Крылов К. В., войсковой старшина Оренбургского войскового казачьего общества,
председатель Межрегиональной общественной организации
«Крестьянское единство»


Сегодня мы рассматриваем вопросы развития и становления экономической базы казачества.

Мне как заместителю войскового атамана Оренбургского войскового казачьего общества по вопросам экономического развития и руководителю Межрегиональной общественной организации поддержки государственной Программы развития агропромышленного комплекса России «Крестьянское единство» непосредственно довелось заниматься вопросами экономического развития казачества в течение последних десяти лет.

По глубокому моему убеждению, к решению этого вопроса необходимо подходить с учетом менталитета общинного духа и исторического опыта быта и хозяйствования казаков. Также необходимо учитывать реалии сегодняшнего дня, социально-экономическую ситуацию в районах проживания казаков и интересы государства и неказачьего населения.

Согласно опыту работы общественной организации «Крестьянское единство» по экономическому развитию и становлению казачества, правовой, экономической и ресурсной базой данному направлению может служить следующее.

Первый фактор. Казаки исторически жили и строили свою хозяйственную деятельность на земле. Это производство, переработка и реализация сельхозпродукции. И сегодня основная масса казаков являются сельскими жителями (около 75% членов казачьих обществ), живут за счет собственного подворья (ЛПХ) и, естественно, имеют опыт работы в сельхозпроизводстве.

Второй фактор. Наличие у казаков, живущих на селе, земельных наделов (паев), полученных в результате приватизации, в среднем 10 га на члена семьи. Например, по Оренбургскому ВКО казаки имеют в собственности около 3,5 млн га суммарной кадастровой стоимостью 80 млрд 500 млн рублей. Аналогичная ситуация по Кубанскому, Донскому, Сибирскому, Терскому, Иркутскому, Забайкальскому и Волжскому войсковым казачьим обществам. А также наличие собственного скота, птицы и потребность в переработке и реализации произведенной на подворье продукции. Данные земельные активы в настоящее время по объективным причинам используются казаками неэффективно либо вообще не используются.

Третий фактор. Желание многих молодых казаков, живущих в городе, переехать на постоянное место жительство на село при условии обеспечения занятости и социальной перспективы (школа, больница, досуг, доступность качественных товаров и услуг).

Четвертый фактор. Действующие федеральные целевые программы развития села и агропромышленного комплекса, ведомственные программы Минсельхоза России по развитию личных подсобных хозяйств, крестьянских фермерских хозяйств и сельской кооперации обеспечены финансированием в полном объеме.

Например, по инициативе первого вице-премьера Правительства РФ В.А. Зубкова Министерством сельского хозяйства РФ реализуется ведомственная целевая программа «Развитие пилотных семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009–2011 годы». Данная Программа и другие аналогичные программы, по мнению многих казаков-экономистов, соответствуют сохранению традиционного уклада жизни и форм хозяйствования казаков и могут стать «точкой опоры» по созданию социально-экономической системы в местах проживания казаков.

Вышеуказанная ведомственная Программа при создании кооперативного холдинга предусматривает финансирование до 40 млн рублей на одного участника Программы. Вопрос об участии казаков в таких программах решается в течение короткого времени при условии координации этого процесса соответствующими органами государственной власти региона. Часть казаков уже участвуют в вышеуказанных программах, но не увязаны между собой структурно.

Кооперация как вид экономической деятельности наиболее соответствует духу и общинному укладу жизни казачества.

Пятый фактор. Социально-экономическая ситуация на селе. Здесь мне бы хотелось остановиться поподробнее.

Официальная и публично распространяемая информация о ситуации в сельских территориях в последнее время носит победительно-радужный характер и касается в основном экономических показателей. Федеральные и региональные власти рапортуют о реализации различных крупных коммерческих проектов в сельскохозяйственной сфере, приводят цифры экономического роста производства сельхозпродукции. За рамками распространяемой информации остаются другие немаловажные процессы, определяющие общую социально-экономическую, политическую, криминогенную и демографическую ситуацию в сельских территориях и влияющие на качество и уровень жизни сельского населения.

Исходя из вышеперечисленных факторов и анализа текущей ситуации, исторического опыта быта и хозяйствования казаков до переворота 1917 года, считаю, что наиболее перспективно экономическое развитие казачества строить на основе создания целостной вертикально и горизонтально интегрированной системы казачьих кооперативных агрохолдингов из ЛПХ и КФХ на базе существующих и вновь создаваемых сельских поселений нового типа с компактным проживанием казаков.

Управлением процесса создания и деятельности кооперативных агрохолдингов может заниматься управляющая компания, созданная при войсковом казачьем обществе, с участием органов государственной власти регионов.

Не будут здесь в стороне и городские казаки. Члены их семей могут быть задействованы в переработке и сбыте произведенной казачьими сельхозпроизводителями продукции, а также в системе управления казачьими агрохолдингами, кроме того, на предприятиях сопутствующих производств и при строительстве различных объектов.

Результатом создания и деятельности казачьих кооперативных агрохолдингов станет: повышение уровня и качества жизни казаков и членов их семей; максимальная занятость, кроме казаков и членов их семей, других сельских жителей, проживающих на территории деятельности казачьих агрохолдингов; вовлечение в оборот неиспользуемых земельных угодий; развитие сопутствующих производств и местных строительных организаций; формирование собственного бюджета казачьих обществ для финансирования внутренних программ и содержания аппарата управления; увеличение доходов бюджетов всех уровней; социально-экономическое развитие сельских и приграничных территорий; экономическая заинтересованность казаков в укреплении и поддержке системы государственной власти и органов местного самоуправления; снижение социальной напряженности и криминогенной обстановки.

Предлагаем в качестве отработки модели системы реализовать «Экспериментальный проект создания кооперативного холдинга на базе казачьих фермерских хозяйств Нагайбакского и Верхнеуральского районов Челябинской области» на основе вышеуказанной ведомственной целевой Программы.

Краткая характеристика проекта.

Название: «Экспериментальный проект создания кооперативного холдинга на базе казачьих фермерских хозяйств Нагайбакского и Верхнеуральского районов Челябинской области».

Цель проекта: создание действующей экономической модели казачьего района на базе Нагайбакского района Челябинской области, где компактно проживает малочисленный народ — казаки-нагайбаки, и Верхнеуральского района (казачья столица области) для дальнейшего тиражирования на сельские и приграничные районы, входящие в территорию ОВКО и других войсковых казачьих обществ.

Задачи проекта: объединить в потребительскую кооперацию казачьи сельхозпредприятия, фермерские и личные подсобные хозяйства, ориентированные на выпуск животноводческой продукции (мяса, молока) и кормопроизводство; создать систему переработки и сбыта произведенной казачьими хозяйствами продукции; отработать систему поставки произведенной казачьими хозяйствами сельхозпродукции для государственных и региональных нужд; отработать механизмы несения членами казачьих обществ (участников проекта) природоохранной службы, по охране правопорядка и иной службы; отработка методологии вхождения казачьих обществ и их членов в государственные целевые программы и участия в реализации национальных проектов; отработка юридических
и экономических взаимоотношений участников проекта с органами государственной власти и местного самоуправления; создание экономической системы, способствующей совмещению несения членами казачьих обществ государственной и иной службы с экономической деятельностью.

Участники проекта: Министерство регионального развития Российской Федерации; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; Синодальный комитет РПЦ МП; аппарат полномочного представителя президента в УрФО; администрация Челябинской области; Оренбургское войсковое казачье общество; органы местного самоуправления Верхнеуральского и Нагайбакского районов; 460 казачьих фермерских хозяйств и 1 300 казачьих личных подсобных хозяйств Нагайбакского района; казачьи сельхозпредприятия: ООО «Предуралье», ООО «Хлебинка», ООО «Метизник», 10 КФХ, 200 казачьих личных подсобных хозяйств Верхнеуральского района; ООО «Новое дело» (промплощадка с ж/д путями).

Для реализации проекта в собственности и аренде у участников имеется: 107 тысяч гектаров земли; минимальный набор технических средств для обработки земли; промышленные площадки для расположения производственных и складских мощностей, в том числе с ж/д путями, с необходимым энергообеспечением.

Основные направления деятельности казачьих потребительских кооперативов: производство кормов; сбор, переработка и сбыт молока; сбор, переработка, хранение и сбыт мяса; координация деятельности участников кооператива; оказание консультационных услуг; представление интересов участников кооператива в государственных органах власти и кредитных учреждениях; оказание услуг по обработке земли и уборке урожая для ЛПХ;
сбор, хранение, сбыт и переработка зерна.

Производственные подразделения: элеватор с подъездными ж/д путями мощностью загрузки 50 тысяч тонн; машинно-тракторная станция с мощностью обработки 150 тысяч га; холодильник с ориентировочной мощностью хранения 500 тонн мяса; молокоперерабатывающие цеха; мясоперерабатывающие цеха; мукомольное производство; кормопроизводство; транспортный цех; розничная торговая сеть; сервисная служба (ремонт оборудования, техники, коммуникаций); ветеринарная служба.

Проект реализуется в три этапа:

1 этап — 2011–2012 гг.: создание казачьих потребительских кооперативов; строительство 60 животноводческих ферм на 215 голов КРС каждая и молокоперерабатывающих производств по программе «Развитие пилотных семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009–2011 годы»; создание управляющей компании.

2 этап — 2012–2013 гг.: приобретение сельскохозяйственной техники для МТС; строительство цеха по производству кормов, цехов по переработке мяса, холодильника; создание сервисной службы; создание домашних молочных мини-ферм (5–15 голов) на базе ЛПХ; создание сельского кредитного потребительского кооператива; создание сельского снабженческо-сбытового потребительского кооператива; привлечение в оборот дополнительно 50 тысяч га земли.

3 этап — 2013–2015 гг.: строительство элеватора, хранилища для ГСМ; строительство дополнительных животноводческих ферм на 100–200 голов КРС на базе КФХ; создание домашних молочных мини-ферм (5–15 голов) на базе ЛПХ; создание сети мясных животноводческих ферм на баз КФХ и ЛПХ; создание собственной розничной сети.

Социально-экономические результаты проекта:

— Поголовье высокоудойного стада коров в малых формах хозяйствования области за пять лет увеличится на 10 500 голов.
— Производство молока за пять лет увеличится на 57 750 тонн в год.
— Производство мясных изделий увеличится на 2 100 тонн в год (без учета мясных свиноферм).
— Производство зерновых увеличится на 270 000 тонн в год.
— Будут вовлечены в производственную деятельность не менее 3 500 сельских жителей.
Объем произведенной продукции через пять лет в денежном выражении составит:
Молока — 1 443 000 000 руб.
Мяса (КРС) — 420 000 000 руб.
Зерна — 1 620 000 000 руб.
Средний доход участвующего в кооперации сельского жителя составит 18 000 рублей в месяц.
Налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят не менее 310 млн рублей в год.

Управление проектом.

Управлением проектом возлагается на управляющую компанию. Управляющая компания (УК) создается (учреждается) администрацией области, правлением ОВКО и участниками проекта.

Функции УК: координация деятельности участников проекта; управление предприятиями переработки, сбыта, МТС, сервисной службы; представление интересов участников проекта перед коммерческими и некоммерческими организациями, банками, государственными органами и учреждениями; ведение бухгалтерского, кадрового учета и другой необходимой отчетности; юридическое сопровождение деятельности участников; исполнение обязанностей единоличного исполнительного органа; разработка бизнес-планов и контроль за их исполнением; получение необходимых лицензий и разрешений.

Финансирование проекта.

Финансирование проекта производится за счет: собственных средств участников проекта; кредитных ресурсов, предоставленных участникам проекта ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Россельхозлизинг» по гарантиям администрации Челябинской области; бюджета Челябинской области.


Структура проекта.

См. схему в приложении.

Экспериментальный проект как модель может тиражироваться на другие территории и казачьи общества, что даст возможность создать целостную вертикально и горизонтально интегрированную систему казачьих кооперативных агроходлингов.

В результате создания системы решается масса других социально-экономических и государственных задач.

Источник: Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества: Материалы Первой Международной научно-практической конференции в г. Москва 24-25 марта 2011 г. Под общей редакцией Преосвященного Кирилла, епископа Ставропольского и Невинномысского, председателя синодального комитета русской православной Церкви по взаимодействию с казачеством. — Ставрополь: Графа, 2011.