Карта казачьих отделов ККВ
Версия для печати

Внеурочная деятельность школьников в классах и группах казачьей направленности

17.01.2013. Количество просмотров: 338

Емцова Анна Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ № 28 имени Героя России Сергея Николаевича Богданченко  (ст. Вознесенская Лабинского района)

 

Как бы ни изменялась жизнь, одно в ней остается постоянным – это школа. А в станицах школа – краеугольный камень, вокруг которого строится воспитание и развитие детей. Однако школа не статична, она изменяется, развивается. В силу ряда причин жизнь вносит свои поправки и диктует нам новые требования к процессу воспитания на основе черпания всего положительного, что накоплено веками народами Кубани, традиционной культурой кубанского казачества.

Процессы реабилитации и возрождения казачества, перевод казачьих формирований на государственную службу обусловили создание и все большее распространение в крае классов казачьей направленности, чтобы обеспечить социальный заказ на формирование гражданина с развитым чувством патриотизма, уважения к закону, своим и чужим правам, добросовестным отношением к учебе и труду.

Казачье воспитание – это система, которая предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма. В средствах, основанных на казачьих народных традициях, заложены огромные возможности для позитивного воздействия на духовный мир и физическое состояние подрастающего поколения.

Все это обусловило создание в нашей школе в 2003 году класса казачьей направленности из учащихся 7-х классов. В первой половине дня в казачьем классе проходили уроки. Вторая половина была занята самоподготовкой, строевой, физической и стрелковой подготовкой, посещением кружка «Игры казаков». Казачата находились в школе до 18 часов. Такое расписание не устраивало многих родителей по ряду причин. Во-первых, терялся контакт родителей с детьми. Во-вторых, многие учащиеся не могли выполнять домашние обязанности и помогать родителям. Проанализировав опыт работы с первым казачьим классом, коллектив учителей и казаков-наставников пришел к выводу: начинать казачье воспитание нужно гораздо раньше – с первого класса, когда еще не сложился стереотип поведения учащихся в школе. Поэтому в 2005-2006 учебном году в казачата были посвящены учащиеся 1-го класса. В настоящий момент в школе имеется 10 классов казачьей направленности. Школе присвоен региональный статус Казачьего образовательного учреждения.

Основными задачами казачьих классов наряду с обеспечением современного общего образования являются:
1) воспитание учащихся на духовных и нравственных основах казачества;
2) физическое и военно-патриотическое воспитание;
3) воспитание гражданственности, любви к Родине на примерах истории развития кубанского казачества, его традиций и культуры;
4) возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций кубанского казачества;
5) приобщение детей к общечеловеческим ценностям, к православным традициям казачества;
6) формирование здорового образа жизни, выработка у учащихся активной жизненной позиции, сознательной дисциплины, мотивации на учебную деятельность.

Для реализации этих задач недостаточно одного часа урока кубановедения в неделю. Поэтому основной воспитательный процесс происходит в основном во второй половине дня. Учитывая проблему с педагогическими кадрами, для внеурочной деятельности привлекаются педагоги дополнительного образования из Детской школы искусств, центра воспитательной работы «Мир Лабы», станичной детской библиотеки. Внеурочная деятельность казачьей школы представлена следующими кружками: «Основы православной культуры», «Моя казачья станица. Быт и традиции», «Казачий строй», «История кубанского казачества», кружок кройки и шитья «Юная казачка», «Фольклор Кубани» и «Народные танцы Кубани». Духовное и нравственное воспитание осуществляется на занятиях кружка «Основы православной культуры», которые проводят учителя школы и заведующая детской библиотекой. На этих занятиях идет формирование представлений о христианской системе ценностей, в которую гармонично включены понятия о культурном человеке, высоконравственной жизни, приверженности традициям крепкой и здоровой семьи, любви к Отечеству, гражданственности, об уважительном отношении к ближнему. Также учащиеся казачьих классов посещают воскресную школу при местном Свято-Троицком храме. Занятия с ними проводит матушка Светлана. Казачата принимают участие как в украшении храма к праздникам, так непосредственно в самих праздниках.

Программа кружка «Казачий строй» предназначена для формирования строевых умений и навыков. На этих же занятиях под руководством педагога-организатора учащиеся знакомятся с автоматом Калашникова, пневматической винтовкой, учатся собирать и разбирать его, упражняются в меткой стрельбе. Эта деятельность способствует развитию личной ответственности за Отечество, формированию патриотизма и гражданственности.
Содержание кружка «История кубанского казачества» направлено на формирование начального представления о кубанском казачестве, на ориентацию в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание чувства гражданственности и патриотизма учащихся. Работа этого кружка не ограничивается изучением теории. Ребята часто выезжают на экскурсии в музеи города Краснодара, Армавира, Лабинска, Атамани, Новороссийска.

Заседания клуба «Моя казачья станица. Быт и традиции», которые проходят на базе станичной библиотеки и краеведческого музея, знакомят казачат с историей родной станицы, ее традициями и бытом. Занимаясь поисковой работой, казачата узнают, что улицы в станице носят имена наших земляков: бойца Четвертого Казачьего Кавалерийского полка Н.И. Калмыкова, адмирала И.К. Кожанова, атамана казачьего общества станицы Вознесенской А.И. Гурского, участника Великой Отечественной войны Героя Советского Союза А.А. Соснова, участника Чеченской войны Героя России С.Н. Богданченко. Вместе с классными руководителями казачата совершают экскурсии по памятным местам станицы и ее окрестностям, организовывают встречи со старейшими казаками и казачками, записывают их рассказы, оказывают им посильную тимуровскую помощь. Не оставляют без внимания казачата и пожилых людей из станичного дома ветеранов войны и труда. Они на протяжении семи лет в праздничные дни приходят к пожилым людям с подарками, изготовленными своими руками, и праздничным концертом.

С удовольствием занимаются юные казачки в кружке кройки и шитья. Накопилось много поделок, выполненных в стиле народного творчества Кубани. Лучшие работы учащихся – вязаные и вышитые салфетки и рушники – украсили экспозицию школьной казачьей комнаты.

На занятиях кружков «Фольклор Кубани» и «Народные танцы Кубани», для проведения которых привлекаются педагоги Детской школы искусств, учащиеся знакомятся с особенностями казачьей песни и танца, разучивают песни для хорового и вокального пения. В деятельность этих кружков вовлечены учащиеся с 1-го по 7-й класс.

Вся работа, проводимая в казачьих классах, оставляет в душах ребят неизгладимый след, что заставляет их быть неравнодушными к родному краю, кубанскому казачеству, быть добрее по отношению друг к другу. Можно с уверенностью сказать, что эти дети вырастут настоящими патриотами своей малой родины.


Примечания:


1. Александров С.А. Модель физического воспитания детей и молодежи кубанского казачества [Текст] / С.А. Александров. – Краснодар, 1998.
2. Лукаш С.Н., Кузнецов А.И., Палата В.В. Концепция казачьего профессионально-технического училища [Текст] / С.Н. Лукаш, А.И. Кузнецов, В.В. Палата. – Армавир, 2006.
3. Ситникова И.В., Бибиков С.А. Сборник материалов по организации работы казачьих классов и групп казачьей направленности [Текст] / И.В. Ситникова, С.А. Бибиков. – Лабинск, 2008.



Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / под ред. Н.Н. Великой,  С.Н. Лукаша. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012. – 216 с.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел: Система казачьего образования // Современная казачья педагогика

Рейтинг@Mail.ru