буквально в каждую российскую семью. По данным социологических опросов, у россиян накопилась масса вопросов в этой сфере. Реформа образования явно «буксует» – это признается на всех уровнях. По оценкам ученых и практиков, государственных и общественных деятелей, образование на федеральном уровне переживает глубокий кризис, который выражается не столько в материально-финансовом оскудении, сколько в неопределенности целей, содержания и характера самого образования. Академик Российской академии образования Е.В. Бондаревская в этой связи отмечает: «Возникает реальная опасность разрушения системы наследования культурно-исторического опыта, разобщения поколений, дегуманизации личности и государства» [1]. Учитель, с его скромной зарплатой и значительной учебной нагрузкой, ориентирован прежде всего на то, что бы сообщить материал, а иногда (особенно в период подготовки к ЕГЭ) просто «натаскать» ученика на некую сумму знаний. Очень часто за всей этой формализацией и технологизацией образовательного процесса воспитание личности отодвигается на третий план. У учителей просто нет времени заниматься воспитательной работой. Однако чего стоят, в конечном счете, все наши стандарты и компетенции, умения и навыки, если у человека отсутствуют четкие нравственные ориентиры, если он будет безразличен к судьбе своей Родины, если его жизненным кредо станет крайний индивидуализм, а философией – «после меня хоть потоп»? Дефицит идейных основ современного российского образования таков, что к окончанию школы у молодых людей зачастую наблюдается искаженное представление о добре и зле, не свойственный юношеству прагматизм, отсутствие веры в будущее, конформизм, выражающийся в призывах «валить из России».

Закономерен вопрос: много ли в нашем государстве организованных, «народных» сил, способных вдохнуть новую энергию в воспитание молодежи, ищущих и утверждающих свою, веками проверенную для российского общества, правду? Опыт авторов, более двух десятилетий непосредственно участвующих в процессах казачьего возрождения, позволяет с твердостью заявить о том, что такая энергетика и такая правда есть сегодня у казаков Юга России. «И эту правду на сегодняшний день я считаю общим великим достижением всех казаков Кубани. Речь идет о воспитании подрастающего поколения. Мы воспитываем целое поколение патриотов. Дети – казачата – вот наша главная гордость» [2] – такова ключевая мысль атамана Кубанского казачьего войска, заместителя главы администрации Краснодарского края Н.А. Долуды, высказанная им в одной из статей в газете «Кубанские новости».

Сегодня на Юге России – в Ростовской и Волгоградской областях, в Краснодарском и Ставропольском краях – во всю силу проявился поистине народный характер педагогики казачества. Это тысячи классов казачьей направленности; десятки школ, профессиональных училищ, лицеев со статусом «казачьи»; многочисленные кадетские казачьи корпуса; молодежные клубы; детские дошкольные учреждения, реализующие региональный «казачий» образовательный компонент. Это десятки тысяч учащихся и их родителей, учителей казачьих классов, казаков-кураторов, священнослужителей, объединенных в едином воспитательном пространстве педагогики казачества. Все эти люди, используя, как правило, авторские разработки, методом проб и ошибок торят дорогу в непростой социально-педагогической среде Юга России, сталкиваясь зачастую с непониманием и пессимизмом окружающих.

Немало было скептиков, когда пять лет тому назад Армавирская школа-интернат № 1 выбрала педагогику казачества в качестве основы учебно-воспитательного процесса. Было сложно, особенно со специфическим детским контингентом интерната, но коллектив учителей, возглавляемый директором В.Н. Зинковским, шел в верном направлении. Результаты стали приходить скоро. В несколько раз снизился уровень правонарушений среди учащихся. Дети стали лучше учиться, заметно окрепли и в физическом, и в духовно-нравственном отношениях. Учащиеся классов казачьей направленности сегодня постоянные участники соревнований различного уровня, где они занимают призовые места и становятся победителями. Не так давно, 5-6 мая, под Краснодаром в станице Пластуновской прошли Международные этнические казачьи игры «Пластуновская Казарла». В сложной эстафете, в которой соревновались все команды без ограничений по возрасту, прекрасно показали себя армавирские казачата из школы-интерната № 1. Наши ребята лучше других преодолели полосу препятствий, проползли с автоматом по узким лабиринтам. Им не было равных в метании ножа, стрельбе из пневматического пистолета и винтовки, в рубке лозы. В конечном счете, на финише наша дружная команда мальчишек (возраст 12-14 лет) оказалась первой, опередив взрослых мужчин. По итогам соревнований команда Армавирской школы-интерната стала «лучшей казачьей школой игр». Такие результаты – плод совместных усилий коллектива учителей-единомышленников, по-хорошему «заболевших» педагогикой казачества: В.Н. Зинковского, Т.В. Асачевой, О.А. Пономаренко, О.П. Волкова, В.В. Хитрова, Т.Д. Молчановой и других. Это также итог содружества школы, Армавирского казачьего общества и ученых Армавирской государственной педагогической академии.

Ребята из школы-интерната № 1 вместе учащимися Армавирского казачьего профессионального училища № 5 удостаиваются чести регулярно участвовать в парадах Кубанского казачьего войска. Армавирцы могли наблюдать стройные ряды казачат на параде в день Победы 9 мая, марширующих по центральной площади. С уверенностью можно сказать – сегодня педагогика казачества – это не только красивая форма и строевая выправка, но и глубокое содержание воспитательного процесса, ориентированного на российскую традицию, на воспитание патриотов, хозяев своей земли, укорененных в свою малую Родину – Кубань, способных к совершенствованию на благо России.

Примечания:

1. Бондаревская Е.В. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве Педагогического института ЮФУ [Текст] / Е.В. Бондаревская. – Ростов н/Д.: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. – С. 6.
2. Долуда Н.А. Наши дети будут называть себя казаками [Текст] Н.А. Долуда // Кубанские новости. – 2011. – 5 февраля.


Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / под ред. Н.Н. Великой, С.Н. Лукаша. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012. – 216 с.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел: Система казачьего образования // Современная казачья педагогика

Рейтинг@Mail.ru