В.А. Калиненко атаман Лабинского отдела ККВ

Опыт создания воспитательного пространства в работе Лабинского казачьего отдела

Казаков выделяет, прежде всего, мировоззрение и общественные ценности, которые веками взращивались в казачьей среде, это: четкая ориентация на православие, идеи целостности Российской государственности, традиции народной демократии, служение Отечеству без страха и упрека.

В сегодняшней России, строящей свое суверенное государство, все эти ценности очень востребованы. Они не возникли ниоткуда, а пришли в нашу душу с культурой предков: рассказами дедов и прадедов, наставлениями бабушек и матерей. Но ничто не вечно под луной, все мы горькие свидетели того, как быстро уходит старшее поколение, а с ним уходит уникальная казачья культура. С кем же остаемся сегодня мы? К сожалению, среди казаков немало тех, кто лишен казачьего мировоззрения и менталитета – «Иванов родства непомнящих». Сегодня вступил в казачество, а завтра «выступил», встречаются и мертвые души. Молодежь тоже не очень-то задерживается в казачестве. Поэтому основной задачей для казачества видится создание жизнеспособных механизмов передачи молодым и усвоения ими казачьей культуры, мировоззрения, ценностей, установок. Если в ближайшее время такие механизмы не начнут работать – будущее казачества в тумане. Поэтому поводу справедливо сказал профессор Н.И. Бондарь: «Сейчас, когда прошла эйфория первых казачьих съездов и праздников, оказывается… что сформировать то или иное казачье войско намного проще, чем осуществить подлинное духовное возрождение».

Как всегда встает извечно русское «что делать?» Анализ показывает, что наиболее эффективной и работоспособной структурой передачи и усвоения знаний, опыта, духовных ценностей является школа. Более того, школа сегодня является практически единственным возможным механизмом идентификации молодых поколений кубанцев с казачеством.

Понимание острых вопросов заставило руководство Лабинского казачьего отдела построить работу в образовательном направлении по новому. Год назад при отделе был организован координационный совет, в который вошли профессионалы своего дела – ученые, педагоги практики, краеведы, депутаты разных уровней. Возглавляет работу совета атаман Лабинского отдела и заместитель атамана Лабинского казачьего отдела депутат Армавирской городской думы С.Н. Лукаш. На совете принята программа и определены направления работы.

Первое направление – историко-этнографическое – сбор и обобщение материалов по истории и культуре кубанского казачества. Эта работа проводится фондом культуры кубанского казачества «Линеец», возглавляемым С.Н. Лукашом. В частности, проведены уже 5 научно-практических кубанско-терских конференций «Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа», три из которых носят статус международных. Состав участников – самый демократичный: от именитых академиков и профессоров до рядовых учителей и краеведов, интересующихся историй казачества. По итогам конференции мы издаем сборники, которые бесплатно распространяем по школам, казачьим обществам, библиотекам.

Второе направление – педагогическое. Здесь мы работаем в полном контакте с Армавирским государственным педагогическим университетом и учителями практиками. Нашими научными консультантами являются академики и профессора: В.Б. Виноградов, Р.А. Галустов, Н.Н. Великая, С.А. Голованова. Образованы экспериментальные площадки – несколько школ с казачье – кадетскими классами и ПУ№ 5 г. Армавира.

Направление работы: создание учебных программ, учебных планов для казачьих классов, обобщение и распространение опыта, проведение семинаров и конференций. Так на базе МОУ-СОШ№ 9 ст. Советской проведен семинар – совещание в масштабах отдела по распространению опыта работы этой школы с кадетско-казачьими классами. Школьные учителя просили чаще проводить такие семинары.

Третье направление – лекционно-пропагандистское. Образованы мобильные группы из казаков – краеведов, лекторов. Эти люди могут не только увлекательно рассказывать о казачестве, но и демонстрируют уникальные вещи из своих личных коллекций. Формы общения с молодежью самые разнообразные: лекции, диспуты, вечера встреч, уроки мужества. После такого общения у ребят сразу же проявляется огромный интерес к казачеству.

Принципиально важна активная работа казачьего общества с местными школами, там, где проводится обучение в казачьих классах. Но и этого оказывается мало. Что бы воспитать казака необходимо особым образом организованное педагогическое пространство, куда включены еще и семьи воспитанников, церковь, внешкольные учебные заведения – клубы, секции. Это пространство, которое координируется атаманом казачьего общества и руководством школы мы, в нашем эксперименте, называем культурным казачьим сообществом.

Такое воспитательное пространство, как казачьи культурные сообщества - «ККС», необходимо. Мы считаем нужным, организовать в каждом населенном пункте: городе, станице, хуторе, где есть казачьи общества, казачьи классы в общеобразовательных школах. В Лабинском казачьем отделе мы начали работу с атаманами по созданию ККС и координации действий в этом направлении. В идеале необходимо направить усилия на создание системы непрерывного казачьего образования, что бы ребята обучающиеся в кадетско–казачьих классах, имели возможность продолжить его в казачьих средних профессиональных или высших учебных заведениях. Из таких молодых людей, творчески усвоивших казачью культуру, менталитет, впитывавших в себя казачьи знания и будут пополняться ряды наших казачьих обществ. Время не раз бросало вызов кубанским казакам. Так было и 140 лет назад, после окончания кавказской войны. Наказной атаман, граф Сумароков-Эльстон прекрасно понимал, что освоить, облагородить кубанскую землю сможет только грамотный человек. Его обращение к кубанской элите тех времен, атаманам, полковым командирам, духовенству об объединении усилий по открытию школ в станицах возымело действие.

Казаки горячо поддержали призыв атамана. За короткий отрезок времени на средства самих станичников были открыты сотни казачьих школ, которые были переполнены учащимися. Существенно повысилось и качество образования. Люди сплотились в едином, благородном стремлении к знаниям, к прогрессу. Сегодня нам тоже нужен прорыв в деле воспитания достойной казачьей смены – патриотов России.