От казачьей группы к казачьему училищу

Начиная со второй половины 90-х гг. 20 века на Кубани складывается целостная система возрождения казачьей культуры. В сфере образования растет число казачьих классов, казачьих школ, осуществляется учебно-воспитательный процесс в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 11 августа 2004 года № 799 «Об утверждении положения об образовании казачьих классов в общеобразовательных учреждениях на территории Краснодарского края».

5 лет назад в этот процесс включилось и профессиональное училище ГОУ НПО ПУ№ 5 г. Армавира. В 2004 году была набрана одна экспериментальная группа казачьей направленности. Ребята сшили форму. В учебную деятельность включились кружки: «декоративно – прикладное искусство Кубани», «народные ремесла», «история и культура кубанского казачества» и др. проработав 1 год с казачьей группой, мы поняли, что без методической и методологической проработки вопроса далеко не уйдешь и вместо приобщения ребят к традициям и ценностям кубанского казачества можно добиться противоположного результата – навсегда оттолкнуть учащихся от казачьей культуры. Поэтому для групп казачьей направленности был разработан специальный учебный план. Он предусматривал получение полного среднего образования по специальностям «слесарь по ремонту автомобилей» (моторист, электрик). В данный план за счет регионального и местного компонентов включены такие разделы как «история Кубани и казачества», факультативы: «культурное наследие кубанского казачества», «прикладная физ.подготовка», «военная подготовка», «история православия».

За счет часов, выделенных на дополнительное образование, ребята из группы казачьей направленности изучают: «стрелковую подготовку», «рукопашный бой», «самодеятельную культуру казачества Кубани». Кроме этого при ПУ№ 5 уже несколько лет успешно функциклирует молодежный спортивный клуб «ВЕДА» армавирского казачьего районного общества. Ребята из казачьих групп почти в полном составе, после окончания занятий в училище, посещают этот клуб, которым руководит опытный педагог – молодежный старшина Анатолий Устименко.

Существенным шагом вперед для училища является трехсторонний договор о совместной деятельности, заключенный между училищем, лабинским отделом кубанского казачьего войска и краснодарским краевым общественным фондом культуры кубанского казачества «Линеец». Итогом совместной деятельности является коллективная монография «концепция казачьего профессионально – технического училища», в которой предпринята попытка осмысления методологических, концептуальных основ построения специального профессионального учебного заведения со статусом «казачьего», готовящего специалистов начального профессионального образования для нужд региональной экономики и промышленности. Основные компоненты этой методологии представлены в виде педагогической системы включающей в себя общественный заказ, систему ценностей и целей, содержание образования и воспитания, принципы и технологические учебно – образовательные процессы, конкретные методы решения образовательно – воспитательных задач.

Согласно разрабатываемой нами концепции учебно – воспитательный процесс ПУ№5 направленный на образование новых форм жизнедеятельности человека на основе возрождения казачьей культуры и традиций кубанских казаков. Его базовой воспитательной основой является процесс культурной идентификации личности, суть которого состоит в отождествлении юноши или девушки себя с казачеством на основе осознания и принятия общих культурных ценностей, стремление прожить свою жизнь в формах культурного бытия казачества.

В соответствии с этим социальным требованием к профессиональному образованию нового типа формируется следующим образом: в процессе образования должен быть подготовлен человек, способный замысливать и осуществлять свою профессиональную деятельность не в качестве самодовлеющей цели (через выполнение узких операционных – заданных действий), а в качестве реализации устроения жизни в культуросообразных формах национальной самобытности. Училище ставит задачу воспитать гражданина и «человека - профессионала» на основе ценностей и качеств, присущих казакам. Это, прежде всего ответственное отношение к делу, трудолюбие, инициатива, выносливость, трудовая смекалка, верность слову, самоуважение и чувство собственного достоинства.

Содержание воспитания заключается в том, что совместными усилиями преподавателей, мастеров производственного обучения оживляются казачьи культурные традиции связанные с оформлением жизнедеятельности учащихся в соответствующих обрядах, ритуала, основанных на традиционных ценностях и нравственных нормах.

Один из главных инновационных направлений работы педагогического коллектива является подготовка личности «информационного общества», умеющей принимать оптимальные решения имеющей навыки выполнения исследовательских и творческих работ. Этому способствуют компьютерные технологии широко применяемые в учебно-воспитательном процессе училища, которые успешно сочетаются с элементами других технологий.

Чтобы избежать искусственного насаждения культурной традиции в принципиально изменившемся мире необходимо учитывать современную динамику общественного развития, и принять точку зрения о том, что культурная традиция может быть включена в современный контекст жизни только как культурная инсценировка, как событие символико-эстетического характера. Такой посыл, включенный в современный событийный контекст обретает новый, нетрадиционный смысл, что дает возможность не прерывать живую связь поколений.

Воспитательный процесс в училище строиться на принципах целостности воссоздания культурной традиции методом «культурных инсценировок» исходя из требований внутренней полноты и завершенности событий «театра» казачьей культурной традиции. Метод «культурного инсценирования» является основным методом воспитательной деятельности в училище. Так же используются ролевые игры, беседы, встречи с интересными людьми, фольклорные спектакли, выставки – показы работ, песенно – литературные композиции, экскурсии, коллективные творческие дела и т.п.

Активно взаимодействуют с педагогическим коллективом институт казачьих кураторов, сформированный из казаков армавирского районного общества. С казачьими группами проводятся разнообразные воспитательные мероприятия, связанные с казачьей тематикой. Педагоги училища и казачьи кураторы стремятся к созданию соответствующей казачьей культуре предметной среды, изменению формы поведению, убранства помещению, бытового уклада жизни, форм развлечения и традиционных занятий. Воспитатели стараются воспроизвести и духовные образы казачества, особенности мышления, мировосприятия, ментальности казаков.

Училище формирует своеобразное воспитательное пространство включающее в себя, помимо самого училища, армавирское районное казачье общество, военно-патриотический молодежный казачий клуб «веда», православных священнослужителей, родителей учащихся. Научное руководство со стороны фонда культуры кубанского казачества «линеец» позволяет нам не повторять ошибок, связанных с недостаточной методологической проработкой содержания воспитания в учебном заведении со статусом «казачье».

В текущем учебном году большинство учащихся данного училища обучается по специальным программам, в основе которых региональный казачий компонент. Решением администрации края в феврале 2008 года нашему учебному заведению первому на Кубани присвоено звание «казачье профессиональное училище». Педагогический коллектив казачьего училища намерен и далее всемерно расширять и презентовать избранный нами казачий образ жизни, привлекая новых сторонников идеи возрождения казачества.