«КиберЛенинки»
14 июля 1990 г. в г. Черкесске, в здании областного драматического театра состоялся учредительный съезд Верхнекубанского казачьего круга, придавший легитимность и организованность борьбе казачества Карачаево-Черкесии за свое возрождение. Баталпашинский казачий отдел – структурное подразделение Кубанского казачьего войска. Внесенный в 1997 г. в государственный реестр России, он занял важное место в социальной структуре Карачаево-Черкесской Республики и Северокавказского региона, выполняет важные общественно значимые функции, является серьезным стабилизирующим фактором внутренней жизни субъекта РФ." /> Этапы возрождения современного казачества (на примере Карачаево-Черкесии) | Кубанское Казачье войско

Карта казачьих отделов ККВ
Версия для печати

Этапы возрождения современного казачества (на примере Карачаево-Черкесии)

10.10.2015. Количество просмотров: 272

Хубиев Ислам Хызрович,
соискатель Карачаево-Черкесского государственного
университета им. У.Д. Алиева
editor@hist-edy.ru

Данная статья – попытка автора внести свой скромный вклад в исследование этой актуальной научной темы. Изучению многовековой истории казачества, его появления и расселения на Северном Кавказе, роли православия как духовной основы казачества, посвящено немало научных работ советских, современных российских и местных ученных и исследователей. Современная история казачества, процессы его возрождения в постсоветский период, в частности в Карачаево-Черкесии, по нашему мнению, недостаточно изучены и систематизированы.

Ключевые слова: Верхнекубанское казачество, Баталпашинский казачий отдел, казачий круг, сходы казаков, реабилитация, жертвы депортации.

Возрождение современного российского казачества неразрывно связано с перестройкой, развернувшейся в СССР в конце 1980-х гг. Перестройка высвободила огромную копившуюся десятилетиями человеческую энергию, дала мощный толчок развитию общественной самодеятельности масс, положила начало многим масштабным демократическим реформам. В эти годы в регионах страны начали стихийно создаваться общественные объединения граждан, в том числе на этнонациональной и конфессиональной основе. На собраниях, митингах граждан и в СМИ открыто и активно стали подниматься и обсуждаться вопросы геноцида народов СССР, реабилитации репрессированных народов, повышения статуса отдельных народов в иерархии национально-государственных образований, выхода той или иной территории из состава Российской Федерации.

В регионах России, в том числе в Карачаево-Черкесии, началось активное религиозное строительство, своеобразный религиозный ренессанс, возведение многочисленных храмов, монастырей и мечетей, обязательное присутствие священнослужителей в президиумах любых мало-мальски значимых светских мероприятий и освящение ими этих мероприятий и т.п.

Казачество с воодушевлением восприняло горбачевскую перестройку и заявленные ею демократические преобразования и свободы, увидев в этом возможность своего этнического и духовного возрождения. По стране стихийно стали создаваться казачьи объединения граждан, которые активно нарабатывали связи с центрами казачьего движения в Краснодаре и Москве. Проводились сборы (казачьи Круги) и определялись лидеры движения.

Историки по-разному толкуют время создания такого феномена как казачество – одни с появлением православия на Руси, другие – задолго до того. Однако все сходятся на том, что начало казакам положили наиболее свободолюбивые, не терпевшие рабства и никакой зависимости люди, бежавшие на пустынные приграничные земли России не по прихоти человеческой, а по целому ряду социальных, политических, религиозных причин [1].

Формальным началом официального возрождения современного российского казачества, можно считать момент проведения в Москве 28-30 июня 1990 г. Большого казачьего круга – учредительного съезда Союза казаков России, где были представители всех казачьих областей страны.

Большой казачий круг положил начало новой общественной патриотической организации, поставивший перед собой задачи сохранения, изучения, развития и пропаганды культурно-исторического наследия, ратных и трудовых традиций казачества, борьбы за его историческую реабилитацию [2].

Сходы казаков стали проводиться на всей территории нашей страны, а 14 июля 1990 г. в г. Черкесске, в здании областного драматического театра состоялся учредительный съезд Верхнекубанского казачьего круга, придавший легитимность и организованность борьбе казачества Карачаево-Черкесии за свое возрождение.

26 апреля 1991 г. был принят Федеральный Закон «О реабилитации репрессированных народов», согласно которому казаки были признаны репрессированной исторически сложившиеся культурно-этнической общностью людей, в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида [3].

Впоследствии были приняты ряд законов, постановлений и распоряжений, касающиеся дальнейшей реабилитации казаков и казачества[4].

15 июня1992 г. вышел указ президента РФ «О мерах по реализации Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов в отношении казачества», в котором, в частности, Президент РФ постановил: «в целях восстановления исторической справедливости в отношении казачества, его реабилитации как исторически сложившейся культурно-этнической общности… Осудить проводившуюся партийно-государственную политику репрессий, произвола и беззакония в отношении казачества и его отдельных представителей» [5].

24 апреля 1994 г. было принято Постановление Правительства РФ № 355 «О концепции государственной политики по отношению к казачеству», которое утвердило «Основные положения концепции государственной политики по отношению к казачеству» и концепцию «Возрождения традиционной для России государственной службы казачества является одним из элементов становления новой российской государственности, укрепления ее безопасности».

Данным Постановлением были утверждены примерные положения о государственной службе казачества, приведен исчерпывающий перечень видов государственной службы российского казачества: служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, служба по охране государственной границы, таможенная служба, служба в оперативных частях Внутренних войск МВД России, служба по охране общественного порядка, охранная служба по сопровождению грузов и объектов государственного и важного народно-хозяйственного значения, егерская и иная природоохранная служба.

В дальнейшем, правовая и организационная основы государственной службы казачества были более детально определены Федеральным законом N 154-ФЗ от 5 декабря 2005 г. «О государственной службе российского казачества» [6].

Наши исследования позволяют выделить три основных этапа возрождения казачества Карачаево-Черкесии:

1) Первый этап – конец 1980-х нач. 1990-х гг. Это этап самоидентификации казаков, консолидации казачества, формирования казачьих объединений.

В этот период под напором горбачевской перестройки разваливается советская система тоталитарного партийно-государственного управления. Государство, пораженное глубоким системным кризисом, перестает выполнять свои основные функции, адекватно реагировать на запросы граждан и вызовы времени.

В стране, в том числе на Северном Кавказе, нарастает волна преступности, сепаратизма, бандитизма, других социальных атавизмов. Резко возрастает вынужденная массовая миграция «нетитульных» народов в целях самосохранения из мест их постоянного жительства, в том числе из Карачаево-Черкесии.

Естественной ответной реакцией на такие условия стала самоидентификация казаков, формирование казачьих объединений. 14 июля 1990 г. в г. Черкесске проводится учредительный съезд Верхнекубанского казачьего круга, создается региональная казачья общественная организация. Борьба казачества Карачаево-Черкесии за свою реабилитацию и возрождение приобретает легитимный, организованный характер.

2) Второй этап возрождения казачества берет начало, по-нашему мнению, с 26 апреля 1991 г. – дня подписания Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Ельциным Закона «О реабилитации репрессированных народов», ставшего правовой основой деятельности общественных казачьих организаций. Согласно ст. 2 Закона казаки были признаны репрессированной исторически сложившейся культурно-этнической общностью людей [7].

С этого момента подъем казачьего движения на Кубани носит целенаправленный характер с четко выраженными формами: идеология – православие, власть – казачье самоуправление и государственная (в т.ч. военная) служба Отечеству. Совершенствуется структура и организация управления казачьим движением в стране и республике через штабы регионов и правления обществ.

3) Третий этап возрождения казачества начинается с принятия Президентом РФ Д.А. Медведевым 3 июля 2008 г. новой Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, поднявший эту работу на качественно новый уровень.

Современная история Верхнекубанского казачества, представленного в настоящее время, в основном Баталпашинским казачьим отделом и частично Баталпашинским союзом казаков, ярко отражает этнополитические и конфессиональные аспекты возрождения казачества и его участия в стабилизации общественно-политической ситуации на Северном Кавказе, в частности в Карачаево-Черкесии.

Баталпашинский казачий отдел – структурное подразделение Кубанского казачьего войска, насчитывает в своих рядах более 3 тыс. реестровых казаков, имеет 2 городских, 4 районных, 9 станичных, 5 хуторских казачьих обществ. В 1997 г. внесен в государственный реестр России. Баталпашинский казачий отдел занял важное место в социальной структуре Карачаево-Черкесской Республики и Северокавказского региона, выполняет важные общественно значимые функции, является серьезным стабилизирующим фактором внутренней жизни субъекта РФ. Казаки Верхнекубанского казачества активно участвуют в межэтническом и межрегиональном сотрудничестве, охране государственной границы РФ, в обеспечении законности и правопорядка в станицах и хуторах, в военно-патриотическом воспитании молодежи.

На всех этапах реабилитации казачества, его духовного возрождения важная роль отводилась религиозной составляющей этого многогранного процесса в лице русского православия. Все эти годы Православная церковь как и в прежние, смутные, времена по-отечески заботливо окормляла свою паству, служила казачеству надежной духовной опорой, твердым нравственным стержнем и выверенным жизненным ориентиром.

В своем Обращении к казачеству от 28 мая 1996 г. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, в частности подчеркнул: «Сегодня перед Казачеством вновь открывается возможность служить Вере и Отечеству. Закончилось время испытаний и забвения преданного служения казачества Государству Российскому.

Мы надеемся на Ваше участие в возрождении не только своих исторических земель, но и России в целом. Пусть будет славен казак не только службой земной, но и неустанным служением Господу Богу и святой Православной Церкви, ибо без этого невозможно будет подлинное возрождение казака-воина, землепашца и первопроходца...» [8].

Сегодня есть все основания утверждать – возрождение Верхнекубанского казачества Карачаево-Черкесии состоялось. Казаки занимают достойное место среди народов республики, полноценно представлены в органах государственной и муниципальной власти и управления, имеют необходимые условия для изучения и сохранения своей самобытной истории и традиционной культуры, языка и вероисповедания, организации и развития казачьего уклада жизни, сельскохозяйственного производства и промыслов, обучения и воспитания молодежи на славных примерах казаков старших поколений. Задача теперь заключается в том, чтобы не останавливаться на достигнутом, а продолжать и качественно улучшать работу по возрождению казачества. Все необходимые условия для этого есть, и на федеральном и на региональном уровне.

Проведенные нами исследования свидетельствуют о необходимости дальнейшего всестороннего изучения и анализа этнополитического и конфессионального аспекта процессов возрождения казачества и других народов Карачаево-Черкесии, происходящих в регионе в постсоветский период. Извлечения из этого соответствующих уроков, выстраивания выверенных и стабильных межнациональных, межконфессиональных отношений в регионе. Обеспечения на этой основе сбалансированной политики экономического и духовного возрождения всех народов республики и успешной реализации курса на всестороннюю модернизацию общества и государства.

Библиографические ссылки и примечания

1. Недвига Н.Г. Государственно-церковные отношения на Кубани в XIX веке: к постановке проблем // Сборник материалов «Культура Северо-Кавказского региона…». Краснодар, 1997.

2. Ленинское знамя. 1990. 25 июля.

3. ФЗ – 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов». 1991. 26 апр.

4. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 16.07.1992 №3321-1 «О реабилитации казачества»; Распоряжением правительства РФ была образована комиссия по подготовке проекта Закона РФ «О реабилитации казачества» от 24.05. 1992 г.; Указ президента РФ «О мерах по реализации Закона РФ « О реабилитации репрессированных народов в отношении казачества» от 15.06. 1992 г.; Постановление Правительства РФ № 355 «О концепции государственной политики по отношению к казачеству» 24.04.1994 г.; 03.07.2008 Президентом РФ Д. А. Медведевым была принята новая «Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества»; Народным Собранием (Парламентом) КЧР в 2000 г. был принят закон «О реабилитации казачества Баталпашинского казачьего отдела Кубанского казачьего войска», в 2005 – целевая программа «Патриотического воспитания казачьей молодежи Карачаево-Черкесской Республики на 2005-2007 годы». В2007 г. в КЧР были приняты две программы – «Поддержка Баталпашинского казачества на 2008-2010 годы» и «Патриотическое воспитание казачьей молодежи Карачаево-Черкесской Республики на 2008-2010 годы», направленные на выполнение единой государственной политики по возрождению и развитию казачества.

5. Народы КЧР: история и культура / под ред. Нахушева В.Ш. 10-11 класс. Черкесск, 1998.

6. ФЗ – 154 «О государственной службе российского казачества» от 05.12. 2005.

7. ФЗ – 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» от 26.04.1991.

8. URL: http://kazakia-vbkv.narod.ru (дата обращения 23.05.2013)


ж. Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 3 (19)

Материал перепечатан из научной электронной библиотеки «КиберЛенинка»

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел: История ККВ // C 1989 года

Рейтинг@Mail.ru