Лысенко Николай Фёдорович,
профессор, директор ГБОУ СПО
«Вознесенский техникум пищевых производств»

Распространение христианства на Западном Кавказе традиция связывает с именами апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита. Изображение рыбы, как древнейшего символа христианства, недавно найдено близ города Сочи (фото 1). После принятия христианства в Римской империи в качестве государственной религии оно стало интенсивно распространяться в адыгских и аланских землях. С начала IV века н. э. эти процессы усилились. Здесь проповедовал опальный Иоанн Златоуст. В городе Команы, близ современного Сухуми, он и обрёл упокоение.

Большим авторитетом у горцев Западного Кавказа пользовался византийский император Юстиниан Великий. Его именем даже клялись, что свидетельствует о большом влиянии этого правителя. Местные племена принимали новую веру от греков добровольно. Священников здесь называли шогенями, а епископов-шехниками. На территории, заселенной адыгами, располагалось четыре епархии, епископы которых назначались из Византии. В Зихии эти епархиальные центры находились в Фанагории, Метрахе (Таматархе), Зихополисе и Никопсе. Фанагорийский и Зихийский епископы участвовали в церковных соборах еще в начале VI в. С этого времени в распространении здесь христианства принимает участие и Грузия. Христианизацией Северного Кавказа в IV веке занимался грузинский царь Вахтанг Гурген-Аслан. В церковном отношении Грузии подчинила себе часть абхазов и адыгов. Во время правления грузинских царей Адарнасе I (613 – 639) и Стефана II (639 – 663) церковное влияние Мцхетского патриаршества распространялась на население Северо-Восточного Причерноморья. При византийском императоре Михаиле III Северный Кавказ посетили преподобные Кирилл и Мефодий, отправленные для проповеди истиной веры в Хазарию.

До настоящего времени сохранилось достаточно много предметов, связанных с христианством. Их изготавливали в Византии, Грузии, Армении и в других странах. Встречаются и прекрасные образцы местного творчества. В национальном музее республики Адыгеи хранится удивительная икона, вырезанная на небольшом камне (фото 2). Надписи на греческом языке, форма креста, особенности одежды представленных на ней персонажей позволяют отнести ее к византийскому периоду влияния на Западном Кавказе. Быть может, икона использовалась для молитв в походах и путешествиях. Или же реликвия была подарена храму и хранилась в священном месте. В любом случае искусство, с которым была выполнена работа на твердом материале, свидетельствует о значении, которое придавалось данной вещи.

С крещением в 988 году Руси в Причерноморье начинает возрастать влияние Русской Православной Церкви. После победы над косогами князь Мстислав соорудил в Тмутаракани каменную церковь во имя Пресвятой Богородицы. Вместе с основанием Тмутараканского княжества возникла и первая на Северном Кавказе русская епархия. В состав этой епархии, просуществовавшей около 100 лет, вошли не только русские, но также греки и местные народы. Здесь строились монастыри, писались летописи, велись исследования. В частности, по льду Керченского пролива была измерена его ширина. При постройке и украшении церквей стали использовать кавказские орнаментальные мотивы и даже приглашали кавказских иконописцев, в частности обезов-абазин. На Таманском полуострове был основан первый монастырь, учреждена Тмутараканская епархия, во главе которой с 1088 года стал епископ Николай. Об этом кавказском архиерее имеется упоминание в трудах самого преподобного Никона, затворника Печерского. Николай единственный святой русский угодник, о ком точно известно, что он жил и подвизался на Северном Кавказе. Оказался он здесь из-за неприязненных отношений с князем Изяславом, но более чем десятилетняя ссылка оказалась наполненной великими деяниями.

Большая часть аланских племен обитала на территории Северного Кавказа. Известно, что они крестились от греческого миссионера Евфимия. Были и другие проповедники. Впоследствии в Алании была учреждена архиепископия, преобразованная затем в митрополию. Она занимала 61-е место в составе Константинопольской патриархии и шла вслед за Русской митрополичьей кафедрой. Аланские митрополиты ездили в Константинополь для участия в церковных соборах, поддерживали тесное общение с патриархией. На территории аланских городищ, в верховьях рек Большой Зеленчук и Кубань, расположено пять хорошо сохранившихся храмов византийского стиля. Близ г. Белореченска, станиц Зеленчукской, Преградной, Передовой обнаружены остатки церквей (фото 3). Встречаются каменные плиты, кресты и стелы с надписями на греческом языке, имеющие христианское содержание.

Однако христианизация алан в то время была поверхностной. Она ограничивалась сооружением христианских храмов и усвоением некоторых обрядов, праздников, постов, названий отдельных святых и Девы Марии. Произошло совмещение хорошо оформившегося язычества и христианских традиций. Сформировалось, казалось бы, невозможное – синкретическое единство ветхозаветного монотеизма и индоиранского политеизма. Наиболее характерно это проявлялось в сакральном искусстве, например в резьбе на стенах саркофагов. Иногда сюжеты, которые лишь с большой натяжкой можно назвать христианскими, располагались на фасадной части культовых сооружений, тогда как остальные части были полностью отданы язычеству (фото 4).

Определенную роль в распространении христианства среди осов (осетин) сыграли грузинские миссионеры. Заметный след в христианском просвещении этого народа оставила грузинская царица Тамара. В XII веке она восстанавливала старые церкви, строила новые храмы, отправляла для проповеди священников в далекие горные ущелья. Ею был прислан великий дар, знаменитая икона Иверской Божией Матери, которая хранилась в селе Майрана-Кау, среди Куртатинских теснин. Осетины с той поры стали усиленно почитать изображения креста и свои храмы, получившие название «дзуары» (от «джвари» – по-грузински «крест»). Там долго сохранялись колокола с надписями на грузинском языке. Разрушение монголами Аланского государства способствовало упразднению Аланской митрополии, присоединению ее прихожан к Авасгийской и Зихийской митрополиям. Последняя и была возведена в более высокий ранг из-за трагических событий тех лет.

После распада в XII веке Тмутараканского русского княжества эта часть Северного Кавказа вновь попадает под духовное влияние Византии. Правда, и сама империя переживает не лучшие времена. Внешние враги и внутренние смуты рвут ее на части. Дело дошло до того, что город, называемый на Западе Матрикой (бывшая Тмутаракань), в XIII веке стали посещать католические миссионеры. Они отмечали, что люди там считают себя христианами, а служба ведется греческими священниками на эллинском языке. О том, что адыги держались христианской веры, свидетельствуют многие авторы: Юлиан, Вильгельм де Рубрук, Иосафат Барбаро. Алания же разбилась на множество княжеств, ведущих между собой кровопролитные войны. Но лишенное твердой поддержки со стороны внешних сил, христианство постепенно утрачивало свои позиции на Северном Кавказе. С XIV века доходят сведения лишь об одной Зихско-Матрахской митрополии. Кроме того, паства разделилась на две части, подчинившись грузинской и византийской церквам.

Генуэзцы, сменившие византийцев на Кавказе и в Крыму, предприняли попытки распространения среди местных народов католицизма. С ними прибыло небольшое количество крестоносцев. Следы их пребывания обнаруживались и гораздо позже. Среди горцев в XIX веке особой популярностью пользовалось холодное оружие, перекованное из средневековых мечей таким образом, что бы сохранялось рыцарское клеймо. И в настоящее время находят статуи крестоносцев, служившие надгробными памятниками, надписи на латинском языке в развалинах часовен. В Зихии первым католическим епископом был назначен францисканец Иоанн (1346 г.). Епархия была очень обширна, ее иерархи жили в Керчи и в нынешней Тамани. Генуэзские колонии находились вблизи современных городов Анапы и Новороссийска, около Копыла – Ейска. Крупные поселения франков (генуэзцев) располагались в верховьях Кубани, у нынешнего селения Хумара, а также у Кислого Колодца (г. Кисловодск) и на знаменитой Рим-горе.

Результаты проповеди католицизма были более чем скромными. Его восприняли лишь некоторые княжеские фамилии горцев. Простой народ продолжал придерживаться христианства греческого толка. Не помогали убеждения, подкуп, угрозы и насилие. Тексты Священного Писания, звучащие на непонятном языке, не находили отклика в душах аборигенов, а образ жизни пришельцев вызывал у них отторжение. Согласно преданиям, черкесы крестились в 8 лет. Знатные люди вообще считали возможным прийти к Христу лишь после шестидесяти, так как разбой и убийства несовместимы с этой верой.

Нашествие Тамерлана нанесло сильнейший удар по христианству, его последователи были вытеснены в дикие ущелья. Выжившие аланы заперлись в горах Осетии, и отбивались, как могли. Среди черкесов ислам распространялся с помощью оружия. Особенно усердствовали крымские ханы, по приказу которых убивали шогенов, жгли книги. Но мусульманство плохо укоренялось в среде горцев-христиан. У адыгейцев даже сохранилась поговорка: «Чтоб твое имущество было расхищено, как расхищены были шогенские жезлы».

Формировалась синкретическая общность, включающая в себя смесь христианства, ислама и языческих культов. Мусульманами в первую очередь становились представители родовой знати, тогда как в глубинах народного сознания сохранялись остатки прежних верований. Часто приносились жертвы под сенью священных деревьев, с привязанными к их сучьям крестами. Старики, облачаясь в белую войлочную мантию и, взяв в руки чашу, наполненную вином или бузой, обращались лицом к востоку с чтением молитвы о мире, благополучии и изобилии плодов земных. Во время молитвы черкесы зажигали свечи, курили ладан и клали земные поклоны, соблюдая воспринятые с христианством обряды.

С течением времени употреблявшийся прежде в религиозных церемониях черкесов крест приобрел форму двузубых и трезубых вил. Во время пиршеств черкесы в священных рощах продолжали совершать возлияния в честь старых языческих божеств. Практиковались жертвоприношения, при которых кололи домашних животных. Убитый молнией считался счастливцем, отмеченным божеством. Еще в XVIII – XIX веках у черкесов существовал пантеон языческих богов, где почитали Ауса Гирге (Иисуса Греческого) и покровительницу пчел Мериам, называвшейся также Матерью Божией.

Начиная с XVI века, Кавказ вновь начинает входить в сферу интересов России. Дело доходит до династических браков между правящими верхами Московии и Кабарды. Князь Темрюк выдает свою дочь замуж за Ивана IV Грозного и выделяет русским землю на Тереке для строительства городка. Следует заметить, что славянское население издревле проживало в этих местах. Раскопки поселений на территории современной Чечни и Дагестана, близ так называемых «гребней», дают множественные находки православных крестов. Христианское население пополнялось и за счет пленных людей, которых гнали сюда монголы, а позже и их преемники. Определенную роль сыграл свободный доступ для христианства в Золотую Орду, где возникла Сарайская русская православная епархия (1261 год). В ее состав входили все христиане, живущие в непосредственных владениях Золотой Орды: русские, принявшие христову веру татары, горцы Северного Кавказа. Сарайская епархия, существовавшая в XIII – XV веках, была одним из ранних русских духовных органов, распространившим свою деятельность на христианское население Северного Кавказа. Возможно, именно благодаря этому христианство сохранилось в Осетии.




Источник: Вопросы истории Поурупья. Вып. I. Материалы научной конференции, посвящённой 50-летию открытия и изучения Ильичёвского городища как памятника средневековой археологии и церковной архитектуры / отв. ред. С.Н. Малахов; сост. С.Г. Немченко. Армавир, ст.Отрадная, 2012. – 234 с., илл.