В.П. Затолокин,
атаман Келермесского казачьего общества, подъесаул

Первые поселенцы станицы Келермесской появились на реке Гиага в мае 1863 г. В числе первопоселенцев станицы были: одна офицерская семья – есаула Матвея Васильевича Ткачева, 108 семей линейных казаков и 15 семей государственных крестьян.

Первое упоминание о семье В.М. Ткачева в церковной книге Свято-Покровского храма станицы Келермесской от 25 февраля 1868 г. гласит: «Отец Ткачев Матвей Васильевич – есаул. Мать Ткачева Наталья Ивановна – есаулиха. Родилась Ткачева Антонина Матвеевна – дочь есаула».

25 сентября 1885 г. сделана следующая запись в церковной книге Свято-Михайловского храма: «Отец – Ткачев Матвей Васильевич – войсковой старшина. Мать Ткачева Наталья Ивановна. Родился 24 сентября Ткачев Вячеслав Матвеевич – сын войскового старшины». В 1896 г. Ткачев Матвей Васильевич получил чин полковника.

Мать Вячеслава Ткачева происходила из семьи священника Иванова Ивана (Иоанна), служившего в церкви станицы Гиагинской. Прадед Вячеслава Ткачева был кубанский казак, получивший за проявленный героизм при взятии турецкой крепости офицерский чин хорунжего и дворянское звание.

В детстве Вячеслав играл с простыми казачатами, слушал рассказы старых казаков о боевых походах и сражениях, мечтая о воинской славе. Уже в пять лет он стал прекрасным наездником. Первоначальное образование получил дома, занимаясь с домашними учителями, затем воспитывался в Нижегородском кадетском корпусе. После окончания Константиновского артиллерийского училища в Петербурге В.М. Ткачев в звании хорунжего начал службу во второй Кубанской казачьей батарее. Вскоре его перевели воспитателем в Одесский кадетский корпус, где он впервые увидел парящий в небе аэроплан. «Это захватывающее зрелище решило мою дальнейшую судьбу», – вспоминал впоследствии В.М. Ткачев. С разрешения начальства он поступил в Одесскую частную пилотскую школу и в 1911 г. окончил ее, получив диплом гражданского пилота. В дальнейшем обучался в Севастопольской военно-авиационной школе, после окончания которой был направлен в 11-й корпусной авиационный отряд, в котором уже служил его друг юности летчик Петр Нестеров, всемирно известный по «петле Нестерова» и впервые в истории авиации применивший таран самолета противника.

Приступивший к службе В.М. Ткачев начал практиковать перелеты на дальние расстояния. Один из них, который вошел в историю авиации, – перелет Киев – Одесса – Керчь – Тамань – Екатеринодар, общей протяженностью в 1500 км верст, длился 13,5 час. За блестяще выполненную задачу Киевское общество воздухоплавания присудило В.М. Ткачеву золотой знак «За наиболее выдающийся в России в 1913 году перелет» [1].

В.М. Ткачев был участником первых проб стрельбы из пулемета с аэроплана. Он учился прицельно метать бомбы и производить разведку противника с воздуха с помощью фотографирования. Им опробовалось взаимодействие авиации и артиллерии (наводка на цель при стрельбе).

Во время Первой мировой войны из телеграммы великого князя Александра Михайловича от 14 декабря 1914 г. известно, что «подъесаул Ткачев, военный летчик, начальник двадцатого авиационного отряда, удостоился получить орден Святого Георгия. Эту высшую военную награду он заслужил за свои смелые разведки, пренебрегая своей жизнью и думая только об исполнении долга перед Царем и Родиной.

Он первым из наших доблестных орлов получил это высшее отличие. Душевно радуюсь сообщить об этом славному Кубанскому казачьему войску, сыны которого не только на земле, но и в воздухе покрывают себя неувядаемой славой» [2].

К 1914 г. в России практически не было своей авиационной промышленности. Имелись лишь немногочисленные цеха по сборке моторов «Гном» (Москва) и аэропланов (Петербург) из частей и деталей, присланных из Франции [3].

Выписка из главного архивного управления центрального государственного военно-исторического архива свидетельствует, что «Ткачев В.М. назначен начальником 20-го Корпусного авиационного отряда 10 марта 1914 г. Награжден орденом Георгия 4-й степени 14 декабря 1914 г. За отличие в боях в 2-й Люблинский период… произведен в чин есаула…, награжден орденом Владимира 4-й степени с мечами и бантом. 26 февраля 1915 г. за отличие в боях награжден орденом Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». Потом следовали награды: орден Анны 2-й степени с мечами, орден Станислава 2-й степени с мечами [4].

25 апреля 1916 г. В.М. Ткачев назначается командующим 11-м авиадивизионом. Вскоре он был награжден Георгиевским оружием за разведки, «давшие сведения о противнике огромной важности». 25 августа 1917 г. за боевые заслуги произведен в полковники и пожалован военным крестом президентом Французской Республики».

Немецкая газета «Берлинер тагеблатт» отмечала: «Согласно сообщению Петербургского телеграфного агентства русский летчик казак есаул Ткачев из Люблина произвел блестящую разведку в тылу и на фланге наших передовых войск. Он был сильно обстрелян, ранен в ногу, был пробит бензобак его летательного аппарата. Однако русский летчик своей раненной ногой закрыл дыру в бензобаке и благополучно приземлился за русской линией. Он спас свой летательный аппарат» [5].

Вот что пишет о своей жизни сам В.М. Ткачев: «Подвожу краткий итог моей работы в авиации в период Первой мировой войны. Я был первым Георгиевским кавалером русской авиации. Дал командованию выдающиеся разведывательные данные, приведшие к большим победам наших войск. Был организатором 1-й истребительной авиационной части, которая после хорошей технической и тактической подготовки нанесла ряд решительных ударов по немецким бомбардировщикам, и тем защитила наши тылы (под Луцком). Действием этой истребительной группы было положено начало организованной борьбе в воздухе. Написал и издал в 1916 г. первое в истории России «Пособие по тактике ведения воздушного боя». Я первый из простых смертных (а не из Романовых) возглавил русскую авиацию с декабря 1916 г. при штабе Верховного главнокомандующего. Я был первым генералом русской авиации» [6].

После Февральской революции 1917 г. В. М. Ткачев уехал из Ставки на Юг. В Келермесской он был арестован и отправлен в тюрьму Майкопа. Когда его везли на расстрел, земляк, казак из Келермесской, устроил побег Ткачеву. Затем В.М. Ткачев воевал у Врангеля, был начальником русской авиации, в 1918 г. произведен в генерал-майоры.

Им было разработано много тактических приемов. Например, кавалерийская ударная группа Д.П. Жлобы была деморализована с помощью авиации. Применив шумовой эффект, летчики сбрасывали пустые пробитые бочки из-под бензина, результатом чего явилось почти полное ее уничтожение последовавшим вслед за пулеметным огнем.

После Гражданской войны В.М. Ткачев сначала жил в Турции, затем в Югославии, где некоторое время служил в инспекции авиации. В 1921 г. в Белграде он издал пособие из опыта Гражданской войны «Вопросы тактического применения авиации в маневренной войне» [7]. Работал в русских гимназиях в Югославии преподавателем.

Во Второй мировой войне против СССР не воевал. С вступлением советских войск в Югославию 30 октября 1944 г. был арестован и отправлен в Москву. В 1945 г. был осужден на 10 лет. После освобождения с 1955 по 1965 гг. жил в Краснодаре и работал диспетчером уличного освещения, затем переплетчиком. Стремился продолжать исследования по авиации. В.М. Ткачев являлся автором книг «Русский сокол» о П.Н. Нестерове, изданной в Краснодаре в 1962 г., «Крылья России» об истоках российской авиации и ее участии в Первой мировой войне, изданной в Санкт-Петербурге в 2007 г.

Умер Вячеслав Матвеевич Ткачев 25 марта 1965 г. в Краснодаре. Похоронен на Славянском кладбище. Его жена умерла во Франции в доме престарелых. Сестра – Ткачева Антонина – была расстреляна в 1920 г. в ВУК г. Майкопа. Награды В.М. Ткачева сохранились в ножке стола, где был сделан тайник.

На родине в станице Келермесской его именем названа улица, на которой он жил. Сохранился дом семьи Ткачевых. В настоящее время в нем живут две семьи. Хутор Ткачев, расположенный в восьми километрах от станицы – это потомственная земля в количестве 600 десятин, пожалованная войсковому старшине Матвею Васильевичу Ткачеву. В школьном, станичном и районном Гиагинских музеях имеются экспонаты, посвященные выдающемуся земляку. На Свято-Покровском храме станицы Келермесской установлена мемориальная доска В.М. Ткачеву, как продолжение существовавшей до 1917 г. традиции писать имена Георгиевских кавалеров на стенах храмов.

К 125-летию В.М. Ткачева выпущена юбилейная медаль. Адыгейским республиканским телевидением снят документальный фильм о нем. Торжественно отметили эту дату и земляки В.М. Ткачева.

Удивляет одно – военные летчики, которые оканчивали летные военные училища и академию имени Н.Е. Жуковского, отмечают, что имя В.М. Ткачева и его труды на лекциях в этих высших военных учебных заведениях никогда не упоминаются. Недопустимо забывать своих героев.

Литература:


1. Ткачев Вячеслав Матвеевич – http://ru.wikipedia.org/wiki/
2. Летопись Кубанского казачьего войска 1696–2006 гг. / Под ред. В.Н. Ратушняка. Краснодар. 2006.
3. Ткачев В.М. Крылья России. Воспоминания о прошлом русской военной авиации 1910 – 1917 гг. СПб., 2007.
4. Цит. по: Тимофеева М. «Мертвая петля» казака Ткачева – Режим доступа http://www.trud.ru/article/15-01-2004/66496_mertvaja_petlja_kazaka_tkacheva.html
5. Там же.
6. Ткачев В.М. Крылья России. Воспоминания о прошлом русской военной авиации…
7. Ткачев В.М. Вопросы тактического применения авиации в маневренной войне // Военный сборник. К.1. Белград, 1921. С. 121 – 136.

Источник: Вопросы казачьей истории и культуры: Выпуск 6 / М.Е. Галецкий, Н.Н Денисова, Г.Б. Луганская; Кубанская ассоциация «Региональный фестиваль казачьей культуры»; отдел славяно-адыгских культурных связей Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т. Керашева.– Майкоп: Изд-во АГУ, 2011.