С 7 марта, по православным канонам, начался Великий пост – самый продолжительный и считающийся главным среди основных четырёх. О том, что он значит для христианина и, конкретно, - для казака, рассказал войсковой священник Кубанского казачьего войска отец Сергий Овчинников.

- В Православной вере пост всегда был особым временем, и церковь, настраивая своих чад, старалась довести до них мысль, что по своей сути пост является бескровной жертвой Богу, служением ему. Для того Господь и пострадал на земле, пролив свою кровь, чтобы христиане стремились к миру и чтобы они имели возможность приносить Богу бескровную жертву. Время это особое.

Всего в православной вере четыре поста, и самый важный из них – Великий, который завершается самым большим праздником православного календаря – Пасхой. В это время каждый верующий должен стремиться послужить Господу в тех формах, которые распространены и приняты в нашей вере, прежде всего, это отказ от скоромной пищи, которая вольно или невольно связана с умерщвлением животных. Вместе с тем, пост распространяется и на личные действия каждого христианина, который, оставаясь частью большой православной семьи, имеет право на личный выбор служения Богу. Один полагает на это всю свою жизнь и становится монахом, но большинство людей, стремясь к идеалам православного совершенства, ограничены семьёй, необходимостью трудиться и зарабатывать, для того чтобы растить своих детей. Такие люди совершают подвиги во имя Бога по своим силам. Вместе с традиционным способом – поститься, они так же могут давать и свои индивидуальные обещания Богу, например, во время Великого поста отказаться от какой-либо своей привычки, меньше думать о себе, а больше о своих ближних.

Казаки же, как православные воины, верные чада Русской Православной Церкви, тоже всегда стремились соблюдать пост, но вместе с тем в казачьем миропонимании христианства были и свои особенности.

Давайте посмотрим на само значение слова пост. Это как место, где солдат несёт свою службу, так и время особой службы Богу. Казак всегда был военным человеком, и поэтому оба значения этого слова для него близки и понятны, возможно, даже в большей степени, чем другим людям. Как нельзя покинуть место несения службы по собственной воле, так и пост нарушить нельзя. Сохранились даже воспоминания, что в этом виде доброделания, в этом подвиге во имя Христа, казаки восходили на довольно большую высоту. Например, когда раненный казак поступил в больницу, где ему нужно усиленно питаться, дабы восстановить своё здоровье, он отказывался от скоромной пищи, ибо было время поста. Тем самым он подвергал опасности свою жизнь, но не желал нарушать православные традиции. Это уже немалый подвиг, и достоин он всяческого внимания и уважения. Вместе с тем, именно в казачьей жизни понимание поста доходит до того совершенства, пользуясь Евангельскими образами, которое позволяет нам как можно дальше уйти от фарисея, механически выполняющего свои обязанности, и подойти ближе к мытарю, который исполняет от сердца все церковные каноны.

Важнее всего в посте – это ступени восхождения к Богу. Первая – отказ от скоромной пищи, а самая высшая – отказ от всех пороков в душе человека. Иногда в казачьей жизни возможно и послабление поста, в ситуации, когда приходится защищать Отечество и веру. В этом случае послабление служит для концентрации сил воина, и делается в военное время, когда самое главное это прикоснуться к стопам Господа и защитить православную веру, церковь и свой народ.

Напомним, что Великий пост завершается 23 апреля, а, значит, у казаков, впрочем, как и у всех православных, есть еще время освободиться от грехов, стать чище душою, добрее.



Записал Александр Лушин