Карта казачьих отделов ККВ
Версия для печати

Социальное партнерство в развитии казачьего образования: эффективные пути взаимодействия

17.05.2013. Количество просмотров: 240

Хитрикова Наталья Дмитриевна – заслуженный учитель Кубани,
МОУ СОШ № 28 имени Героя России Сергея Николаевича Богданченко  
(ст. Вознесенская Лабинского района)


Успешное решение задач воспитания учащихся классов казачьей направленности возможно только при условии взаимодействия семьи, школы, общественности. Сотрудничество всех этих структур становится все более актуальным и востребованным. Социальное партнерство – система взаимодействия классов казачьей направленности с представителями окружающего социума в интересах развития личности ребенка с целью использования воспитательного потенциала окружающей среды и ее субъектов для обеспечения реализации педагогических целей, организации воспитательных мероприятий.

С 2011 года нашей школе присвоен региональный статус «казачье образовательное учреждение». Социальное партнерство стало в этой связи жизненно необходимым. Добавились новые задачи:
– научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми, обучающими в классах казачьей направленности;
– привлечь семьи, представителей казачьих обществ, других социальных партнеров к проведению мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся на примере культуры и традиций кубанского казачества;
– совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на воспитанника класса казачьей направленности в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

Нами разработаны направления и формы взаимодействия школы, семьи, казачьих обществ и других социальных партнеров. Это психолого-педагогическое просвещение родителей; информирование их о содержании учебно-воспитательного процесса в классах казачьей направленности; совместная работа школы, семьи, казачьих обществ по обеспечению учащихся казачьей формой и горячим питанием; привлечение Кубанского казачьего войска к организации работы ансамбля «Казачок» в школе; организация поездок учащихся классов казачьей направленности на парады в города Краснодар, Лабинск, Новороссийск на корабль «Смелый»; совместная деятельность родителей, педагогического коллектива, казачьих обществ по умственному развитию, воспитанию нравственной культуры, воспитанию этнической культуры и здорового образа жизни, воспитанию трудолюбия.

Приказом хуторского атамана С.В. Варавина за каждым классом-куренем закреплен казак-наставник. Казаки-наставники систематически проводят со своими классами занятия по казачьему строю. Один раз в неделю казак-наставник проводит беседу по истории кубанского казачьего войска. А один раз в месяц хуторской атаман проводит казачий круг, где анализируется работа казачат. Отмечается положительная работа и серьезное внимание уделяется недостаткам. Атаман за счет средств казачьего общества приобретает призы в виде спортивного инвентаря, канцтоваров для поощрения лучших куреней. В конце каждой четверти казачата награждаются казачьим обществом призовой поездкой в музеи городов Лабинска, Армавира и Краснодара. Лучшие казачата в учебе и казачьем строе направляются казачьим обществом на парад казачьих войск в города Краснодар и Армавир. Ежегодно в школьном социокультурном центре совместно с казачьим обществом и казачатами других школ проводятся казачьи игры «Вперед, казачата». Традиционно в школе совместно с казачьим обществом проводятся Покровская и Введенская ярмарки, рождественская елка. В гости к казачатам на эти праздники приезжают казаки с детьми из Новокубанского, Отрадненского районов. Проводятся совместные торжества с призами, подарками.

Интересную работу в школе организовывают казаки-кураторы Лабинского казачьего отдела во главе с директором Краснодарского краевого общественного фонда культуры Кубанского казачества «Линеец» С.Н. Лукашом, И.А. Климушиным. Казаки-кураторы не только навещают казачат, знакомятся с их успехами, проводят беседы, но и организовывают экскурсии по достопримечательным местам города Армавира, участвуют в организации выставок по культуре казачества. Большую помощь оказывают при работе с «трудными» подростками, вовлекая их в культурное казачье сообщество. Член совета КОФК Кубанского казачества «Линеец» Б.Н. Берендюков проводит работу не только с казачатами-школьниками, но и с взрослыми казаками, организовывая для них методические семинары по организации и содержанию работы в классах казачьей направленности. Совместными усилиями в школе создана музейная казачья комната, которая еще активнее пробуждает интерес у детей к казачеству. Работа казачьих кураторов – важное звено в успешном функционировании воспитательного пространства в рамках культурного казачьего сообщества, она позволяет устанавливать связь между младшим и старшим поколениями казаков.

Для реализации поставленных задач большую помощь оказывают родители. Проводятся консультации, родительские собрания по разъяснению содержания учебных предметов и программ дополнительного образования; презентации кружков казачьей направленности «Кубанские ремесла», «Кубанский фольклор», «Народные танцы Кубани». Родители вовлекаются в общешкольные мероприятия: Покровская ярмарка, Введенская ярмарка, Рождественская елка, конкурсы «Казачья удаль», «Сундук для невесты», «Моя казачья бабушка», выходы на майдан. Задача классных руководителей классов казачьей направленности сделать родителей своими сторонниками, поверить в важность и необходимость проведения данной работы.

Тесные связи установлены с Вознесенским Свято-Троицким храмом. Протоирей Свято-Троицкого храма отец Михаил (Гуров) и матушка Светлана проводят беседы в храме. Учат доброте, состраданию, милосердию. Ежегодно участвуют в проведении Рождественской елки.

Стержнем работы в классах казачьей направленности является военно-патриотическое воспитание. Школе присвоено имя потомственного казака Героя России С.Н. Богданченко. Центром этой работы является совместная деятельность с войсковой частью № 6761 города Армавира, где по контракту служил Сергей. Усилиями этой воинской части и школы создана мемориальная музейная комната С.Н. Богданченко. Офицеры два раза в год встречаются с казачатами в школе (10 сентября – в день гибели и 21 февраля – в день рождения Сергея), являются участниками казачьего круга, вместе с детьми навещают родителей, возлагают цветы на могилу Героя России. Обязательно присутствие кого-то из офицеров из числа казаков на празднике «Посвящение в казачата», также как и представителей военного комиссариата, атаманов хуторских и районного обществ, сельской администрации, представителей духовенства, родителей.

Традиционными становятся летние казачьи сборы на базе школы с участием казаков-кураторов из города Армавира и местных казаков с выездами на майдан с ночевкой и проведением там конкурсов по программе выживания. Обязательными участниками выездов являются и родители.

Вознесенская детская школа искусств организовывает для детей казачьих классов концерты православной музыки, устраивает выставки художественного творчества казачат.

Сельский центр культуры и досуга совместно со школой готовит смотры фольклорных казачьих коллективов, способствует развитию творческих способностей казачат, их продвижению на районные и краевые конкурсы. Благодаря этой работе школа имеет четырех победителей краевого конкурса «Кубанский казачок». Участники ансамбля «Казачок» были приглашены районным казачьим обществом на фестиваль в этнокультурный комплекс «Атамань», где ребята получили возможность представить свое творчество гостям Атамани. Они выступили с двумя обрядовыми программами «Проводы казака» и «Сватовство казака».

Благодаря взаимодействию с казачьим обществом, родителями, другими социальными партнерами все казачата обеспечены форменной одеждой, головными уборами. Имеется полевое обмундирование для летних казачьих сборов и занятий физкультурой.

Взаимодействие школы, семьи, казачьих обществ, социальных партнеров позитивно действуют на состояние работы классов казачьей направленности Вознесенской средней школы № 28. Социальное партнерство стало для нашей школы естественной формой существования. Ведь только в творческом содружестве рождается успех.


Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / под ред. Н.Н. Великой, С.Н. Лукаша. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012. – 216 с.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел: Система казачьего образования // Современная казачья педагогика

Рейтинг@Mail.ru