Карта казачьих отделов ККВ
Версия для печати

Повышение мотивации учащихся к изучению истории и культуры кубанского казачества

11.05.2013. Количество просмотров: 229

Дрямина Ольга Александровна – учитель истории
МОУ СОШ № 3 г. Гулькевичи Краснодарского края (г. Гулькевичи)



К патриотизму нельзя только призывать,
его нужно заботливо воспитывать,
воспитывать любовь к родным местам.
Академик Д.С. Лихачёв.


С чего начинается Родина? А что такое Родина?
Когда нам задают вопрос: «С чего начинается Родина?», то у каждого из нас возникают разные ассоциации с этим словом. И чаще всего мы, улыбаясь, отвечаем: «С родного дома, улицы, города, края».

Ведь, по словам академика Д.С. Лихачева: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, своему жилищу, своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Кубань… Казачий край… Родной край…

Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на государственную службу обусловили создание и все большее распространение в крае образовательных учреждений и классов казачьей направленности. Большое внимание уделяется подрастающему поколению, воспитанию его в духе казачьих традиций. Актуальной остается проблема формирования национального этнического самосознания, научного, исторического мировоззрения, которое может стать духовным стержнем возрождения России, воспитания любви к Отечеству, своей малой Родине – Кубани, лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма.

История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определённой культурной, ментальной среде.

Достижение этой задачи в школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.

Воспитание патриотизма, единение с родной землёй, природой, историей края – одна из приоритетных задач образовательного направления, которая реализуется через преподавание курса «История и культура кубанского казачества».

Как же повысить мотивацию учащихся к изучению истории и культуры кубанского казачества?

Реализовать и укрепить знания можно тремя уровнями познавательной активности учащихся.

Рассмотрим каждый уровень отдельно.

1-й уровень познавательной активности учащихся – получение учащимися готовых знаний со слов учителя. Это самый простой и менее эффективный способ. Учащиеся не испытывают интереса при слушании рассказа учителя в течение урока.

Разнообразить такие уроки помогают мультимедийные презентации, слайды которых наглядно знакомят с историей родного города, края, с традициями и обычаями казаков, с культурой, искусством и литературным творчеством.

2-й уровень познавательной активности учащихся – самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (школьники в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», то есть фактически открывают заново уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни).

У учащихся возникает желание прочитать дополнительную литературу и донести интересные сведения из прошлого своим одноклассникам в устной форме или в виде слайдов презентаций. В этом у них проявляется большой интерес, любознательность и активность при подготовке к урокам.

Такие уроки позволяют воспитывать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, языку и формируют осознанное патриотическое чувство.

3-й уровень познавательной активности учащихся – углубленный исследовательский поиск, представляющий научный интерес (ученики фактически выступают в роли «юных ученых» – исследователей). Наиболее эффективная форма организации этого уровня познавательной работы учащихся – проектно-исследовательская деятельность.

Учащиеся испытывают потребность в новых впечатлениях, в поиске, в новых открытиях. В ходе проектной деятельности в рамках образовательного процесса школьники учатся видеть проблемы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, формулировать гипотезы, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям, правильно излагать и защищать свои идеи.

Знакомство с достопримечательностями родного города и края осуществляется в совместных мероприятиях: экскурсии; поездки; посещение исторических мест, связанных с памятными датами Кубани и казачества. Такие мероприятия можно организовать как заочные, например: «Путешествие по городам Краснодарского края», «Памятники истории кубанского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества», «Декоративно-прикладное искусство», «Традиционная культура кубанских казаков», «Краснодар – Екатеринодар: история и современность», «Кубань православная», «Атамань – душа Кубани», так и реальные.

Являясь на протяжении 5 лет классным руководителем классов казачьей направленности и преподавателем курсов «История и культура кубанского казачества», «Основы православной культуры», с учащимися осуществляем знакомство с достопримечательностями города Гулькевичи (мемориал «Родина-мать», Аллея Героев Советского Союза, Аллея Памяти, Памятники воинам-защитникам города и района в годы Великой Отечественной войны), посещаем место захоронения праха Генерал-майора Виктора Семёновича Ковалёва (04.11.1844 – 15.05.1905), офицера Собственного Его Императорского Величества Конвоя Начальника Закаспийской казачьей бригады), знакомимся с населёнными пунктами Гулькевичского района, ежегодно совершаем Георгиевский Крестный ход, посвящённый памяти героев-защитников с. Новомихайловского и с. Отрадо-Ольгинского, принимавших участие в освобождении района в 1943 году.

Благодаря тесному сотрудничеству школы и казачьих обществ учащиеся посещают главные достопримечательности города Краснодара (собор А. Невского, памятник Екатерины Великой, здание администрации Краснодарского края, сквер имени К.Г. Жукова, здание Кубанского казачьего хора и краевой филармонии, художественный музей имени Ф.А. Коваленко и археологический музей имени Е.Д. Фелицына). Во время поездок знакомятся с достопримечательностями населённых пунктов края.

Изучая традиционную культуру и историю кубанских казаков, я на примере своей семьи (мои предки были казаки, и я родилась на Кубани) представила детям презентацию «Родословная моей семьи». Данная тема и форма урока заинтересовала ребят, и у них появилось желание создавать и представлять свои исследовательские проекты: «Моя семья», «Родословная моей семьи», «Семейные реликвии», «История одной фотографии». На этих уроках мы можем наглядно рассмотреть старые, уже пожелтевшие фотографии; награды предков. Дети с удовольствием приносят домашнюю утварь кубанских казаков; предметы обихода; вышитые рушники, скатерти и другие предметы рукоделия.

В проведении уроков помощь оказывают работники районного историко-краеведческого музея, фольклорной студии «Ладо», видеоклуба для школьников «Истоки», эстетического центра «Ладомир», районного клуба «Лукоморье».

Кубань – казачий край…
Казаки – православный народ…

Православие всегда было основой духовности казачества, сегодня назрела необходимость использовать в воспитании подрастающего поколения и потенциал нравственных заповедей православия.

Вместе с классным руководителем и родителями учащиеся принимают активное участие в школьных, муниципальных, краевых конкурсах детского творчества «Пасха в кубанской семье», «Рождество Христово», «Покрова Пресвятой Богородицы», участие в мероприятиях в рамках празднования Всероссийского дня семьи в честь Святых Петра и Февронии.

Религиозно-исторические аспекты православных праздников, их особенности празднования на Кубани в старину и сейчас раскрываются при встречах со священнослужителями и при посещении храмов, поэтому стало доброй традицией посещение Свято-Троицкого храма города и приглашение священнослужителей на классные и школьные мероприятия.

Анализируя итоги работы, можно увидеть, как меняется в положительную сторону психологический климат класса, растет мотивация обучения, идет совместный личностный рост учителя и учеников. Подавляющее большинство учащихся активно и с большим желанием включается в работу над проектами.

Хочется верить, что, став взрослыми, учащиеся будут с достоинством говорить: «Я родился и вырос на Кубани!». Они будут шагать новыми дорогами, узнавать все больше о родном крае. Главное, чтобы не исчезло желание познавать, беречь, приумножать исторические и духовно-нравственные традиции своего народа на протяжении всей жизни.


Примечания:


1. Мирук М.В., Ерёменко Е.Н., Чуп О.В. История и культура кубанского казачества [Текст]: Образовательная программа дополнительного образования детей (1–4 классы) / М.В. Мирук, Е.Н. Ерёменко, О.В. Чуп. – Издательство «Традиция», 2009.
2. Ратушняк В.Н., Ратушняк О.В., Мирук М.В. История кубанского казачества [Текст]: Программа 5–9 классов / В.Н. Ратушняк, О.В. Ратушняк, Млн.В. Мирук. – Издательство «Традиция», 2006.
3. Методические рекомендации по реализации содержания образования в классах и учебных группах казачьей направленности.
4. Постановление главы администрации Краснодарского края от 11 августа 2004 г. № 799 «Об утверждении Положения об образовании казачьих классов в общеобразовательных учреждениях на территории Краснодарского края».
5. Приложение к постановлению главы администрации Краснодарского края от 11 августа 2004 г. № 799.



Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / под ред. Н.Н. Великой,  С.Н. Лукаша. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012. – 216 с.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел: Система казачьего образования // Современная казачья педагогика

Рейтинг@Mail.ru