Карта казачьих отделов ККВ
Версия для печати

По Екатеринодару - с ветерком

11.12.2010. Количество просмотров: 369


В самом начале прошлого века, ровно сто десять лет назад, по екатеринодарским улицам прогремел первый трамвай. Вначале, правда, собирались пустить конку - проект конной железной дороги дважды (в 1887 и 1893 гг.) подавали на рассмотрение в Екатеринодарскую городскую думу. Но, увы, оба раза его постигла неудача. А все из-за того, что в то время мостовая имелась лишь на улице Красной, поэтому проект отклонили «ввиду возможного стеснения грузового и экипажного движения».

Прогресс не стоял на месте - в наш город пришел инвестор и на условиях концессии, то бишь частно-государственного партнерства, бельгийское акционерное общество «Компания тяги и электричества» на свой страх и риск обязалось устроить «сеть городских электрических дорог с подвижным составом и всеми принадлежностями к ним». Стоимость строительства была по тем временам огромной - 400 тысяч рублей, городу это было явно не по карману. По договору в течение 40 лет Екатеринодар должен был довольствоваться лишь тремя процентами от годовой прибыли. И только спустя десятилетия все постройки, парк, трамваи должны были перейти в городскую собственность.

В 1899 году на углу улиц Екатерининской и Карасунский Канал (ныне соответственно улицы Мира и им. Суворова) была сооружена трамвайная электростанция мощностью 800 кВт. Екатеринодар стал одним из первых городов России, где появились трамваи, работавшие на электричестве.

10 декабря 1900 года состоялось освящение екатеринодарского трамвая и открытие трамвайного движения. Это был настоящий праздник. Толпы нарядных жителей вышли на центральные улицы города посмотреть на движущиеся по рельсам вагоны и оценить безопасность и надежность нового вида транспорта. Восторженная детвора неслась вслед за грохочущими вагонами по Екатерининской и затем по Красной до городской управы, где по всей ширине улицы была натянута красная атласная лента. У городской управы вагоны остановились, лента была перерезана, и трамваю дали зеленый свет.

На следующий день, 11 декабря, началось регулярное движение по маршрутам от городского сада по Красной до Новокузнечной и по Екатерининской до вокзала. Длина линий составляла 5,3 км, из них двойной колеи - 3,7 км. Трамваи двигались со скоростью 10 километров в час. Плата за проезд по главной линии с правом пересадки на Вокзальную составляла 5 копеек. Первоначально улица Красная обслуживалась восемью моторными вагонами, Екатерининская - двумя, но вскоре их число увеличилось. Это был пятнадцатый в России электрический трамвай. За 1901 год он перевез два с половиной миллиона пассажиров.

Сегодня трамвай - один из самых востребованных и скоростных видов общественного транспорта в Краснодаре. На трамвайных городских маршрутах регулярного сообщения ежегодно перевозится 94,0 млн пассажиров и выполняется 390 тыс. рейсов.



Mapинa Aвaнeсoвa

Материал с сайта http://www.ki-gazeta.ru

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел: Освоение и управление землями ККВ // Екатеринодар

Рейтинг@Mail.ru