В.В. Озерова
учитель истории и обществоведения
МОУ СОШ № 11 Майкопского района Республики Адыгея


Сейчас в эпоху больших изменений в социально-политической жизни страны, требуется переосмысление положения различных национальностей, социальных слоёв населения России, более глубокое изучение их прошлого, настоящего и поисков путей в будущее. Особое место занимает Северный Кавказ с его многонациональной культурой, к которой принадлежит и казачество. Знания о нравственных нормах, устоях казачества помогут осознать духовно-нравственную атмосферу региона Северного Кавказа.

Жизненный мир казаков зависел от целого ряда объективных и субъективных условий и обстоятельств. Казаки во все времена являлись защитниками Отечества. Отношение к Родине как к моральной ценности выдержало проверку временем. Если без Родины человек не может жить, тоскует и мучается вдали от неё, если за свободу и честь он готов отдать собственную жизнь, значит, это действительно ценность очень высокого ранга. Казаки заботились о благе Отечества, а значит, им был присущ патриотизм.

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Высокое чувство единства человека с Родиной и народом находили своё отражение в жизни казачества. В старину казак был исключительно воином. Земледелие и вообще мирные занятия запрещались войсковым правительством под страхом тяжких наказаний. Постепенно из казака-воина формировался казак-гражданин. Он представлял собой преимущественно земледельца. Помимо земледелия казаки занимались охотой и рыболовством, огородничеством и виноградарством, скотоводством и коневодством, сплавом леса и судоходством.

Говоря о жизни казаков, следует помнить, что они являлись людьми вольными, не знавшими крепостного права. Главной и основной обязанностью казака была защита своего Отечества, символами которого являлась православная церковь, русский государь и родные станицы. Донские казаки любили свой Дон и называли его «батюшкой и кормильцем родимым». В плену или на чужбине, умирая, сражённый вражеской пулей казак всегда мысленно взывал к своему кормильцу: «Прости, мой батюшка Тихий Дон Иванович! Мне по тебе теперь не ездити, дикого зверя не стреливати, вкусной рыбки не лавливати». Эта же страстная любовь к своему кормильцу Дону сквозит во всех старинных песнях и даже в войсковых грамотах по Дону и отписках в Москву. Даже в соседних странах, где лежали кости павших геройской смертью донцов, защищавших честь России, как-то: в Финляндии, Швеции, островах балтийского моря и теперь существует древняя легенда о том, что во время осенних ночных бурь, когда вся северная природа стонет от непогоды, донские витязи встают из своих могил, садятся на своих боевых коней и с воем и стоном несутся в облаках на родимый им Дон. Тяжело им лежать в могилах на чужой стороне вдали от своего кормильца Тихого Дона Ивановича. Скорбным и пылающим старым казацким огнём их души спешат слиться со своим братством-товариществом и просят перенести их кости на дорогую родину. Жители этих северных стран не раз во время бурь видели это явление и в суеверном страхе прятались в свои дома.

Казаки не только охраняли границы Российского государства. В истории России нет ни одной войны, где не участвовали бы казаки. В XVI веке казаки принимали участие во взятии Казани, самостоятельно завоевали Астраханское ханство; в начале XVII века участвовали в изгнании поляков из Москвы. В Северной войне (1700 – 1721гг.) Пётр I для участия в военных действиях вызвал вольных казаков с Дона, Терека и Гребней. Казаки принимали участие и в Полтавской битве (1709 г.). Участие казаков в русско-турецких войнах было весьма значительным. В русско-турецкой войне 1877-1878 годов казаки не только защищали интересы России, но и освободили Болгарию от турецкого ига, действуя в составе русской армии. И в XIX, и в XX столетиях казачество стояло плечом к плечу с русскими войсками в борьбе против внешних и внутренних врагов. При нашествии Наполеона на Россию в 1812 году казаки вышли на службу поголовно, от 17 до 60 лет, во главе с атаманом М. И. Платовым. Казачьи войска выставили против Наполеона громадное по тогдашним условиям число в 88 тысяч всадников. В первых же сражениях Отечественной войны 1812 года донские казаки, громя авангардные части наступающего противника. Продемонстрировали высочайшее искусство и нацеленность на победу. Они прикрывали отступление соединившихся русских армий Барклая-де-Толли и Багратиона, неся основную тяжесть арьергардных боёв на пути от Смоленска к Бородину. После изгнания Наполеоновской армии из России казаки в составе русской армии участвовали в заграничном походе. Триумфом стало вхождение казачьих полков в Париж. За храбрость в войне с Наполеоном получили боевые награды не только казаки-герои, но и многие казачьи воинские части. Георгиевские знамёна получили 7 казачьих полков, а Лейб-гвардии казачий полк и собственный Его Величества конвой получили серебряные трубы и Георгиевский штандарт.

Казачьи части отличались высокой храбростью и стойкостью, а также высочайшей военной выучкой. Так как казаки несли поголовную воинскую повинность, им было у кого учиться воинским наукам. Командирами в войске были также казаки. И офицер, и рядовой вместе вырастали в станицах, так же как их отцы и деды. Командир обычно хорошо знал психологию своих подчинённых, на что способен каждый казак, а они, в свою очередь, верили своему командиру и знали, что он не даст им непосильной задачи и не пошлёт их на убой.

Казаки не только участвовали в войнах, которые вело Российское государство, но и самостоятельно боролись с могущественной Турецкой империей, с Польским королевством и Крымским ханством. А.И. Куприн писал: «Казак – драгоценный союзник в охране государства. Многовековое обращение с лошадью сделало из него природного кавалериста. Но он и прирождённый воин: со времён седой древности он стоял на рубежах земли Русской, на передовых её постах как страж и разведчик, всегда готовый к первому наступлению и к первой обороне». Казачество не только служило России как застава и часть Войска, но и как своеобразное явление русской жизни, участвовало в строительстве и жизни великого Российского государства.

В жизни казачества был период, о котором нельзя умолчать – это эмиграция. И везде, по всему миру, фактически лишившись Родины, казаки сохранили твёрдость духа, стремление к возрождению России.

У казаков в изгнании было главное призвание – бороться за воссоединение и возрождение национальной России и казачества. Бороться приходилось по-всякому и во всех направлениях. И в жертвенном порыве, в котором приходилось разом отдавать всё, вплоть до жизни включительно. И в упорном ежедневном отстаивании своего национального бытия, своих казачьих идеалов и идей.

Сербский писатель Бронислав Нушич, во время вручения ему диплома почётного казака кубанской Шабацкой станицы, чем он гордился всю жизнь, сказал: «Всем известно, что в организме Российского государства казаки представляли самый здоровый элемент. Казаки – это здоровая и горячая артериальная кровь, это сердце, которые давали импульс жизни и роста всему Российскому государству. Это они раздвинули пределы своего государства от Москвы до Чёрного моря и от Карпатского хребта до Великого океана. Это они освоили прекрасные южнорусские степи и грозный Кавказ, знойный Туркестан, необъятную суровую Сибирь. И везде они несли с собой русскую культуру, своеобразный казачий уклад жизни и величие русского имени, являясь искусными и способными культуртрегерами среди полудиких народов ближнего и дальнего Востока».

Беспримерное по героизму «Азовское сидение» донских казаков кроме твёрдости веры и духа являет собой удивительный образец военного мастерства, стойкости и мужества.

Мужество – добродетель, которая во все времена почиталась в обществе. Благодаря мужеству человек преодолевает страх, превозмогает боль, усталость, голод, холод, стойко переносит удары судьбы, действует решительно в условиях опасности.

Казакам присуще мужество, то есть большая воля и важное моральное качество, ассоциирующееся с силой нравственных позиций и устремлений личности или, как говорил ещё Платон, со «стойкостью в исполнении должного».

Мужественный казак рисковал благополучием, здоровьем или жизнью осознанно, чтобы исполнить свой долг, сохранить доброе имя. В одной из песен казаков есть такие слова: «Но назад не пяться, нельзя отступать. Ради русской чести лучше умирать». В таких случаях мужество выбирает второе – гибель и честь, и отвергает первое – жизнь и бесчестье. И умирали казаки всегда с достоинством, мужественно, со стоическим презрением к своим мучителям. О бесстрашии и мужестве казаков можно судить по старинному боевому воинскому клику: «Кто хочет за веру христианскую быть посажен на кол, кто хочет быть четвертован. Кто готов претерпеть всякие муки за святой крест. Кто не боится смерти – приставай к нам. Не надо бояться смерти – от неё не убережёшься. Такова казацкая жизнь».

Проявляли мужество казаки и в походах. Они отрекались от всех земных радостей, от семейной жизни, от благоустроенного жилья, подолгу без движения сидели в засаде, не разводя огня зимой и мучаясь от жажды летом, питаясь, когда рыбой, когда птицей, выжидая единственного необходимого для победы мгновения.

Много казаков пало в горах и долинах Кавказа в борьбе с турками и горцами. Погибали на лесных завалах, поймав пулю в грудь, в сабельных рубках, падали под ноги коней, сражённые пиками и турецкими ятаганами, от удара кинжала в ночи; гибли днём и ночью, вместе и поодиночке в ночном поиске. Умирали от ран в горах среди павших товарищей в неравных схватках.

Казачество было напрямую связано с государственной службой, и сама служба влияла на систему воспитания. Основой патриотического воспитания в казачьих семьях считались веками проверенные заповеди, знание и соблюдение которых было необходимым условием воспитания казака-гражданина и патриота:

- люби Россию, ибо она мать твоя, и ничто в мире не заменит тебе её;
- люби свою землю, ибо она – колыбель твоей свободы;
- люби правду, ибо она единственный маяк в жизни человека;
- все, кто идёт против Отчизны твоей, – враги;
- только в борьбе за счастье Родины ты обретёшь своё утерянное право;
- веруй твёрдо в правоту своего дела, ибо вера - единственный камень, на котором ты построишь новую Отчизну свою;
- люби всё, что с ранних лет ты впитал в кровь и плоть в вольных степях твоей Родины;
- мир, красота, любовь и правда - вот лозунги на твоём знамени.

Уклад жизни казачества обусловливался соблюдением традиций, которые отражали общественные интересы, регулировали поведение людей, находили более полное и разностороннее выражение в этических нормах, эстетических воззрениях. С помощью традиций создавались основы трудового и нравственного, умственного, физического, эстетического и религиозного воспитания. Обычаи, обряды, традиции строго регламентировали поступки в конкретных ситуациях, регулировали поведение людей в различных сферах их деятельности, определяли характер межличностных отношений, выступали как взаимосвязанные формы воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Казачьи традиции представляли собой нормативную основу жизнедеятельности казачьей общины и семьи.

Воспитание в семье было начальным этапом приобщения молодого поколения к полноценной казачьей жизни. Деды и прадеды казаков считали, что наилучший возраст для развития человеческих способностей – это раннее детство (до пяти лет), когда интенсивно формируются способности у детей, когда ребёнок быстро развивается физически, умственно, нравственно. С трёх лет маленького казака сажали на коня. С этого возраста старики в шутках-играх передавали ему воинские мудрости. С малолетства начинали родители собирать ребёнку будущее снаряжение. С десяти лет мальчик присутствовал на казачьем кругу. В четырнадцать лет ему докупали жеребёнка, и дальше они росли уже вместе: казак и его будущий конь. В девятнадцать лет молодой воин имел полное снаряжение: мундир с околышем на фуражке и лампасами по цвету своего войска и всю экипировку, кроме винтовки и пики – последнее им выдавала казна. Украшением казака, его гордостью была шашка. Её, как правило, передавали по наследству. На пять лет постоянной строевой службы казак уходил подготовленным и закалённым юношей.

Проводы казака на службу и встреча с войны – большой станичный праздник. Все жители спешили разделить эту радость, подчёркивая тем самым, что быть воином и стоять на страже семьи и Отечества – почётная обязанность и долг каждого настоящего казака. Это оказывало огромное воспитательное воздействие на юную смену.

В среде казаков обычаи служили средством приобщения молодёжи к культурному опыту прошлого и настоящего, регламентировали поведение и поддерживали внутригрупповую сплочённость. Многие специфические, присущие только казачеству, методы и приёмы воспитания, передаваясь из поколения в поколение, становились традициями.

Семья выступала своеобразным форпостом, оберегающим вековые традиции, сформировавшиеся столетиями устои общества. В особенности нравственные устои. Патриархальный стиль жизни семьи предполагал, что главой семьи должен быть муж, отец. В отсутствие мужа главой семьи становилась жена-казачка. Часто вместе с мужем казачка отстаивала свою станицу от врагов. Бесстрашная, сильная, работящая казачка была верным союзником мужа в борьбе с неприятелем. В случае необходимости казачка могла сесть на коня верхом, стрелять из ружья, словом, защищать станицу, свой дом.

Так с молодых лет воспитывалась в казаках любовь к Родине, неравнодушие к судьбам Отечества.

В последнее время всё больше очевидной становится настоятельная необходимость возрождения общечеловеческих нравственных ценностей, имеющих непреходящее значение. Это касается как народных обычаев и традиций, верований, так и таких чисто человеческих качеств, как любовь к Родине, служение Отечеству, патриотизм, мужество и т.д.

Теперь стало понятным, что отшлифованные веками народные обычаи и традиции – это кладезь мудрости, согласия, человеческих взаимоотношений. С забвением народных традиций были утрачены особенности воспитания подрастающего поколения. Изучая и восстанавливая обычаи и традиции казачества, есть все основания полагать, что возвращение казачества к его корням и истокам позволит бороться с бездуховностью и нравственной деградацией в современном обществе.

Источник: Вопросы казачьей истории и культуры. Выпуск 4. Майкоп, Изд-во АГУ, 2008