09.10.2011

Налогообложение казачества в дореволюционной России

Кардинальные изменения в налогообложении, начатые Екатериной II, совпали с началом освоения Кубанских земель запорожскими казаками. ХVIII в. принес России существенные изменения в социально-экономическом развитии, проявившиеся в создании регулярной армии и флота, развитии сельского хозяйства, промышленности, в оформлении абсолютной монархии, что привело к усилению эксплуатации, изменениям в налоговой системе, росту государственных податей и повинностей.
09.10.2011

Благотворительная помощь заключенным. Кубань, конец ХIХ – начало ХХ вв.

Начало грандиозных реформ Александра II, совпало со временем окончания Кавказской войны. Начавшееся общественно-просветительное движение дало толчок в открытии благотворительных учреждений, как по всей России, так и провинциального Юга. На Кубани, помимо обществ помощи в образовании, появились первые организации помощи заключенным.  В 1867 г. был создан «Областной комитет общества попечительного о тюрьмах» (ГАКК Ф 454. Оп.2. Д.3656. Л.3.). Позже возникли его отделения в Майкопе (1874 г.), Ейске (1874 г.), Лабинске (1889 г.), Баталпашинске (1894 г.) и Темрюке (не указ.) (Там же.).  К 1892 г.  количество заключенных в тюрьмах Кубанской области (Екатеринодарской, Усть-Лабинской, Крымской, Баталпашинской, Армавирской, Майкопской, Темрюкской, Новороссийской, Ейской) составило 5456 человек (КОВ. 1893. №23. 24 марта Ч.Н. С.1.). Большую часть заключенных составляли крестьяне и мещане иногороднего происхождения.
08.10.2011

Правовые полномочия атаманов Черноморского казачьего войска в конце XVIII в.

В кубанской историографии давно и прочно утвердилась традиция именовать первых трех атаманов Черноморского казачьего войска – С.И. Белого, З.А. Чепегу, А.А. Головатого – кошевыми, а последующих, начиная с Т.Т. Котляревского – войсковыми. Основывается она на убеждении, что первых атаманов казаки выбирали сами на войсковой Раде в духе старой доброй запорожской демократии, а Т.Т. Котляревского император попросту назначил, совсем не интересуясь «гласом народа».
08.10.2011

«Порядок общей пользы»: опыт исторического комментария

«Порядок общей пользы» - документ, регламентирующий административно-территориальное устройство, формы землевладения и землепользования, управление и правила несения службы в Черноморском казачьем войске конца XVIII в. «Порядок» состоит из краткой преамбулы и 25 статей (параграфов).
08.10.2011

Функционирование обычного права кубанских казаков в конце XIX века

Важным условием функционирования обычного права у кубанских казаков было куренное самоуправление, основывающееся на народных обычаях. Юридически каждая казачья община могла совершенно самостоятельно решать свои дела, но фактически она находилась под контролем государственной власти. Это была «автономия» под гласным надзором государства: в военном отношении община находилась в ведении атаманов, военного министерства и главнокомандующего армии, а по делам гражданским и уголовным все население казачьей общины подчинялось окружным начальникам, полиции области и находилось в ведении гражданских правительственных учреждений и властей.
08.10.2011

К вопросу о борьбе с бродяжничеством на Кубани в конце ХVIII – середине ХIХ вв.

По некоторым оценкам, к концу ХVIII в. в пределах Черноморского казачьего войска находилось около 10 тысяч человек – представителей т. н. «сиромы», одиноких неимущих людей (Голобуцкий В.А. Черноморское казачество. – Киев, 1956. – С. 215.). Возможно, эти данные преувеличены. Но они свидетельствуют о большом количестве в пределах войска нищего бездомного населения.
08.10.2011

О некоторых вопросах политико-правовой субкультуры кубанского казачества в начале ХХ в.

Казачеству была присуща определенная специфика политико- правовых идей, убеждений, ценностей, навыков, традиций, стереотипов поведения, и это во многом отличало его от остальных социальных групп населения, в частности – от самой многочисленной – иногородних.
Казачество составляло чуть более 45 % населения области. Дифференциация политико-правовой культуры в Кубанской области прежде всего основана на правовом статусе казачества как военно-служилого сословия. То есть оно являлось составной частью государственного механизма. Естественно, для казачества воинский долг был главной обязанностью, являлся святым, а самодержавие – эквивалентом государственности. Патриотизм казачества носил ярко выраженный государственный характер.

Страницы: 1 Все