Сегодня проведение исторических исследований – дело неблагодарное. Масса потраченного времени ради жалких крупиц, призванных полнее осветить наше прошлое. Горели и уничтожались архивы, переделывалась и подгонялась историческая «правда», а то, что известно и найдено – это уже примелькалось и стало обыденностью. Но и в наше время бывают прорывы и откровения. Такими для казаков-общественников района стали последние полгода.

Свидетельства об истории нашей станицы посыпались как из рога изобилия. Нашелся человек, который совершил это «чудо» местного масштаба – Игорь Викторович Мясищев, начальник штаба тбилисского станичного казачьего общества ВКВ. Это он вывернул буквально наизнанку весь Интернет, наладил связи с воронежским областным архивом, терпеливо выуживал среди массы разнообразного архивного «ассорти» все, что касается истории нашей малой родины.

Теперь мы достоверно знаем, из каких населенных пунктов Луганской области с 1795 по 1804 годы переселялись казаки, основавшие станицы Тифлисскую, Ладожскую, Казанскую и Темижбекскую. Теперь мы знаем этих людей пофамильно, знаем их возраст, вероисповедания, статус, знаем даже, откуда они пришли на Луганщину, входившую тогда в Екатеринославскую губернию.

Есть у нас пофамильные списки станицы Тифлисской за 1804 и 1815 годы, исповедальная роспись Свято-Покровского храма за 1827 год, карты и фрагменты описаний Тифлисской и прилегающих населенных пунктов конца 19 и начала 20 веков.

Списавшись через Интернет с братьями-казаками из Трехизбянки, Бахмутовки и Райгородки, казаки-тифлисцы выехали на Украину, на родину предков.

Попросили благословения отца Василия, набрали земли с места гибели сотни Гречишкина, записали несколько дисков с фотографическими и архивными данными по истории станицы и ее нынешнем состоянии. Снимки в рамках, календари дополнили этот список. Деньгами и продуктами в дорогу подсобил фермер-казак Н. Попов.

Первая остановка была в Воронеже, на совете атаманов Союза казаков России Форум состоялся внушительный, присутствовали представители администрации Президента. Верховный атаман Союза П. Ф. Задорожный отметил, что, несмотря на декларированное равноправие, на местах, в регионах права казаков-общественников ущемляются. Общий вердикт: положение такое недопустимо и, по словам официальных лиц, будет исправляться.

...На таможне у нас забрали кинжалы. Не помогли ни разрешения на право ношения, ни официальное письмо Верховного атамана. Вот они, те самые перекосы! Парадный казачий костюм, черкеска без кинжала – это нонсенс, но не возвращаться же домой?

Украинские таможенники оказались более покладистыми и исторически «любопытными». Расстались друзьями. Первым шагом на территории Украины было приобретение местной сим-карты и звонок Бахмутовскому атаману сотнику Трамбовецкому. Дороги на «батькивщине» оказались изухабленными донельзя, что, впрочем, понятно, ведь проехали мы третьестепенный таможенный пункт, а путь наш лежал в Луганскую глубинку. Волнующая встреча произошла в полночь на окраине районного центра Новый Айдар. Через 210 лет обнялись люди, вышедшие из одной колыбели, особенно это касалось подъесаула Ю. М. Дейкина – потомка первопоселенцев, да и у районного атамана ВКВ А. В. Антипова в роду таковые имелись.

Утром - сбор, легкий завтрак и дорога в Райгородку, в Свято-Николаевский храм, который построили местные казаки. Появление кубанских атаманов произвело на местных прихожан маленькую сенсацию, особенно оживились бабульки, когда узнали о цели нашего приезда – ведь многим из них известна легенда о переселении земляков на Кубань, многие носят наши «родные», тифлисские фамилии. И мы в совместном порыве отстояли в храме службу. Вел ее отец Владимир - воин-афганец, трижды ломал спину, прострелены обе ноги, а по нему этого не скажешь! Имеет казачий чин хорунжего, активно помогает казакам воспитывать молодежь.

Пока хорунжий-священник продолжал службу, мы с его благословения отправились в Трехизбянку. Село уникально вомногом: здесь родился и поднял восстание знаменитый Кондратий Булавин, великих трудов стоило царским властям усмирить смуту, поднятую донским атаманом, и неизвестно, чем бы все окончилось, если бы не предательство атаманчиков. В Трехизбянке стоит красивый памятник Булавину, поставленный в 1999 году на собранные народом гривны.

Перейдя через улицу, мы подошли к большому, похожему на собор, Покровскому храму, отстроенному еще в 1772 году! Именно здесь молились Саморядовы, Чихачевы, Ватулины, Проскурины, Асеевы, Калашниковы, Дейкины, Донские, Бородины, Акуловы и многие другие семьи, заселившие нашу Тбилисскую. Здесь нас встретили первый атаман Трехизбянки - войсковой старшина Иван Сотников и сменивший его на этом посту сотник Станислав Иваненко. С разрешения настоятеля храма мы наполнили святой для нас землей с церковного двора капсулу из нержавеющей стали. Постояли во дворе, подышали воздухом времени, поставили свечки в храме и выехали в Бахмутовскую, на место, где стоял когда-то другой Покровский храм. И именно в нем, согласно местным устным преданиям, прощались со своей родиной отец и сын Гречишкины.

Фамилия Гречишкины и сейчас одна из самых распространенных в местных селах, а в соседнем районе даже есть село Гречишкино, которое образовалось уже после отъезда екатеринославцев на Кубань. А в Бахмутовке есть улица, на которой живут так называемые «кубанцы» – семьи, вернувшиеся с Кубани домой. Таковых было всего четыре семьи, ведь, возвращаясь, казаки становились опять однодворцами. О том, что представляли из себя эти однодворцы, будет описано в одной из следующих статей, а сегодня на месте храма совместно с местными казаками-донцами, мы отбивали поклон у поклонного креста. Здесь отец Владимир освятил ковчег с землей, родной легендарным Гречишкиным, капсулу из Трехизбянки и икону Святой Троицы с мощевиком – дар кубанцам с их исторической родины.

Пацанята в донской казачьей форме, подтянувшиеся на мопедах и велосипедах, также истово молились, и опекал их есаул Владислав Багринцев - молодежный лидер, воин-спецназовец, резчик по дереву и, главное, местный архивариус, тоже «накопавший» много такого, что нам предстоит изучать и изучать!

Когда по окончании панихиды мы выстроились для снимка у поклонного креста, из окрестных кустов робко приблизилась старушка с внучком. Баба Лида Жилина - тоже дальняя родственница переселенцев и тоже помнит предания о Леонтии Гречишкине, местном уроженце. Мы сфотографировались с бабулей и отбыли к атаману на прощальный обед, где нас встретила с подносом, полным яств, не кто-нибудь, а тетя Люба Гречишкина!

Быстротечность поездки не позволила пообщаться с местными жителями, но я уверен, что главные встречи у побратимов еще впереди.

Особенно приятно сообщить, что по Божьему провидению сразу же после нашего приезда обретен, наконец, портрет сотника Андрея Гречишкина, вернее, его копия, а следы оригинала ведут действительно в Майкоп, но только не в музей, как говорили тифлисские старожилы, а в Майкопскую епархию.


М. Казаченко
Фото автора и В. Багринцева
Материал из газеты Тбилисского района Краснодарского края «Прикубанские огни» от 20.09.2012 г.
Сайт газеты http://prikubanka.ru