Проняйкин А. В., студент юридического факультета
РПУ св. Иоанна Богослова (Казачье отделение)


Активное становление и развитие экономической базы казачьих обществ диктует настоятельную необходимость иметь полную и объективную картину состояния современного казачества. В настоящее время развивающееся движение казачьего возрождения является неотъемлемой частью становления структуры современного общества и российской государственности, в связи с чем чрезвычайно важна деятельность и регуляция правового формирования.

Проблема формирования правовой базы казачества была и остается сегодня предметом повышенного интереса не только среди специалистов, но и среди общественности в нашей стране и за рубежом.

Одна из главных причин этого интереса кроется в самобытности и неординарности самого этого феномена. Поэтому и требуются новые, нестандартные подходы, использование широкого комплекса методологических приемов, позволяющих юридически правильно и грамотно подойти к вопросу формирования как казачьего самоустройства, так и становления правовой базы для экономической деятельности казачьих обществ.

В последние годы существенное изменение претерпела государственная политика Российской Федерации в отношении российского казачества. Казаки активно содействуют решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения и учитывая исторические и местные традиции. Взаимодействие казачества и государства характеризуется рядом особенностей, проявляющихся, во-первых, в увеличивающейся деятельности казачьих объединений; во-вторых, в формировании разнотипных структурных подразделений, отличающихся по средствам и методам взаимоотношений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с казачьими объединениями; в-третьих, в отсутствии синхронности механизмов взаимодействия органов государственной власти с казачьими общественными организациями и казачьими объединениями, внесенными в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Содержание и характер функционирования современных казачьих объединений находятся в прямой зависимости от нормативно-правового обеспечения, регулирующего весь комплекс государственно-казачьих отношений. Необходимо учреждение координирующих федеральных государственных органов власти, имеющих право развивать нормативно-правовые основы социальной деятельности казачьих объединений в регионах, а также инициативы органов местного самоуправления казачьих обществ, внесенных в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и казачьих общественных объединений, выражающих готовность нести государственную и иную общественно полезную службу. Структура механизма взаимоотношений органов государственной власти и казачьих объединений подвержена воздействию не только внутренних факторов, предусмотренных государством и казачеством, но и внешних по отношению к ним условий, которые способны оказывать на изучаемый процесс как позитивное, так и негативное деструктивное непосредственное или опосредованное воздействие.

Внутренние и внешние факторы взаимодействия органов государственной власти и казачьих объединений становятся целенаправленно организованными или стихийными в зависимости от характера отношений взаимодействующих субъектов. Это обстоятельство способно значительно влиять на функционирование взаимодействия органов государственной власти и казачьих объединений и должно учитываться при проектировании и организации практической деятельности в конкретных местных условиях.

Вследствие этого возникает необходимость модернизации механизма взаимодействия органов государственной власти и казачьих объединений посредством формирования на всех его структурных уровнях нормативных правовых основ, взаимосвязанных и эффективно взаимодействующих государственных, муниципальных и общественных формирований, нацеленных на активизацию процесса социально-политической институционализации казачества и его привлечение к выполнению общественно значимых функций в форме экономической деятельности. Еще на первом этапе возрождения казачества в нормативных актах фиксировалось, что социальноэкономическое развитие казачьих структур должно осуществляться по трем направлениям: финансово-экономическая и хозяйственная деятельность; восстановление традиционных форм землевладения и землепользования; становление системы местного казачьего самоуправления, в рамках которого предполагалось решать вопросы восстановления традиционных условий жизни, быта и культуры, воспитания будущих поколений, оказания помощи казачьим семьям.

В период с 1994 по 1999 годы был определен механизм воссоздания социально-хозяйственного уклада жизни казаков. На федеральном и региональном уровнях были приняты нормативные правовые акты, создавшие социальные, экономические и организационные предпосылки для становления и развития российского казачества. Занятие сельскохозяйственным трудом было неотъемлемой частью жизни казака, поэтому в принятых документах государством стимулировалось, в первую очередь, развитие именно этого вида деятельности. В исследуемый период особую актуальность приобрел вопрос о наделении казачества землей с целью развития сельскохозяйственного производства и организации местного самоуправления. Экономическое развитие казачества должно создать предпосылки для восстановления местного казачьего самоуправления.

Предоставление земель казачьим обществам осуществлялось на основе постановления Правительства РФ от 8 июня 1996 г. из целевого земельного фонда, который формировался на территории тех субъектов РФ, где компактно проживает казачье население. В связи с этим в регионах была сформирована своя правовая база, регулирующая порядок создания и использования казачьего земельного фонда, с учетом местных традиций.

На федеральном уровне вопрос финансового обеспечения социальной основы казачества до 1999 г. не был решен. Лишь с принятием «Федеральной целевой программы государственной поддержки казачьих обществ на 1999–2001 годы» наметились конкретные меры и источники финансирования возрождения и развития социального потенциала казачества. Основу успеха казачьей экономики во все времена обеспечивала община, где все работающие являлись владельцами производства в равной мере. Казачество веками сохраняло достаточно высокий трудовой потенциал. Значительная его часть была разрушена во время большевистского правления.

Становление трудового казачьего потенциала это прежде всего восстановление его исторических традиций, национальной культуры и быта казачьих общин.

Законопроекты, определяющие социально-экономическую природу казачества: о социальных льготах в связи с несением государственной и иной службы; о льготном налогообложении казачьих обществ; поправки в Земельный кодекс РСФСР (или принятый Земельный кодекс РФ) в части права собственности на землю хуторских и станичных общин (в части казачьего общинного землевладения и землепользования); об общих принципах казачьего землевладения и землепользования.

Процедура внесения каждого из этих законопроектов автономна и не связана с внесением любого другого. Эти и другие нормативные документы создали, в рамках Конституции РФ, правовое поле для перехода от возрождения к становлению казачества, включая и нахождение на государственной службе. Последняя регламентируется Указом Президента РФ «О Государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации». Поэтому Государственный реестр, наряду с общинами, становится также основной формой единения казачества и государства, казачества и других народов России.


Источник: Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества: Материалы Первой Международной научно-практической конференции в г. Москва 24-25 марта 2011 г. Под общей редакцией Преосвященного Кирилла, епископа Ставропольского и Невинномысского, председателя синодального комитета русской православной Церкви по взаимодействию с казачеством. — Ставрополь: Графа, 2011.