На автомобильной трассе Тимашевск – Славянск-на-Кубани за Калининской и Журавлевкой находится село Зареченское Джумайловского сельского поселения. До 1977 года (тогда оно было в Тимашевском районе) этот населенный пункт назывался хутором Косолаповка. Старожилы его нередко так между собой и называют.

По архивным документам удалось установить, что в здешних местах в 1875-1877 г. получили земельные наделы вдова генерал-майора Ульяна Косолап, сотник Константин Косолап и войсковой старшина Петр Косолап. В честь одного из них, а быть может, и всех однофамильцев или родственников наши предки и назвали хутор.

Более подробные сведения остались в архивах лишь об одном Косолапе – Петре.

В «Энциклопедическом словаре по истории Кубани (с древнейших времен до октября 1917 гг.)» есть статья о художнике Петре Высоевиче Косолапе (16.12.1839. Екатеринодар – 8.2.1910, Екатеринодар). В ней говорится, что родился Петр в казачьей семье. Окончил Павловский кадетский корпус. После получения в 1856 году офицерского чина участвовал в Кавказской и Крымской войнах в составе пластунской сотни.

Однако в «Истории Кубанского казачьего войска» Федора Щербины, в описаниях сражений, в которых участвовала пластунская сотня, упоминания о Петре Косолапе я не нашла. Возможно, тогда он еще был невысокого звания, а историк называл, главным образом, командиров войсковых подразделений, отличившихся в схватках с врагом. Фоны для монитора доступные на портале будут по душе подлинным ценителям красивого облика лбимого десктопа. Неприменно посмотрите заставки (бесплатно). Это сможет оживить рутинную работу.

В 1861–1871 годах Петр Косолап за счет Кубанского казачьего войска учился в императорской Академии художеств. В столице на престижных выставках были представлены и имели успех его картины: «Сумасшествие» (1864 г.), «Возвращение из ссылки» (1863 г.), «Последние минуты Шамиля в Гунибе» (1867 г.). Все сюжеты этих произведений были навеяны воспоминаниями о былых сражениях и потому казались убедительными, жизненными, получили высокую оценку критиков.

Но неожиданно финансирование содержания кубанца в Академии художеств было прекращено, и он вынужден был возвратиться на родину в Екатеринодар. Следующие семь лет он продолжал военную службу. В то же время, в 1872 году, для Политехнической выставки в Москве, устроенной в честь 200-летия со дня рождения Петра Великого, Косолап сделал рисунки обмундирования нижних чинов и офицеров, написал картину схватки пластунов с горцами.

В 1874 году Петр Косолап вышел в отставку в звании войскового старшины. А в следующем, 1875 году, как указано в архивных документах, получил земельный надел (как и другие, вышедшие в отставку участники Кавказской и Крымской войн).

Последующие 30 лет отставной офицер преподавал каллиграфию и чистописание в Кубанском Мариинском женском училище (с 1902 года оно стало интернатом).

Параллельно с преподавательской деятельностью он не оставляет творчество. В 1894 году Косолап принял участие в конкурсе на лучший проект памятника казакам, высадившимся в Тамани в августе 1792 года. Образ казака-запорожца, написанный Петром Косолапом, превратил в скульптуру, а затем - в памятник знаменитый вàятель Адамсон.

Символ Кубани и Тамани – памятник запорожским казакам-переселенцам, первыми высадившимся в Тамани 25 августа 1792 года.

В 1792 году 25 августа, когда на Таманский полуостров высадились 3847 запорожских казаков, чтобы начать новую страницу истории Тамани и всей Кубани. В честь этого и был установлен памятник. На куске гранитной глыбы стоит бронзовая фигура запорожского казака со знаменем в руке.

Ниже надпись: «Первым запорожцам, высадившимся у Тамани 25 августа 1792 года под командой полковника Саввы Белого, сооружен в 1911 году благодарными их потомками, казаками Кубанского казачьего войска по мысли Таманского станичного общества в память столетия со времени высадки».

Торжественное открытие памятника состоялось в 1911 году, уже после смерти художника. Наверное, поэтому в материалах об одном из старейших кубанских памятников, переживших все войны и революции двадцатого столетия, не упоминается о художнике, чей проект был положен в основу монумента.

А что касается земель, выделенных художнику как войсковому старшине, то, возможно, на них хозяин и не появлялся, а сдавал в аренду или вскоре продал.


Нина Короленко
Материал из газеты «Калининец» Калининского района Краснодарского края
Сайт газеты http://kalininets.info
На снимке: памятник запорожцам в Тамани