Карта казачьих отделов ККВ
Версия для печати

Административно-территориальное устройство и организация управления Кубанской области в 70-е годы XIX века

09.02.2010. Количество просмотров: 523


А.Г. Масленников,
преподаватель кафедры государственных и социально-экономических дисциплин
Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков


После окончания военных действий на Кавказе, с 70-х годов XIX в., на территории Кубанской области начались реформы, коснувшиеся внутренней жизни Кубанского казачьего войска.

Территориальный и административный состав Кубанской области был закреплен Указом «О преобразовании административных учреждений в Кубанской и Терской областях» от 30 декабря 1869 г. (Основные административно-территориальные преобразования на Кубани 1793–1985 гг.: Сборник Государственного архива Краснодарского края. – Краснодар, 1986. С. 27.). Основное его содержание – в устранении особых учреждений для гражданского, казачьего и горского населения, подчинении всех – без этнических и сословных различий – в единые административно-территориальные единицы – уезды. Двенадцать станиц из бывших бригад Кавказского линейного войска «отчислены в гражданское состояние» (Короленко П.П. Территория Кубанских казаков // Кубанский сборник. Т. 10. – Екатеринодар, 1904. С. 230.) и переданы в Ставропольскую губернию.

С 1 января 1871 г. предписывалось ввести новое управление. В состав области включались земли Кубанского казачьего войска, города, селения государственных крестьян, солдатские слободки, колонии и городские округа (Малукало А.Н. Кубанское казачье войско в 1860–1914 гг.: организация, система управления и функционирования, социально-экономический статус. – Краснодар: Кубанькино, 2003. С. 67.). Областной центр – Екатеринодар. В нём учреждалось областное правление.

Начальнику Кубанской области – наказному атаману Кубанского казачьего войска – подчинялись войска Кубанской области и Черноморского округа. Как глава исполнительной власти области, он объединял в своих руках военную и полицейскую власть. Он обладал правами начальника дивизии – по управлению строевыми частями и начальника губернии – по заведованию войсковым хозяйством и капиталом. В непосредственном подчинении наказного атамана по военному управлению состояли: войсковой штаб и войсковое хозяйственное правление, заведующее войсковым имуществом и капиталом. Областному начальнику подчинено было всё – войсковое и невойсковое – население области. В свою очередь в гражданском отношении он подчинялся кавказскому наместнику, в военном – главнокомандующему Кавказской армией. Кроме того, по прохождению военной службы войско находилось в ведении военного министерства. По делам полицейским, судебным, исковым и уголовным – казачье население подлежало ведению общегражданских правительственных учреждений и властей (Памятная книжка Кубанской области на 1881 год. – Екатеринодар, 1881. С. 126.).

Область административно делилась на пять уездов: Баталпашинский, Ейский, Екатеринодарский, Майкопский и Темрюкский, включая в свой состав: областной город, 3 города уездных, 208 станиц, 20 казачьих посёлков, 10 селений, 84 аула, 2 посёлков переселенцев, 8 колоний.

Станичному управлению особым положением «Об общественном управлении в казачьих войсках» (от 1 марта 1870 г.) даны более самостоятельные права в ведении общественного хозяйства (Короленко П.П. Двухсотлетие Кубанского казачьего войска 1696–1896. – Минеральные Воды: Кавказская здравница, 1991. С. 84.). Так, станичные общества состояли из всех без различия сословий жителей станицы с прилегающими посёлками. Станичное управление состояло из: схода, атамана с правлением, суда. «Станичный сход составляется из всех домохозяев, принадлежащих к составу станичного общества, и, кроме того, из всех назначенных по выбору общества должностных лиц» (Памятная книжка Кубанской области на 1874 год. – Екатиринодар, 1873. Паг. 3. С. 29.). Станичные атаманы имели двойное подчинение: по полицейским делам – уездным начальникам, по военным – атаманам военных отделов. В соответствии с этим законом учреждались поселковые управления в казачьих посёлках, выселках, хуторах, имеющих не менее 30 дворов.

Вслед за этим было утверждено (1 августа 1870 г.) новое положение – «О воинской повинности и о содержании строевых частей Кубанского и Терского казачьих войск». Согласно ему население Кубанского казачьего войска мужского пола отбывало три вида повинностей – воинскую, по внутренней службе и земскую. К несению этих повинностей казачье население области привлекалось с 7 до 50-летнего возраста, исключая 19-летних малолеток, пользующихся льготой на один год – для подготовки и снаряжения на службу.

Срок полевой службы – 15 лет. По выслуге казаки перечислялись в разряд внутренней службы на семь лет, после чего могли быть уволены в отставку. В мирное время из казаков служащего разряда одна треть находилась на службе, прочие – дома, на льготе. В случае надобности «всё казачье население, служилое и неслужилое, могущее быть поставленным против неприятеля, призывается, по воле Верховной власти, временно на службу» (Там же. С. 70.). Общий штат всех частей определялся в 36 000 нижних чинов, из них в мирное время находилось на службе 11 000 казаков.

Количество казаков, призываемых на службу, распределялось войсковым штабом между отделами, пропорционально численности казачьего населения. Военные отделы, в свою очередь, определяли нужное количество нижних чинов от каждого станичного общества.

Для военного управления войско делилось на пять отделов, состоявших из 182 станичных обществ, которые включали в себя 198 станиц и 23 посёлка.

В 1871 г. солдатские слободки были изъяты из ведения начальников войсковых частей и подчинены местному гражданскому управлению на правах сельских обществ (ГАКК. Ф. 668. Оп. 1. Д. 87. Л. 51–52.).

21 февраля 1873 г. Военный совет, утвердил «Расписание станичных и посёлковых обществ Кубанского казачьего войска» (Сборник правительственных распоряжений по казачьим войскам за 1873 год. Т. 9. – СПб., 1883. С. 174.). Административно-территориальные границы отделов совпадали с границами уездов. Атаманы отделов обладали правами полковых командиров. В управление каждого отдела, кроме атамана, входили: помощник атамана военного отдела, офицер по оружейной части, оружейный мастер для починки и поправки испорченного оружия у льготных казаков.

Предмет деятельности управлений отделами – наблюдение за исполнением станичными управлениями списков малолетних, служащих и неслужащих казаков; распределение на служащих и неслужащих по жребию; распоряжения по вооружению, обмундированию и отправлению казаков на службу; осмотр казаков, возвращающихся со службы на льготу; надзор за обучением правилам военной службы малолетних и казаков, находящихся в станицах на льготе; перечисление казаков из одного разряда в другой по выслуге лет, по телесным недостаткам и по другим причинам; ведение отчётности по военно-служебной части.

27 января 1876 г. в Кубанской области было учреждено два новых уезда: Закубанский и Кавказский (Летопись Кубанского казачьего войска: 1696–2006 / Под ред. В.Н. Ратушняка. – Краснодар: ОИПЦ, 2006. С. 167.).

В среде горского населения, поселённого между казачьими станицами, учреждалось особое – аульное – управление. Оно тоже поступало в ведение областного начальства.

На основании положения Военного совета (20 мая 1878 г.) Кубанское казачье войско было разделено на три военных отдела. Цель данного изменения заключалась в том, чтоб уменьшить число отделов путём объединения. Екатеринодарский отдел образовывался из трёх полковых округов – Екатеринодарского, Полтавского и Таманского. В состав Уманского отдела вошли Уманский, Кавказский, Кубанский и Ейский полковые округа. В Майкопский отдел входили Урупский, Лабинский и Хопёрский полковые округа (Памятная книжка Кубанской области на 1880 год. – Екатеринодар, 1880. Паг. 2. С. 23.).

Административные границы отделов и полковых округов не совпадали с границами уездов. Каждый полковой округ имел равное количество казаков, хотя состоял из разного числа станиц.

11 июня 1879 г. приняты «Временные правила об общественном управлении в слободках Кубанской и Терской областей». В этом документе опредёлен состав слободского общественного управления: сход, старшина со слободским правлением, суд. Слободской сход составляли все – без различия сословия и вероисповедания – жители слободки с прилегающими выселками и поселениями.

В этот период на Кубань прибыло свыше 175 тысяч переселенцев. Крестьяне из центральных регионов империи вынуждены были работать наёмными рабочими, батраками, арендаторами казачьих земель, проживая здесь в качестве иногороднего населения. Возможности приобретения надела земли лицом не казачьего сословия были крайне ограничены. Законом 21 апреля 1869 г. казакам предоставлялось право лишь сдавать землю в аренду. Эти противоречия заставили правительство продолжить политику унификации системы законодательства в казачьих регионах страны – по вопросу о праве частной собственности на землю.

Два фактора определяли аграрную политику царизма в крае: присоединение предгорий Западного Кавказа к России и развитие капиталистических отношений в обществе. В связи с этим власть решала две основные задачи: заселение новых и свободных территорий, в то же время – их экономическое освоение. Хотя переселение крестьян из Европейской России шло как стихийный, нерегулируемый правительством процесс, новые законы предоставили иногородним юридическое право оседлости на казачьих землях.

Как следствие – область стала состоять из различных административно-территориальных единиц: городов, станиц, посёлков, местечек, колоний, селений, аулов. Эти населённые пункты имели различные органы управлений, введённые различными указами, уложениями и положениями.

Местное управление в области представлялось думами городов, станичными и посёлковыми сходами, аульными управлениями. Руководителями населённых пунктов были начальники городов, станичные и поселковые атаманы, старосты селений и аулов.

…В семидесятые годы в административно-территориальном управлении Кубанской области происходят значительные реформы, связанные с изменением отношения Военного министерства и Министерства внутренних дел к казачьим территориям и казачеству. Фактически обязанности начальника Кубанской области стали намного более значимыми, чем определялись должностью наказного атамана. Это свидетельствовало о смещении в данный исторический период вектора государственных приоритетов – от власти военной к власти гражданской.


Конференция «Ф.А.Щербина, казачество и народы Сев. Кавказа. История и современность», 2008 год, г. Краснодар

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел: Освоение и управление землями ККВ // История административного деления

Рейтинг@Mail.ru